Направленности дополнительного образования детей




Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.

Основные задачи:

· Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей.

· Воспитание высоких моральных качеств - патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим.

· Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств - вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям.

· Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств.

· Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников.

· Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума. Физическое развитие.

Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации.

В современной педагогике их шесть:

· Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды.

· Художественное. Предусматривает активное развитие творческих задатков - склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.

· Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью.

· Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края.

· Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук - химии, биологии и т. п.

· Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.

Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.

Итак, направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках кото­рой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования; историчес­ки сложившаяся предметно-темати­ческая или типодеятельностная область образовательных запросов определенный социальной группы детей и их семей за пределами государственных образовательных программ общего образования.

Направленность реализуется определенным сообществом, сложившемся на целевой основе обучения и воспитания детей, из педагогов и специалистов в соответствующей области (науки, спорта, искусства и др.). Эти сообщества владеют технологиями сетевого взаимодействия, включая специалистов из разных учреждений дополнительного образования (например, представители натуралистического движения, авиамоделизма и др.).

Состав востребованных направленностей зависит от запросов общества, государственной политики, моды, интересов конкретных семей и т. д. Поэтому состав направленностей динамичен, одни входят в моду и пользуются спросом, иногда -поддержкой государства, другие постепенно отмирают.

Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО).

1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:

  • инвариантное (базовое)
  • ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;
  • специальное – уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.

2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ори­ентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например:

  • физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование;
  • естественнонаучная – углуб­ленное изучение определенной научной области;
  • эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение эко­логических систем и т. д.

3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др.). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например:

  • естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская;
  • физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д.

Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.

4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из:

  • результатов экзаменов и зачетов;
  • результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (например, туристский поход) и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: