Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.
Основные задачи:
· Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей.
· Воспитание высоких моральных качеств - патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим.
· Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств - вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям.
· Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств.
· Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников.
· Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума. Физическое развитие.
Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации.
В современной педагогике их шесть:
· Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды.
· Художественное. Предусматривает активное развитие творческих задатков - склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.
· Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью.
· Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края.
|
· Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук - химии, биологии и т. п.
· Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.
Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.
Итак, направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования; исторически сложившаяся предметно-тематическая или типодеятельностная область образовательных запросов определенный социальной группы детей и их семей за пределами государственных образовательных программ общего образования.
Направленность реализуется определенным сообществом, сложившемся на целевой основе обучения и воспитания детей, из педагогов и специалистов в соответствующей области (науки, спорта, искусства и др.). Эти сообщества владеют технологиями сетевого взаимодействия, включая специалистов из разных учреждений дополнительного образования (например, представители натуралистического движения, авиамоделизма и др.).
Состав востребованных направленностей зависит от запросов общества, государственной политики, моды, интересов конкретных семей и т. д. Поэтому состав направленностей динамичен, одни входят в моду и пользуются спросом, иногда -поддержкой государства, другие постепенно отмирают.
|
Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО).
1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:
- инвариантное (базовое)
- ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;
- специальное – уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.
2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например:
- физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование;
- естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области;
- эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д.
3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др.). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например:
- естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская;
- физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д.
Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.
4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из:
- результатов экзаменов и зачетов;
- результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (например, туристский поход) и др.