16.06 | 17.06 | 18.06 | |||
3 день. 1. Самопрезентация вожатого (6 часов).
а) Составьте 10 утверждений, начинающихся словами «Хороший вожатый – это тот, кто...»
б) Оцените свои умения по 5-ти балльной шкале, где 1 балл – самый низкий, а 5 баллов – самый высокий.
Умение определить цель деятельности___
Умение составить план работы на смену___
Умение подобрать соответствующие возрасту детей формы и методы работы___
Умение организовать деятельность детей___
Умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности детей___
Умение стимулировать интерес, инициативу и мотивировать детей на деятельность___
Умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств___
Умение установить контакт с ребятами___
Умение вести беседу, дискуссию___
Умение определять интересы, способности детей, их положительные качества___
Умение применять знания, опыт на практике___
Умение творчески подходить к делу___
Умение воздействовать на детей словом и примером___
Умение доводить начатое дело до конца___
Умение управлять собственными чувствами и эмоциями___
Умение работать длительное время без признаков усталости___
в) Подготовьте материал для самопрезентации, характеризуя себя как человека и вожатого. Для этого можно использовать разные формы: текст, презентацию, ролик о себе и т. д.
г) Нарисуйте вариант визитки для себя как вожатого.
4 день. 1. Определение цели работы с отрядом и составление плана работы на смену в соответствии с целью работы и с учетом возраста детей и календарных дат и событий (6 часов).
Задание: а) Составьте календарный план работы отряда на смену по предложенному образцу, указав основные отрядные дела (по одному на каждый день смены).
|
Дата | Мероприятие | Форма | Ответственные |
б) Составьте план работы в отряде на день по предложенному образцу на первые и последние три дня смены. Режимные моменты в план не включаются.
План на день. 16 июня, вторник.
Утро:_________
День: ________
Вечер: _______
5 день. 1. Разработка сценария отрядного огонька знакомств (6 часов).
Задание: Разработать сценарий отрядного огонька знакомств по предложенной схеме.
Тема:
Цель:
Задачи:
Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Форма:
Возраст участников:
Место проведения:
Оборудование:
Литература:
Ход мероприятия
Этапы | Основное содержание | Примечание |
Организационный | ||
Основной этап | ||
Заключительный |
6 день. 1. Оформление отрядного уголка (6 часов).
Задание: оформите макет отрядного уголка для основного периода смены с учетом атрибутов отряда и требований к оформлению уголка (на формате А4).
7 день. 1. Определение основных правил жизни в отряде (3 часа).
Задание: Сформулируйте по 10 правил и законов, которым будет подчинена жизнь детей и вожатого в отряде.
Законы:
1._______
2. ______ и т. д.
Правила:
1. ______
2. ______ и т. д.
2. Определение психолого-педагогических подходов к осуществлению режимных моментов в лагере (3 часа).
Задание: ответьте, с помощью каких слов - мотиваторов Вы будете осуществлять такие режимные моменты, как
Подъем ________________________
Выход на зарядку ________________
Сбор в столовую _________________
Тихий час _______________________
|
Отбой __________________________
8 день. 1. Разработка и оформление конспекта отрядного дела (6 часов).
Задание: Разработать конспект одного из запланированных мероприятий интеллектуальной направленности с учетом возраста детей (по схеме пятого дня практики).
9 день. 1. Разработка и оформление конспекта отрядного дела (6 часов).
Задание: Разработать конспект одного из запланированных мероприятий спортивной направленности с учетом возраста детей (по схеме пятого дня практики).
10 день. 1. Разработка и оформление конспекта отрядного дела (6 часов).
Задание: Разработать конспект одного из запланированных досуговых мероприятий с учетом возраста детей (по схеме пятого дня практики).
11 день. 1. Анализ общелагерного мероприятия (6 часов).
Задание: найдите в доступных источниках сценарий любого общелагерного мероприятия, представьте, что Ваш отряд является его участниками, и проанализируйте его по следующей схеме:
Тема _______________
Цель:_______________
Задачи:_____________
Форма: ____________
Роль вожатого отряда в мероприятии:________________
Роль детей отряда в мероприятии:___________________
Положительные моменты мероприятия: ______________
Отрицательные моменты мероприятия: _______________
Предложения по улучшению сценария: _______________
Конспект мероприятия должен быть вложен в дневник вместе с анализом.
12 день. 1. Составление конспекта (сценария) квеста в лагере (6 часов).
Задание: Часто в лагере отряд отвечает за подготовку и проведение общелагерного мероприятия. Составьте по известной схеме конспект (сценарий) квеста в лагере, где будут задействованы все отряды. Тема квеста по выбору вожатого.
|
13 день. 1. Составление развернутого плана тематического дня в лагере (6 часов).
Задание: Каждый день в лагере может быть посвящен определенной тематике. Например, День банта, День улыбки и т. д. Составьте по известной схеме развернутый план такого тематического дня. Тема дня по выбору вожатого.
14 день. 1. Решение психолого-педагогических ситуаций (6 часов).
Задание: из предложенных ситуаций выберите любые 10 и опишите свои действия в них. В анализе дня отметьте, какие ситуации из оставшихся вызвали затруднения и почему.
• Ребята выполняют ваше задание, у одной из девочек ничего не получается. Она впадает в истерику. Что предпринять?
__________________________________________________________________
• На спортивном мероприятии девочка во всеуслышание заявляет о своих «критических днях» - причине того, почему она не будет участвовать. Как реагировать вожатому?
__________________________________________________________________
• На занятии в кружке девочки, работая вместе, сделали прекрасную, яркую работу. А после занятия девочки забеспокоились: «А кому она достанется?» Что ответить?
_________________________________________________________________
• Как бороться с карточными играми на деньги?
_________________________________________________________________
• Вожатый замечает у одного из мальчиков порнографический журнал. Что делать?
__________________________________________________________________
• Вожатая вечером рассказывает ребятам историю, вдруг один из мальчиков громко говорит: «Таня, я от твоего голоса просто тащусь!» Что ответить?
__________________________________________________________________
• Вечером – слово за слово – дети разговорились, и вдруг одна из девочек спрашивает у вожатого: «А ты в бога веришь?» Что ей ответить?
__________________________________________________________________
• Маленькая девочка, привязавшись к вожатой, говорит: «Если бы вы были моей мамой!» Как реагировать?
__________________________________________________________________
• Вожатый застает одного из своих детей с сигаретой. Как поступить?
__________________________________________________________________
• Проходя мимо группы детей, вожатый слышит нецензурную речь. Что делать?
__________________________________________________________________
• В отряде есть ребенок, который постоянно опаздывает. Что делать?
__________________________________________________________________
• В отряде – «новый русский»: ребенок избалованный, всем недоволен, появившись в столовой, брезгливо спрашивает: «Что это? Мой обед?!!» Что ответить?
__________________________________________________________________
• Зайдя в комнату, вожатый видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это отреагировать?
__________________________________________________________________
• У вожатой – праздник. С утра она надела свои украшения. Девочки с нескрываемым интересом ее разглядывали, одна из них попросила: «Нина, а можно мне примерить твои украшения?» Как быть?
__________________________________________________________________
• У ребенка в отряде День рождения. Он доволен, но ведет себя вызывающе, считает, что сегодня ему все дозволено. Как быть?
__________________________________________________________________
• Дети вместе с вожатой приходят на завтрак. Видя на столах чай с хлебом и
сморщенные сосиски с гарниром, один мальчик громко говорит вожатой: «Оля, а я видел, как завхоз выходила из столовой с двумя пакетами яблок. Почему нам яблок не дали?» Как поступить?
__________________________________________________________________
15 день. 1. Решение психолого-педагогических ситуаций (6 часов).
Задание: из предложенных ситуаций выберите любые 10 и опишите свои действия в них. В анализе дня отметьте, какие ситуации из оставшихся вызвали затруднения и почему.
• Дети убирают территорию возле корпуса. Один из ребят спрашивает: «А сколько нам заплатят за работу, ведь любой труд должен оплачиваться?» К юному «коммерсанту быстро присоединяются единомышленники…Как разрядить обстановку?
__________________________________________________________________
В отряде есть ребенок - «неряха». Что делать вожатому?
__________________________________________________________________
• Один из ребят постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас, ставя вожатую в тупик. Как ей вести себя?
__________________________________________________________________
• Во время общего обсуждения ребенок задает Вам вопрос, ссылаясь на
противоположное утверждение другого вожатого. Как поступить в такой
ситуации?
__________________________________________________________________
• У одного из детей в отряде пропала достаточно дорогая вещь. Что делать?
__________________________________________________________________
• В отряде решили поставить спектакль. На роль главной героини претендуют две девочки. Как выбрать одну из двух и ни одну не обидеть?
__________________________________________________________________
• Вожатый застает детей из своего отряда, распивающих спиртное. Что делать?
__________________________________________________________________
В лагере – конфликт, в котором директор и старший вожатый занимают
диаметрально противоположные позиции. Каждый пытается сколотить себе
«группу поддержки». Как вести себя вожатому?
__________________________________________________________________
• У вожатого неприятности, придя к детям, он с ходу «набрасывается» на них с упреками, а, разрядившись, понимает, что переборщил. Что делать дальше?
__________________________________________________________________
• В отряде есть ребенок – «слабак», остальные дети не упускают случая
поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как
вожатому помочь такому ребенку?
__________________________________________________________________
• В отряде – больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т.д.). Ребята сторонятся или осмеивают его. Как быть?
__________________________________________________________________
• Вожатые напарники не могут поделить между собой обязанности. Дети явились свидетелями их конфликта. Как выйти из ситуации?
__________________________________________________________________
• В отряде завязалась драка. Что делать вожатому?
__________________________________________________________________
• Вожатый обнаружил, что из отряда пропал ребенок. Что делать вожатому?
__________________________________________________________________
В отряде есть неформальный лидер, с асоциальными установка. Предложите линию поведения вожатого. ______________________________________________________________
Случайно вожатый услышал, как дети обсуждают вожатого: «Он вообще выжил из ума, его давно пора уволить…» Как реагировать на подобные реплики?
_________________________________________________________________
Ребята в старшем отряде «по секрету» рассказывают друг о друге своему вожатому. Как ты к этому отнесешься? ______________________________________________________________
16 день. 1. Определение возможных затруднений в работе вожатого (6 часов).
Задание: а) посоветуйте, как повести себя вожатому в описанных ситуациях. Из предложенных ситуаций выберите любые 10 и опишите свои советы. В анализе дня отметьте, какие ситуации из оставшихся вызвали затруднения и почему.
• Вожатый, выведенный из равновесия вызывающим поведением ребенка, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил судебным разбирательством.
__________________________________________________________________
• Ребята смеются над девочкой из глубоко религиозной семьи.
__________________________________________________________________
• В отряде – ребенок с редким, необычным именем (Магомед, Муза и пр.). Ребята посмеиваются, когда звучит его имя (или фамилия).
__________________________________________________________________
• Вместе с ребенком в день заезда вожатый принимает на себя ответственность за его жизнь и здоровье. Как избавиться от чувства страха, но не потерять чувства ответственности?
__________________________________________________________________
• Тебе дали поручение, которое тебе совсем не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
__________________________________________________________________
• Необходимо ли вожатому посещать планерки?
__________________________________________________________________
• Как сплотить детей в разновозрастном отряде? Как их объединить и включить в совместную деятельность?
__________________________________________________________________
• Как включить стеснительного, закомплексованного, одаренного ребенка в
деятельность?
__________________________________________________________________
• Случается, что у вожатого не складываются отношения с коллективом детей. Что в такой ситуации делать?
__________________________________________________________________
• Как вы думаете, имеет ли вожатый право отказаться от ребенка, не понравившегося ему (по разным причинам)?
__________________________________________________________________
• Как быть с неуправляемым ребенком, который привык не слушаться родителей?
__________________________________________________________________
• Как поступить вожатому в ситуации, когда желания ребят по выбору деятельности не совпадают?
__________________________________________________________________
• Необходимо ли организовывать свободное время детей в лагере?
__________________________________________________________________
• Часто у вожатых появляется ощущение, что детям ничего не интересно. Что мы можем посоветовать такому вожатому?
__________________________________________________________________
• Если в отряде стали пропадать вещи, что делать в такой ситуации?
__________________________________________________________________
б) Из представленного перечня трудностей определите те, с которыми Вы можете столкнуться при работе с детьми Вашего отряда (при выборе имеет значение возраст детей).
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры
Быстрая утомляемость
Упрямство, непоседливость, споры по поводу и без
Проявление чрезмерной самостоятельности
Впечатлительность, эмоциональная неуравновешенность
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, интерес к себе
Девочки опережают в своем физическом развитии мальчиков
Обыкновенные вопросы выводят из равновесия и кажутся посягательными на
независимость
Копирование привычек, манеры поведения и лексикона взрослых
17 день. 1. Разработка и оформление сценария отрядного прощального огонька (6 часов).
18 день. 1. Оформление дневника и отчетной документации по практике (6 часов).
Образец психолого-педагогического анализа каждого дня практики.