Игра как исторически сложившееся явление.




ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Альметьевск, 2012

 

Нургалиева Р.Х., Латипова М.Р., Камалова Э.И.

Подвижные игры в системе физического воспитания как элемент воспитания национальной культуры: Учебно-методическое пособие/ АКФК. Альметьевск, 2012. 108 с.

 

Учебное пособие включает в себя две главы. В первой главе раскрывается исторический аспект и значения подвижных игр. В методической части пособия имеется каталог из 98 подвижных игр, подобранных с учетом возрастных особенностей учащихся, по характеру двигательной деятельности для развития и совершенствования физических качеств, а также даются методические рекомендации по применению народных подвижных игр как древнейшее средство физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Адресовано студентам и преподавателям физкультурных учебных заведений, учителям физической культуры в общеобразовательных школах, тренерам детско-юношеских спортивных школ и воспитателям детских садов.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Введение ………………………………………………………………  
I ИСТОРИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЕ…………………………….  
  1.1. Игра как исторически сложившееся явление…………………..  
  1.2. Значение подвижных игр………………………………………… 1.2.1. Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр 1.2.2. Образовательное значение подвижных игр…………………. 1.2.3. Воспитательное значение подвижных игр…………………..  
II. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………  
  2.1. Подвижные игры в системе физического воспитания дошкольников…………………………………………………… 2.1.1. Подвижные игры для детей от 3 до 6 лет…………………… 2.2. Подвижные игры в системе физического воспитания детей детей школьного возраста………………………………………. 2.2.1. Подвижные игры для учащихся 1-4 классов………………... 2.3. Подвижные игры для подростков………………………………. 2.3.1. Подвижные игры для учащихся 4-6 классов………………… 2.3.2. Подвижные игры для учащихся 7-9 классов………………… 2.3.3. Подвижные игры для учащихся 10-11 классов……………… 2.4. Татарские народные подвижные игры…………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………    
  Библиографический список…………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности – 050720 физическая культура. Опыт работы в ГАК показал, что выпускники колледжа физической культуры испытывают большие трудности при подготовке к итоговой аттестации в связи с разрозненностью специальной литературы.

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека.

Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием и военным делом [2,3].

По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

В связи с этим подбираемые к занятиям физической культуры подвижные игры должны помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков.

Играя в грамотно и планомерно подобранные преподавателем специализированные или вспомогательные подвижные игры, студенты овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно –рекреационной направленностью учебного предмета[1,3,4,11].

.

Для повышения общей результативности проводимых занятий рекомендуемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание игры, может легко и оперативно варьироваться – усложняться или упрощаться по усмотрению преподавателя, исходя из конкретно складывающейся учебной ситуации[2,3,4,15].

Таким образом, подвижные игры и эстафеты играют значительную роль в процессе профессионального образования студенческой молодежи, воспитывая основные физические и жизненно важные качества необходимые будущим специалистам.

Пособие написано доступным языком с учетом его самостоятельного изучения и использования студентами, занимающимися по индивидуальным планам, часто задействованных на тренировочных сборах и соревнованиях.

Пособие предназначено студентам колледжа физической культуры и может помочь тренерам ДЮСШ в их учебно-тренировочной деятельности.

Ι.ИСТОРИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Игра как исторически сложившееся явление.

Физическая культура начала складываться на определенном уровне экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т.е.

около 50 тысяч лет назад[11].

Более совершенные орудия труда, а так же возникновение родовых объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность

изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных

жизненных потребностей. Решающее значение имело понимание людьми того обстоятельства, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем,

а при встрече с быстрым животным должен ловко и без промаха поразить

цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, развивать силу, ловкость, меткость. При изготовлении снарядов для метания

приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению

тех задач, которые ставила перед ним жизнь в орде, роду, племени. В первобытном обществе дети и взрослые принимали участие в подвижных играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила племени славу, а

победителей награждали призами[4,11,15].

 

1.2. Значение подвижных игр

Игра – понятие очень широкое и охватывает весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца до атлетического хоккея с шайбой. Игра сопутствует жизненному пути человека – от его младенческих

лет до старости[2,3,5,7,11].

В зависимости от того, какое значение придается играм, определяется и

отношение к ним.

Игра есть форма деятельности, при которой формируется мировоззрение человека, отношение его к коллективу. Как никакой другой вид деятельности игра способна воспитывать навыки коллективных действий. Она дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг друга[2,6,7,9,11].

Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает вследствие накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии, которую необходимо удалить, что и достигается при помощи игры.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания студента, средством спорта.

Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные[3,4,15].

 

1.2.1. Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр

Главным содержанием подвижных игр являются разнообраз­ные движения и действия играющих. При правильном руководст­ве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосуди­стую, мышечную, дыхательную и другие системы организма[1,3,4,6,11,15].

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в сус­тавах.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является про­ведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усили­вается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме[11,15].

Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белко­вый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значе­ние могут иметь подвижные игры только при правильной поста­новке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся[8,9,13,14].

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возмож­ности заранее предусмотреть действия каждого участника. Посто­янно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содер­жание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические на­грузки были оптимальными. При систематических занятиях игра­ми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы орга­низм детей постепенно к ним приспосабливался[2,3,4,11].

Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных на­грузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью[8,13].

Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызыва­ет у игроков положительные эмоции[11].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: