НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ




КУЛЬТУРА РЕЧИ

МФИ ЗФО

2 курс

Подготовка к зимней сессии

Задания к практическим занятиям:

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫРЕЧИ

Вопросы и задания:

  1. Дайте определение следующим понятиям: язык, речь, культура речи, речевая культура, национальный язык, литературный язык, диалект, социолект, просторечие.
  2. Сравните объем понятий русский национальный язык и русский литературный язык.
  3. Каковы основные признаки литературного языка?
  4. Что такое языковая норма? Каковы признаки нормы? Что такое орфоэпия? С каким разделом языкознания связана орфоэпия? Назовите типы орфоэпических норм.
  5. Что такое акцентология? В чём особенность русского словесного ударения? Выпишите из орфоэпического словаря не менее 10 примеров акцентологических вариантов. Проанализируйте пометы в словарных статьях: какие из них являются разрешительными, какие – запретительными. Запишите выходные данные словаря, с которым вы работали.
  6. Что такое лексика? Какой раздел языкознания изучает лексические единицы? С чем могут быть связаны нарушения лексических норм?
  7. Объясните различия в значениях и употреблении паронимов, составьте с ними словосочетания: гордость – гордыня, невежа – невежда, нетерпимый – нестерпимый, надеть – одеть, представить – предоставить.
  8. Из каких подсистем состоит грамматика? Какие подтипы грамматических норм выделяются? Что регулируют эти нормы?
  9. Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление: адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ректор, рапорт, мичман, ордер, токарь, профессор, шофёр, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель, ястреб.
  10. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Выделите окончания. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. Поставьте ударение в образованных словоформах: ампер, апельсин, баклажан, баржа, ботинок, валенок, вафля, головня, грамм, дупло, килограмм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, солдат, сплетня, туфля, юноша, черешня, яблоко, яблоня.
  11. Раскройте скобки, выделите окончания склоняемых слов: смотрел фильм с майором (Пронин) – увлёкся английским писателем (Джозеф Кронин); не согласен с (доктор Углов) – не согласен с (прусский военный теоретик Адам Генрих Дитрих фон Бюлов); зачитался английской писательницей Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин) – увлёкся певцом (Женя Осин).
  12. В чем особенности склонения количественных и порядковых числительных? Запишите словами следующие сочетания и просклоняйте их: 711 километров, 153 экземпляра, «014 год.
  13. С какими существительными употребляются собирательные числительные?
  14. Дайте определение синтаксическим связям: согласованию, управлению, примыканию.
  15. Составьте словосочетания по образцу: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка аспирантов и руководство ими. 1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат).2.Сбор и обмен (информация). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5.Надняться и верить (победа).
  16. Как связаны между собой главные члены двусоставного предложения? Раскройте скобки и объясните выбор формы сказуемого: 1. Полгорода (остаться) без света. 2. В Лужники (прийти) более 80 тысяч зрителей. 3. 800 рублей, сэкономленных за лето, (потраченный) на покупку учебников. 5. СМИ России (представленный) ведущими телеканалами. 6. МВФ (выделить) очередной транш. 7. Семь студентов (сдать) экзамены на “отлично”.
    8. Женщина-хирург (выполнить) сложную операцию на сердце.
  17. Что такое деепричастие и деепричастный оборот? В чём особенность употребления деепричастных оборотов? В каких односоставных предложениях деепричастия и деепричастные обороты не употребляются? Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений:
    1. Открыв дверь ………а) я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной

………б) моим глазам предстала странная картина

    1. Путешествуя вторым классом ….а) сервис был замечательным б) никто не ожидал такого хорошего сервиса
    2. Ничуть не смутившись ….. а) вся её фигура выражала уверенность б) она прошла мимо удивлённых гостей
    3. Свалившись с размаху в озеро …… а) стало стыдно за свою неуклюжесть б) он покраснел от стыда за свою неуклюжесть.
  1. Проанализируйте (по образцу) речевые ошибки в предложениях и отредактируйте высказывания:

 

 

пример-высказывание анализ речевой ошибки: какая норма нарушена, в чём именно заключена ошибка исправленный вариант
1. По приглашению друзей нам пришлось посетить этот чудесный городок. Нарушена лексическая норма – норма семантического согласования: в значении глагола “ пришлось” есть компонент ‘вопреки желанию субъекта действия’, который противоречит общему смыслу высказывания. Неудачно выбран член синонимической парадигмы: довелось – посчастливилось – пришлось – удалось. По приглашению друзей нам посчастливилосьпосетить этот чудесный городок.
2. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абоненту. Нарушена лексическая норма – неверно выбран член паронимической парадигмы: абонент (‘тот, кто пользуется абонементом’)– абонемент (‘документ, предоставляющий право пользоваться чем-либо’) Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абонементу.
3. Только бра освещал наше купе Нарушена грамматическая норма – синтаксическая: нарушена координация форм подлежащего и сказуемого из-за незнания рода несклоняемого существительного бра (следовательно, нарушена и морфологическая норма!) Только бра освещало ======== наше купе.
4. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.    
5. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации    
6. За день он проехал более семиста сорока километров.    
7. Он живёт в полтораста километрах от города    
8. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами    
9. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.    
10. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу    
11. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать «спасибо» её устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!    
12. Поступивших писем в редакцию было очень много.    
13. Он неожиданно подскользнулся и упал    
14. На моё день рождения я приглашаю самых близких друзей.    
15. Когда они сели, она спросила, что любит ли он читать книги.    
16. Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого у меня испортилось настроение.    
17. Те, кто читали книги современных авторов, имели определенную точку зрения на пути развития русской литературы.    
18. Многие не в состоянии были решить проблемы и оказались на краю бедности    
19. Большая половина игры уже прошла.    
20. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии нового ревизора приводит чиновников в оцепенение.    
21. Очень заинтересовался английским лингвистом Джон Остиным.    
22. Ударение падает на последний слог в обоих словах.    
23. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.    
24. Эта статья до глубины души меня удивила.    
25.Все уже предоставили свои дипломные работы к защите.    

 

КОММУНИКАТИВНЫЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫКУЛЬТУРЫРЕЧИ [1]

Вопросы и задания:

1. Выпишите из учебников по культуре речи определения следующих коммуникативных качеств речи: точность, понятность, богатство, чистота, уместность и выразительность.

2. Как вышеперечисленные коммуникативные качества речи связаны с правильностью речи?

3. Какие функциональные стили речи вам известны? Во всех ли функциональных стилях в полной мере воплощаются коммуникативные качества хорошей речи? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Что такое речевая коммуникация? Из каких компонентов состоит речевое общение? Как называется элементарная динамическая единица речевой коммуникации?

5. Каковы условия успешной коммуникации? Какие организационные принципы речевой коммуникации вы знаете? Следование каким правилам обеспечивает реализацию принципа кооперации (см. максимы Г.Грайса)?

6. Выпишите из учебников по культуре речи максимы Г.Грайса и Д.Сёрля. Какие из качеств хорошей речи могут быть соотнесены с максимами (постулатами) коммуникации Г.Грайса и Д.Сёрля?

7. Законспектируйте материал темы 10 «Изобразительно-выразительные средства русского языка» по учебнику под ред. Д.А.Романова.

8. Что такое доказательность и убедительность речи? Как определяется доказательство в логике, какова его структура?

9. Что такое этика? Что такое этика общения? Каким правилам необходимо следовать, чтобы наша речевая деятельность не противоречила принципу вежливости?

 

Подготовка к зачёту

 

Повторите изученный материал по следующим вопросам:

1. Язык и речь. Основные функции языка.

2. Язык и культура. Культура речи как раздел языкознания и как учебная дисциплина.

3. Речевая культура. Типология речевых культур.

4. Национальный язык. Литературный язык и его признаки.

5. Понятие о языковой норме. Система норм современного русского языка.

6. Акцентологические нормы.

7. Собственно орфоэпические нормы.

8. Лексические нормы.

9. Особенности употребления фразеологизмов.

10. Морфологические нормы.

11. Синтаксические нормы.

12. Речевая коммуникация. Модель речевой коммуникации и её компоненты.

13. Организационные принципы речевой коммуникации.

14. Коммуникативные качества хорошей речи.

15. Этические принципы речевой коммуникации. Речевой этикет.

16. Вербальные и невербальные средства общения.

17. Понятие о функциональном стиле и стилеобразующих факторах. Система функциональных стилей современного русского языка.

18. Научный стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

19. Публицистический стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

20. Официально-деловой стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

21. Разговорный стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

22. Специфика стиля художественной литературы.

23. Специфика делового общения. Текстовые и языковые особенности документов.

24. Средства выразительности и изобразительности речи.

25. Тропы.

26. Фигуры речи.

27. Основные лингвистические словари.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: учебник /О.Я.Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. – URL: https://ibooks. ru /reading.php
  4. Головин А.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
  5. Русский язык и культура речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 2009.
  6. Русский язык и культура речи. Под ред. доктора филологических наук Д.А.Романова. – Тула, 2010.
  7. Синцов, Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие. / Е.В. Синцов. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 160 с. – URL: http: // www bibliocub/ ru

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

  1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974
  2. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.
  3. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. – М., 2008.
  4. Букина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М., 2008.
  5. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. – М.,2000.
  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. – М.2003.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.,1990.
  9. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,2000.
  11. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,1981.
  12. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.,2008.
  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.,1978.
  14. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. – М.,1981.
  15. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1998.
  16. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник. – М.,1960.
  17. Словарь русского языка в 4-х томах (МАС). Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1984.
  18. Словарь синонимов под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1975.
  19. Словарь трудностей русского языка. – М.,1984.
  20. Трудности русского литературного языка – М.,1994.
  21. Современный словарь иностранных слов. – М.,1999.

[1] Тему лучше изучать по учебникам Введенской и Павловой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: