ПРИНЦИП ОТБОРА КОНЦЕРТНОГО РЕПЕРТУАРА И СОЗДАНИЕ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ.




 

Концертный репертуар коллектива складывается и определяется, в основном, в процессе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой формы и тематики будущей концертной программы, а также степени исполнительской освоенности материала. Выбираются репертуарные произведения по определенным принципам, независимо от творческого направления и исполнительского стиля коллектива. Выбор репертуара осуществляется с учетом следующих принципов:

1) В репертуар включаются произведения, обладающие высокой художественностью, музыкальной ценностью и эстетически выдержанной поэзией.

2) Выбирая материал, следует помнить о необходимости накопления и создания собственного уникального фонда, не повторяющего репертуар других коллективов. Репертуар фольклорного коллектива должен обладать самоценностью и в то же время иметь просветительно-воспитательное значение.

3) При выборе репертуара обязательно учитываются музыкально-технические возможности коллектива.

4) Для концертного репертуара отбираются произведения разных жанров, отличающихся по тематике и характеру исполнения.

5) В концертный репертуар, кроме песенных образцов могут быть включены инструментальная музыка, хореографические постановки, народная проза, фольклорный театр.

6) В репертуаре могут быть использованы произведения, как для общего состава, так и для камерных исполнительских форм.

7) При выборе репертуара соблюдаются определенные пропорции в коллективе протяжных и скорых песен, хореографических, инструментальных номеров, произведений, исполняемых акапелла и с сопровождением.

 

Репертуар и концертная форма его воплощения находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга. С одной стороны, репертуар, накапливаемый на определенном этапе развития коллектива, его специфика, предполагает какой концертной формой он может быть представлен. С другой стороны, особенности каждой сценической формы определяют внутреннюю структуру построения концертной программы.

Как создается концертная программа? В одних случаях ее созданию предшествует накопление представляющих интерес для руководителя репертуарных произведений, на основе которых впоследствии и формируется концертная программа. В других – материалы подбираются уже от выбранной концертной формы, сценарного замысла или тематической направленности будущего концерта. Каждый руководитель заинтересован в зрительском успехе своего коллектива.

Исполнительская практика показывает, чтобы поддержать и сохранить постоянный интерес к происходящему на сцене действию, помогает принцип контрастного построения программы, в которых, в определенной последовательности, чередуются различные песенные жанры, хореографические и инструментальные номера. Комбинации исполняемых номеров могут быть самыми различными, однако при этом следует учитывать, что более 2-3 протяжных песен подряд слушатель воспринимает с трудом. В то же время, несмотря на доступность и хорошее восприятие аудиторией нескольких жанров, соединенных хореографией и зрелищностью, не следует злоупотреблять и этими номерами, потому что, чрезмерность движения утомляет зрителя не меньше, чем статичные формы, сопутствующие исполнению протяжных песен. Кроме того, не следует усердствовать в потакании тех зрителей, которые пришли на концерт лишь в поисках развлечений, посмотреть на экзотичность фольклора, а не приобщиться к его основным духовным ценностям в лице протяжной песни.

 

Как найти оптимальный вариант соотношения номеров в программе? Для этого руководителю следует хорошо себе представлять, какую концертную форму подачи репертуара он избирает. Если предполагается концерт-лекция, то количество, последовательность и чередование разных жанров, хореографических и инструментальных номеров не имеют принципиального значения. В этом случае нежелательные последствия от перенасыщения музыкой или хореографией смягчаются или снимаются совсем пояснениями «лектора» и его умением непринужденного и естественно общаться со слушателями в паузах между номерами.

Примерно также снимается напряженность от эмоционального воздействия в концертной форме с ведением ведущего, объявляющего последовательность номеров или слогов (вместо обычных объявлений употребляются специально написанные тексты).

Однако следует учесть, что объявления ведущего не могут быть продолжительными, иначе это снижает темп концерта.

Особенно сложно постоянно удерживать внимание в концертной форме не предусматривающей ведущего (поп стар). Здесь концентрация музыкального воздействия достигает высшей степени. Поскольку отсутствует возможность хотя бы кратковременного отдыха от звучания.

В этой форме контрастность построения чрезвычайно важна. Именно она поможет зрителю заинтересованно прослушать весь концерт целиком и не уйти из зала с чувством неудовлетворенности.

Контрастное сопоставление номеров не обязательно и не всегда может проявляться лишь в чередовании песен разных жанров. Ему способствует изменение качественного и количественного состава, исполняющего те или иные номера, и включение в программу сольного пения, и использование музыкального сопровождения, и инструментальных номеров. Выстраивая концертную программу необходимо помнить, что для успешного эмоционального воздействия она должна обладать особенными кульминационными пиками, возникающими обычно в середине и конце концерта. Причем серединная кульминация не должна быть слишком яркой, иначе у публики возникает ощущение, что продолжения не будет, и она начнет покидать зал. Кульминационным моментом в середине программы может стать любой номер. Часто его исполнение сопровождается зрелищностью, но нередко им становится и особенно интересная эмоциональная протяжная песня. Для финальной кульминации обычно выбираются наиболее яркие, игровые, шуточные или плясовые песни, способствующие хорошему, приподнятому настроению зрителя.

В зависимости от состава, подготовленности уровня аудитории, руководитель, если он заранее осведомлен о контингенте зрителя, может свободно варьировать номера программы, усложнять или упрощать ее по мере надобности и изменении ситуации. Если же состав публики неизвестен, то выбирается оптимально умеренная по специфичности программа, позволяющая заинтересовать и не оттолкнуть аудиторию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: