Классификация методов активного учения




Тема 6. Условия выбора методов обучения

Цель: осмыслить понятие метода, приемы и правила обучения, осознать неоднозначность и проблемность их толкования, выявить достоинства активных методов обучения как способов реализации современных ФГОС, установить условия выбора методов обучения, влияющих на эффективность и результативность процесс обучения.

Вопросы и задания

1. Раскройте сущность понятий «метод обучения» и «прием обучения». Каковы признаки, по которым можно различать метод и прием обучения?

2. Покажите, что методы обучения не тождественны принципам.

3. Проанализируйте классификации методов обучения. Какая из них, на Ваш взгляд, является наиболее приемлемой? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Подумайте, почему ни один метод не может использоваться как универсальный?

5. Перечислите условия, определяющие выбор методов обучения.

6. Беседа как метод обучения. Выявите условия эффективности беседы в обучении учащихся.

7. Охарактеризуйте рассказ как метод обучения. Укажите условия его педагогической эффективности.

8. Выявите основные черты школьной лекции. Укажите её место и роль в учебном процессе.

9. Раскройте педагогические требования к лабораторным работам и практическим занятиям. В чем стимулирующий и активизирующий потенциал этих методов?

10. Активные методы обучения. Их преимущество в ходе процесса обучения.

11. Современные методы обучения (см. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Изд. центр «Академия». – С. 239)

Практическая часть

1. Подумайте, какие группы методов получили в настоящее время наибольшее развитие и почему? Ответ оформите в следующем виде:

Аргументы за Название группы методов Аргументы против
     

2. Законспектируйте современные методы обучения, представленные в пособии «Дидактика» В.А. Ситарова (С. 239).

3. Спроектируйте фрагмент урока (по своей специальности), который содержал бы один из современных методов обучения.

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
  3. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2003.
  4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  5. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
  6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

7. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя. – Нижний Новгород, 1996.

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000.
  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.
  4. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  8. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  10. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.
  11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для уяснения понятий метод и прием целесообразнее обратиться к материалам учебников Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.; Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.; Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999. Осмысление осоебенностей современных методов обучения требует ознакомления с материалами Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.; Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002

Приложение к занятию 6.

Методы активного обучения

Классификация методов активного учения

Выбора методов (И.Я. Лернер)

Ø В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).

Ø Выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект). Для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).

Ø В соответствии с логикой построения Содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование дидактических методов обучения (логический аспект).

Ø Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства - предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект).

Ø Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: