МОРЕХОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА
ОДЕССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ
,,Утверждаю,,
Начальник МКТФ ОНМА
_________ А.В.Опарин
Методические указания
к самостоятельному изучению дисциплины
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
для студентов - заочников
специальность – 5.07010403
«Эксплуатация судовых энергетических установок»
Одесса 2011
В учебном пособии представлены учебно-справочные материалы по основным типам, видам и конструкциям средств измерительной техники (СИТ), применяемых на судах торгового флота. Дана классификация методов и погрешностей измерений. Рассмотрены методы практических измерений при оценке технического состояния судовых деталей и узлов.
В приложениях к настоящему учебному пособию подробно рассмотрены методы измерений и виды СИТ применительно к эксплуатации судовых двигателей внутреннего сгорания (СДВС)
При составлении пособия использованы учебники и справочники по технической эксплуатации судовых энергетических установок, перечень которых прилагается.
Учебное пособие предназначено для использования курсантами и студентами заочной формы обучения по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и управление качеством» и выполнении соответствующего варианта аудиторной контрольной работы
Учебное пособие рассмотрено, одобрено цикловой комиссией специальных дисциплин Мореходного колледжа технического флота ОНМА.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Измерения и средства измерительной техники ………………………4
Измерение температуры ……………………………………………………4
|
Измерение давления ………………………………………………………...6
Измерение частоты вращения и мощности двигателей …………………..7
Измерение уровня и расхода жидкости ……………………………………9
2. Измерения при оценке технического состояния деталей и узлов ….11
2.1.Визуально-оптическая оценка …………………………………………………11
2.2. Измерения и обмеры деталей ………………………………………………….11
2.3. Измерение зазоров ……………………………………………………………...13
2.4. Определение положения оси коленчатого вала ………………………………18
2.5. Проверка соосности центрирования фланцевых соединений ……………….18
2.6. Проверка центровки зубчатых соединений …………………………………..21
2.7. Обеспечение соосности и углового положения сборных элементов …….…24
Список использованных источников …………………………………24
Приложение 1. Методы и погрешности измерений …………………….25
Приложение 2. Измерения в практике эксплуатации ДВС …………….28
1. Измерение температуры …………………………………………………….…28
2. Измерение давления …………………………………………………………....29
3. Измерение крутящего момента ………………………………………………..33
4. Измерение расхода жидкостей и газов ………………………………………..35
5. Определение состава отработавших газов ……………………………………38
6. Определение мощности ………………………………………………………..39
1. ИЗМЕРЕНИЯ И СРЕДСТВА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
При необходимости установки новых или замены вышедших из строя средств измерительной техники (СИТ) надо подбирать их так, чтобы значения измеряемых величин приближались к нормируемым. Практически следует устанавливать СИТ, в которых измерения выполняются в последней трети диапазона шкалы, что обеспечивает более высокую точность.
|
Измерение температуры
Единицей термодинамической температуры Т является кельвин (К). Кельвин есть 1/273,16 часть термодинамической температуры тройной точки воды. Допускается применение температурной шкалы Цельсия t, ее единица — градус Цельсия (°С).
Кроме термодинамической шкалы, используется Международная практическая температурная шкала 1968 г. (МПТШ — 68), различающая международную практическую температуру Кельвина Т68 и международную практическую температуру Цельсия t68. По МПТШ — 68 рекомендуется выражать температуру до 0° в Кельвинах, выше — в градусах Цельсия, т. е. нежелательно употреблять ее отрицательные значения.
В практике использования иностранных СИТ или при контактах с иностранными фирмами появляется необходимость пересчета с температурных шкал Фаренгейта, Ренкина в кельвины и градусы Цельсия (см. табл. 1).
Таблица 1.
Формулы для пересчета температурных шкал
Обозначение температуры и ее единица в исходной шкале | Единица температуры в шкале, на которую переходят | |||
°С | К | °Ф | °Р | |
t c,°C (Цельсия) Т к, К (Кельвина) tф, °Ф (Фаренгейта) Т Р, °Р (Ренкина) | Т к — 273,15 9/5(tф - 32) 5/9(Тр - 273,15) | tс + 273,15 5/9(tф + 255,37) 5/9Тр | 1,8 tс + 32 1,8TК - 459,67 Tр — 459,67 | 1,8tс +459,67 1,8 Tк tф+459,67 |
|
_________________
*) Средства измерительной техники (СИТ) на торговых судах часто называют контрольно измерительными приборами (КИП)
В судовой энергетике температуры измеряют в различных режимах и в широком диапазоне: от 70 до 2700 К.
В качестве измерительных средств применяют термометры различных типов (см. табл. 2).
Таблица 2
Термометры, применяемые на судах
Тип, наименование | Конструктивные особенности. Рабочая среда. Условное обозначение | Измеряемая температура, СС | ||
Нижний предел | Верхний предел | Режим кратковременного измерения | ||
Жидкостные стеклянные, заполненные: ртутью толуолом полиэтилоксанолом керосином | Хвостовик прямой или угловой (угол отклонения к оси капилляра 90 или 135°), длиной 60—1600 мм. В условном обозначении указаны: вид и номер исполнения, цена деления шкалы, длина верхней и нижней частей, государственный стандарт | —30 —90 — 60 — 60 | ||
Манометрические: газовые конденсационные | Состоят из термобаллона, капилляра (длиной до 60 мм) и манометра, заполненных рабочим веществом (газом, жидкостью) Классы точности: 1,0; 1,5; 2,5; 4,0 Заполнены азотом Заполнены конденсатом низко- кипящей жидкости (ацетоном бензолом, фреоном-22) | -149 -50 | ||
Термоэлектрические с термопарой из материалов: платинородия — платины | Состоят из термопары, соедини- тельных проводов и электроизме- рительных приборов ТПП | |||
—20 | ||||
платинородия — платинородия | ТПР | 180О | ||
хромеля — алюмеля | ТХА | —200 | ||
хромеля — копеля | ТХК | —200 | ||
Терморезисторы (термометры сопротивления): | Состоят из чувствительного элемента (из платины, меди), соединительных проводов, электроизмерительных приборов и источников тока | |||
платиновые | ТСП, Гр. 20 | |||
ТСП, Гр. 21 | —200 | |||
ТСП, Гр. 22 | —200 | |||
медные | ТСМ, Гр. 23 | —50 | ||
ТСМ, Гр. 24 | —50 |
Измерение давления
Единицей давления является паскаль (Па) — давление, вызываемое силой 1 Н равномерно распределенной по поверхности площадью 1м2.
Таблица 3