Завоевание признания на Западе




 

января 1896 года в Париже, в эраровском зале, который видел много знаменитых музыкантов, состоялся первый авторский концерт Скрябина. 6 января Скрябин дал концерт в Брюсселе, а 13 января - в Берлине. И все равно играл он свои этюды, мазурки, экспромты, двенадцать прелюдий из цикла, над которыми, продолжа работать за рубежом. После этих концертов Беляев, убедившись, что выступления его любимца проходят с огромным успехом и что держится он на больших Европейских эстрадах с полным самообладанием, вернулся в Петербург, а Скрябин продолжал свое концертное турне по плану, одобренному заботливым покровителем.

Судя по сохранившимся отзывам прессы, первая концертная поездка привлекла к Скрябину пристальное внимание Европейской общественности, причем в некоторых из этих отзывов содержаться интересные и чуткие оценки его творчества и исполнительского искусства. Репертуар Скрябина непрерывно пополнялся, в частности произведениями, возданными в Париже, в том числе и прелюдиями, над циклом которых он не прекращал работать, задумав написать 48 пьес, по две в каждой тональности. По мере создания все новых и новых прелюдий первоначальный замысел менялся. В итоге вместо одного цикла образовалась несколько самостоятельных. Изменение первоначального замысла объясняется, прежде всего, тем, что композитор в процессе его реализации не захотел придерживаться заданной себе ранее тональной схемы. Скрябин был первым великим русским композитором и пианистом, который уже в конце ХIХ столетия, ознаменовавшемся утверждением на Западе величия русской музыки, открыл своим искусством новый период её развития - вначале в области фортепианного творчества, а затем и симфонического.


Творческий расцвет

 

Осенью 1896 года он начал работу над концертом для фортепиано с оркестром. То было по существу первое произведение Скрябина, его первая оркестровая партитура. До того как концерт был опубликован Скрябин исполнил его в Одессе на вечере симфонической музыки местного отделения Русского музыкального общества, состоявшемся 11 октября 1897 года под управлением В.И. Сафонова, назвавшего в письме к дирекции это произведение "замечательным" и сообщившим, что "этот юноша теперь на пути к славе-он играл с огромным успехом в Париже, Амстердаме, Брюсселе и Берлине". Уже в самом начале первой части концерта в кратком оркестровом вступлении первая валторна интонирует краткую напевную мелодию, которая является как бы тематическим стержнем всего произведения, проходящим через все три части концерта. Такой прием впервые применен именно в Скрябинском концерте, где решена проблема органической спаянности симфонического цикла, тревожившая многих великих мастеров, обращавшихся к этой сложнейшей форме. Три части концерта образуют единое стройное целое отличающиеся богатством музыкальных образов, стройностью их развития, сопоставление и драматургического обобщения. В концерте ярко проявилось мастерское владение Скрябиным как сонатно-симфонической формой, так и вариационными приемами развития. На первое исполнение концерта в Одессе композитор приехал уже вместе с женой, талантливой пианисткой Верой Ивановной Исакович, блестяще окончившей в 1897 году Московскую консерваторию золотой медалью.

В январе 1898 года в Париже состоялся еще один авторский концерт. На этот раз исполнителями были и сам Александр Николаевич и его жена. А.Н. Скрябин продолжал отдаваться творческим порывам, и пресловутая рассеянность его частью объяснялась тем, что он весь был поглощен очередным творческим замыслом.

Творческое напряжение, которое было, видимо, привычным состоянием Скрябина, сопровождалось не прекращавшейся борьбой с заболеванием правой руки, дававшем себя знать особенно сильно после публичных выступлений. О возращению в Россию в мае 1898 года Скрябин занялся отделкой своих произведений созданных за границей. Уже в следующем месяце он послал в издательство полонез и четыре прелюдии, а в августе - Третью сонату работа над завершением которой, как он писал Беляеву сильно утомила.

Скрябин жил и трудно, и празднично. Трудности бытового характера усугублялись его крайней непрактичностью, свойственной, правда, и многим другим мастерам культуры, все цело увлеченным своими творческими замыслами и их осуществления, но именно погружение в созидательный труд делало праздничной жизнь великого композитора.

7. На встречу "подкрадывающейся смерти"

 

Последние годы жизни Скрябина принесли пять сонат (с шестой по десятую), Несколько поэм, этюдов, прелюдий и других произведений для фортепиано. То был период творчества композитора, называемый "прометеевским" или "послепрометеевским", потому что к "поэме огня" сочинения, созданные в 1911-1914 годах, примыкают не только хронологически, но в той или иной степени близкие к ней по образному строю и средствам выразительности, которые, постепенно выкристаллизовываясь, вылились в "Прометее" в стройную новаторскую систему.17 февраля 1910 года он был избран почетным членом С. - Петербургского отделения Русского музыкального общества. Крупнейшие русские музыканты продолжали ценить музыку Скрябина и его творческие искания.

Обращаясь к произведениям Скрябина, созданным после "Прометея", нельзя не заметить сразу же, что творческие открытия, которыми изобилует эта великая партитура, получили дальнейшее развитие во всех последующих фортепианных сочинениях.

февраля 1915 года Александр Николаевич сыграл Девятую сонату в Петрограде. Надежда Николаевна Римская-Корсакова, пораженная этим новым произведением композитора, дарование которого она оценила даже раньше, чем её гениальный муж, спросила автора, какое содержание он вложил во второй мотив главной партии, сменяющий начальный образ раздумий и производящий впечатление какого - то зловещего заклинания. Скрябин ответил кратко: " Это-тема подкрадывающейся смерти". Фраза эта, ставшая известной друзьям композитора и особенно часто вспоминавшаяся через два месяца, когда Скрябина не стало видимо, объясняется ухудшавшимся состоянием его здоровья, на что уже давно обращала внимание и вся семья Мониветти, и друзья.

Последним произведением, в котором Скрябин применил принципы сонатности, была поэма "к пламени", созданная и опубликованная в 1914 году. Эта поэма - один из замечательнейших образцов Скрябинской звукописи. Виртуозно используя разнообразнейшие средства музыкальной выразительности, композитор создает зримо ощутимые образы огня, победоносно вырывающегося из глубин мрака и достигающего лучезарного блеска.

Но эта поразительная звукопись наполнена вместе с тем глубоким эмоциональным содержанием, раскрывая возвышенность стремлений человека, могущество его воли и призывая славным свершениям. Скрябин до конца дней остался верен себе своему пониманию высокого долга художника, которое он сформулировал еще в юношеские годы, возвещая людям, что "они сильны и могучи".

апреля 1915 года Александр Николаевич дал концерт, которому суждено было стать последним в его жизни, он почувствовал себя нехорошо и заметил, что у него на верхней губе, на том же месте что и во время поездки в Англию, началось воспаление. Московские друзья композитора, которых давно беспокоило состояние его здоровья, на этот раз особенно встревожились и сразу же поняли, что необходимо срочная врачебная помощь, оказавшаяся, однако, бессильной в борьбе со стремительно развивавшимся заболеванием и неумолимо "подкрадывавшейся смерти".

Не смотря на принятые меры вплоть до мучительных разрезов губы, температура поднялась выше 40 градусов. Карбункул вызвал общее заражение крови, от которого 27 апреля в 8 часов 5 минут утра Александр Николаевич Скрябин скончался.

 

Эпилог

 

Смерть Скрябина произвела ошеломляющее впечатление на русскую, а затем и на зарубежную общественность, даже не смотря на то, что в центре событий и переживаний оставалась война. Многие, писавшие о Скрябине пробудили параллели между его музыкой и творчеством русских поэтов - символистов. Кстати сказать, стихи некоторых из них, особенно Валерия Брюсова и Вячеслава Иванова, композитор очень ценил, а в честь Брюсова написал даже сонет. Композитор верил в неисчерпаемость сил и форм жизни и в то, что единение человека с природой делает его могучим - подобно тому, как герой античного мифа титан Антей становился сильнее от прикосновения к земле. Именно "Антеевская " сила человека, которую Скрябин понимал как волю, была залогом победы в борьбе с темными силами и преобразования человечества. Наиболее действенным средством в процессе этого преобразования Скрябин считал искусство, гимном которого он закончил Первую симфонию. Тысячи людей провожали Скрябина в последний путь.

Вся Россия стремилась достойно почтить память ушедшего великого мастера. В Москве было организованно Общество имени А.Н. Скрябина. Начали собирать его нотные рукописи, заметки и письма, афиши и иконографический материал. В этой работе деятельнейшее участие принимала Любовь Александровна Скрябина, для которой смерть её Шуриньки была тягчайшим ударом. Начиная с первых лет Советской эпохи в нашей стране музыка Скрябина звучит на концертных эстрадах, в домах культуры фабрик, заводах, в классах консерватории, музыкальных школ и училищ. Крупнейшие дирижеры нашей страны исполняли и исполняют симфонические произведения великого композитора. В историю мировой музыкальной культуры Скрябин вошел как один из величайших русских композиторов, завершивший классический период развития музыки.

Он обобщил громадный опыт художественного творчества человечества - начиная от античных мифов о титанах и, кончая высокими освободительными стремлениями нового времени, подготовившими начало новой эпохи развития общества. Залогом победы в борьбе за торжество высоких социально-этических идеалов Скрябин считал волю человека. И образы волевых могучих импульсов, а не только новаторские средства выразительности, обусловили воздействие Скрябина на творчество многих мастеров музыкальной культуры нашей родины.


Заключение

 

В первой части своего реферата я написала о детских годах композитора, его мама прекрасно играла и выступала на концертах, а отец был любителем игры на фортепиано. Наверно, это и повлияло на развитие мальчика. С раннего детства он слушал этюды и прелюдии великих композиторов, которые играла ему тетя.

Далее я раскрываю тему первых испытаний и побед композитора. В 1892 году он закончил Московскую консерваторию и к тому времени у него уже было множество произведений. Шопен был его любимым композитором, поэтому жанры были схожие.

В следующей теме "звезда первой величины" мне хотелось бы выделить, что в 1894 году Скрябиным заинтересовался М.П. Беляев. Постепенно о творчестве Скрябина узнали все.

В четвертой части мне бы хотелось рассказать о Первой любви и борьбе с болезнью композитора. Его музыка постепенно завоевывала признание и все чаще звучала на концертах. Но и состояние правой руки ухудшалось.

В пятой части своего реферата я раскрываю тему завоевание признания композитора на Западе. В Париже состоялся первый авторский концерт Скрябина.

Творческий расцвет Скрябина приходиться на осень 1896 года. Он начал работу над концертом для фортепиано. В январе 1898 года в Париже состоялся авторский концерт. А.Н. Скрябин играл со своей женой.

В следующей части реферата на встречу "подкрадывающейся смерти". В последние годы жизни Скрябин написал 6 и 10 сонаты. Несколько поэм, этюдов, прелюдий и других произведений.

апреля 1915 года А.Н. Скрябин дал последний концерт в его жизни. Скрябин заметил, что у него на верхней губе началось воспаление. Карбункул вызвал общее заражение крови, от которого 27 апреля в 8 часов 5 минут утра скончался Александр Николаевич Скрябин.

В заключительной части своего реферата я рассказываю о смерти Скрябина, которая произвела ошеломляющие впечатление на русскую, а затем на зарубежную общественность. Не смотря на то, что была война. В историю музыкальной культуры Скрябин вошел как один из величайших русских композиторов, завершивших классический период развития музыки.


Список используемой литературы

 

1. Беленький А.В. Биографический очерк Скрябина А.Н. - В, 1965.

. Бойко Г.А. Скрябин А.Н. Новатор Серебряного века - М. - Л.:

Советский писатель, 1982.

. Зайцев Б.В. Биографии великих людей - М, 1985, стр.56-123.

. Никитина В. П.А.Н. Скрябин. Русский композитор и пианист. - СПб, 1991

. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин - М, 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: