Тема 7. Формы организации учебного процесса в школе.




Тема 7. Формы организации учебного процесса в школе.

Урок – основная форма организации в современной школе

Возможности современных средств обучения для развития личности

Цель: ознакомиться с понятием форм обучения и форм учебной деятельности на уроке, установить условия эффективного использования; проанализировать урок как основную организационную форму, установить его особенности, выявить пути и способы совершенствования урока, установить причины, вызывающие необходимость его изменения и совершенствования; рассмотреть понятие средств обучения, ознакомиться с разнообразием классификаций средств обучения, осознать влияние средств обучение на протекание и результативность процесса обучения, ознакомиться со спецификой использования компьютерных средств.

Вопросы и задания

  1. Раскройте условия эффективности коллективной и индивидуальной форм работы учащихся на уроке.
  2. Охарактеризуйте особенности групповой формы работы на уроке. Работа в парах как разновидность групповой работы.
  3. Покажите, в чем сходство и различия индивидуальной и индивидуализированной форм работы с учащимися.
  4. Рассмотрите внеурочные формы работы с учащимися. Какие требования к ним предъявляются?
  5. Общее понятие о формах организации. Формы организации обучения до появления урока.
  6. Урок – основная форма организации учащихся в современной школе.
  7. Требования, предъявляемые к современному уроку.
  8. Рассмотрите типологию уроков на основе полноты состава его структурных элементов:

а) вводный урок;

б) урок изучения нового материала;

г) урок закрепления знаний и выработки и совершен6ствования умений и навыков;

д) урок повторения и обобщения знаний;

е) урок контроля и проверки знаний;

ж) комбинированный урок.

  1. Роль учителя в подготовке и проведении урока.
  2. Понятие средств обучения.
  3. Рассмотрите представленные в педагогической литературе классификации средств обучения.
  4. Раскройте функции средств обучения.
  5. Определите дидактические требования, предъявляемые к использованию средств обучения в ходе учебного процесса.
  6. Рассмотрите современные средства обучения (электронные учебники, средства Интернет и т.д.). Каково их значение для обучения? Какими должны быть требования к их использованию?

Практическая часть

  1. Составьте перечень требований к уроку.

2. Составьте конспект «Роль учителя в подготовке и проведении урока» (см.: Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2000. – С. 139-143).

  1. Разработайте карточки с заданиями для работы в группах (по своей специальности).

4. Разработайте фрагмент урока а) с использованием традиционных средств обучения; б) с использованием современных средств обучения (для выполнения этого задания обратитесь к сайту дидактор или непосредственно к преподавателю, с помощью предлагаемых шаблонов разработайте интерактивную игру, или интерактивный фрагмент урока). Выбор средств обоснуйте. Вопросы и задания оформите в тетради.

5. Предложите перечень компьютерных средств для уроков по своей специальности.

Литература

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
  3. Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  4. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.
  5. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.
  7. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб.кооперации, 1995. – 61с.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
  10. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
  11. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

Методические рекомендации

Подготовка к занятию требует задействования следующего материала: Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988. Разнообразные формы учебной работы на уроке представлены у Чередова И.М. весьма подробно. Также необхожимо проанализировать по данной проблеме литературу: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с., Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с., Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. – 368с.

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. С целью уяснения структуры урока, типологии уроков рассмотреть: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.; Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.; Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.; Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с. Теоретическому осмыслению структуры урока будет способствовать материал: Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 335[1]Махмутов М.И. Современный урок. – 2-е изд., исп. и доп. - М.: Педагогика, 1985.- 184с.

Для выполнения заданий используйте следующую литературу: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с. Особого внимания заслуживает анализ и классификации средств, представленные у этих авторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: