ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Понятие о психическом развитии человека
После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании. Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми. Адаптация к миру начинается в результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития, результатом чего является становление зрелой, автономной и аутентичной личности.
Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека.
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.
Хотя темпы и результаты онтогенетического становления личности являются немного разными, вариативными, сам процесс психического развития индивида характеризуется рядом типичных особенностей.
Особенности психического развития человека
1) Противоречия как основа психического развития - бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом).
Между этими видами противоречий существует устойчивая взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформируются во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики.
2) Непрерывность психического развития - начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается ежедневно.
3) Дискретност ь - распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом.
|
Распределение это условное, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно.
4) Необратимость - те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование.
5) Взаимосвязь психического с другими направлениями развития - физическим, социальным, физиологическим.
6) Неравномерность - в определенном возрастном периоде одни компоненты психики развиваются ускоренно, а другие - замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно - замедляются).
7) Переход от низших психических структур в высшие - каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга).
8) " Спиралевидный" характер развития психики - возврат к пройденным этапам, повторение на новой основе ранее пережитых форм отношений индивида с общественной средой.
9 ) Взаимосвязь количественных и качественных изменений психики - психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований.
10) Планомерность и преемственность психического развития - планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека). Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявления.
|
Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.
Понятие возраста
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:
1) Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста.
2) Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
|
Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.
Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.
Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.
Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.
Жизненный цикл развития человека
Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды:
1) пренатальный (внутриутробный);
2) детство;
3) отрочество;
4) зрелость (взрослое состояние);
5) преклонный возраст, старость.
В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
I. Пренатальный период включает три стадии:
1) предзародышевая стадия длится две недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика;
2) зародышевая (эмбриональная) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов;
3) стадия плода начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, поэтому, начиная с этого времени, плод уже называется ребенком.
II. Период детства включает стадии:
1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);
2) стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) —
период развития функциональной независимости и речи;
3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
4) стадия младшего школьного детства (или «третье детство», с 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.
III.Отрочество подразделяется на два периода:
1) подростковый (или пубертатный) период соответствует половому созреванию и продолжается с 11—12 лет до 14—15лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе;
2) юношеский (ювенильный) период с 16 до 20—23 лет представляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека, выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.
При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.
Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13— 14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
IV.Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20—23 лет до 30— 33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33—35 лет — когда, достигнув определенного социального: семейного положения, человек с тревогой начинает думать: ужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40— 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.
Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным — человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.
В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.
Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий (стадии отрицания, гнева, «торга», депрессии, принятия смерти).