Методология теории государства и права




В главе рассматриваются понятия и принципы методологии, а также рассматриваются методы: философский, общий. Дается определение этих методов и практическое значение для науки теории государства и права.

 

2.1 Понятия и принципы методологии

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких методов и приемов.

Древние греки, введя в научный оборот понятие метода - «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т. е. явлений природы, человеческого общества, вселенной. Они видели в методе подход к изучаемым объектам планомерный путь научного познания и установления истины. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта.

Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях[13].

Методология любой науки не является произвольно придуманным, привнесенным извне набором способов и приемов изучения. Методология является объективно определяемой предметом изучения, вытекающей из общих концептуальных подходов, уровня научного знания, частью каждой науки, ее существенным элементом. Методология представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них. Но объективно эта система, этот набор задаются природой изучаемых явлений и процессов, вытекает из общего методологического состояния научного знания, научных интересов.
Своей методологии объективно требует и получает ее современная теория государства и права[14]. Теория государства и права живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания, теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели — служить государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых ин­ститутов. Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существую­щих средств, теория права и государства смогут решать и свою важнейшую внутреннюю задачу — сводить в единую систему все знание о своем предмете[15]. Знание методологии теории права и государства проявляется вполне рельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отрас­левые юридические науки, изучающие нормы и условия право­вого регулирования в определенной области государственной деятельности. Обогащение методологического багажа теории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методико-отраслевых дисциплин. Нечто подобное происходит и во взаимо­отношениях теории с другими общественными науками. Здесь уже теория права и государства использует в качестве своего, наиболее широкого методологического основания: мировоззре­нческие закономерности философии, чтобы, отправляясь от них, дать ответы. Например, на вопросы о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, или разрабатывает общие понятия: закон, законодательство, правовые нормы, правовое регулирование и др. В свою очередь, теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундамен­тальным мировоззренческим общественным наукам с единых
теоретико-методологических познаний осмысливать свой пред­мет изучения[16].

Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов, методов общих закономерностей, возникновения, становления, развития и уровней исследования государ­ственно-правовых явлений[17]. Важную роль в познании теории государства и права играют принципы. Особо выделяют следующее принципы: прин­цип всесторонности исследования, принцип историзма, принцип комплексности, принцип органичного сочетания теории и практики и др.

Основной смысл принципа всесторонности исследования госу­дарства и права заключается в том, чтобы исследовать государ­ственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Пол­нота и всесторонность исследования предполагают также рассмот­рение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых яв­лений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права оз­начает рассмотрение существующих государственно-правовых яв­лений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Рассматривает причины возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем[18].

Принцип комплектности заключается в том, чтобы исследовать государство и права не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Рассматривать все стороны и элементы государства и права, как в статике, так и в динамике: как возникли, как развивались и какими стали. При этом используются категории, понятия как юридические («права», «законность», «правоотношения», «правотворчество», «правоприменение»), так и других наук. Особенно важными являются философские категории и понятия такие как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», выступающих в качестве исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и других явлений, институтов, учреждений.

Принцип органичного сочетания теории и практики заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработке на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений. Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствует общественно-политической и материальной деятельности людей и их организации, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов[19]. Анализ практики, сводит к минимуму негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, также позволяет разработать основные положения государства и права, усовершенствовать понятийный аппарат выявит тенденции и закономерности.

 

2.2 философский метод

 

В науке используются самые разные средства и приемы научного познания. От выбора метода познания часто зависит достоверность результата. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели.

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, но его мнению, получить научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.

В отечественной юридической литературе нет единого мнения о видах методов теории государства и права. Так, одни авторы выделяют философские (общефилософские), общенаучные и частнонаучные методы познания (проф. Комаров С. А., проф. Морозова Л. А., проф. Пиголкин А. С.). Другие полагают, что есть общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования (проф. Корельский В.М.,проф. Оксамытный В. В., проф. Темнов Е. И., проф. Черданцев А.Ф.). Третьи обозначают общие и частные методы познания (проф. Бабаев В. К., проф. Байтин М.И., проф. Марченко М. Н.). Помимо методов теории государства и права ряд авторов пишет еще и о принципах научного познания (проф. Марченко М.Н., проф. Пиголкин А.С., проф. Череданцев А.Ф. и др.), а также о уровнях научного исследования (доц. Мачин И.Ф.)[20].

Не смотря на различные точки зрения по этому вопросу, в данной работе будут рассматриваться: философские (общефилософские), общенаучные и частные методы теории государства и права.

Философские методы - это мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют: метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором).

В 20-ом веке появляются подвиды идеализма:

Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинна всё то, что приносит успех.

Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

Аксиологический - анализ государства и права, как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей[21].

Материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями[22].

Основными законами диалектики, которые полностью проявляют себя в государственно-правовой сфере, являются: единство и борьба противоположностей (вся развития государства и права буквально пронизана этой борьбой); переход от количественных изменений к качественным и закон «отрицания-отрицания». Теория государства и права оперирует также категориями диалектики – наиболее общими познавательными структурами, которые показывают противоречивость и связь всего сущего (форма и содержание, сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и т.д.[23])

Философские методы составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука[24].

Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности[25] и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон[26].

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге экономическими отношениями общества.

Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения[27], но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития.

 

2.3 Общенаучные методы

 

Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными - юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами[28].

Общие методы - это те, которые используются во всех либо во многих отраслях науки и распространяются на все стороны, разделы соответствующей науки. Среди них обычно выделяются следующие методы: логический (анализ, синтез, индукция, дедукция), исторический, системно-структурный.

Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой сходными материалами, а также непосредственными задачами исследования[29].

Исторический метод характеризуется конкретно – историческими, историко - эмпирическими формами материалов; Логический метод – абстрактно – теоретическими формами[30]. Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях[31]. Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца[32].

В процессе научного исследования применяются, например, такие логические приемы, как анализ, под которым понимается процесс мысленного разложения целого, в частности государства и права, на составные части, установление характера взаимосвязи между ними (пример - система права: отрасли, подотрасли, институты, нормы). Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов). Синтез - воссоединение целого из составных частей, входящих в него и взаимодействующих друг с другом элементов (например, определение системы права, состоящей из отдельных отраслей). В число таких приемов можно отнести также индукцию - получение обобщающего знания на базе познания отдельных (первичных) свойств, аспектов предмета, явления (так путем характеристики отдельных органов государства определяется понятие его механизма). Дедукция - получение знания в процессе перехода от общих суждений к более частным, конкретным (например, характеристика составных частей правовой нормы на основе умозаключений об общем ее понимании, правонарушений на базе познания понятий преступления и проступка[33]). Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Таким образом, самые общие методологические предпо­сылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к сле­дующему: государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа; изучая государство и право, следует учитывать их постоянное разви­тие, момент изменчивости. Так, к примеру, при анализе современной пра­вовой системы Российской Федерации необходимо представлять, что так было не всегда, что эта правовая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, существовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой системы - толь­ко определенный этап ее развития, а не венец истории, что в этом развитии существуют и определенные тенденции.

Системно-структурный метод исходит из того, что каждый объект познания, в том числе и в государственно-правовой сфере, будучи единым, целостным, имеет внутреннюю структуру, разделяется на составные элементы, отдельные части, и задача исследователя заключается в том, чтобы определить их число, порядок организации, связи и взаимодействие между ними. Только после этого возможно полно и всесторонне познать объект как целостное образование. Вместе с тем каждый изучаемый объект является составным элементом более общей структуры (суперструктуры) и необходимо изучить его место в суперструктуре, функциональные и конструктивные связи с другими ее элементами. Так, для изучения понятия и сущности права в целом следует первоначально исследовать его составные элементы - отрасли, юридические институты, отдельные нормы. Кроме того, важно определить место права в общей системе нормативного регулирования общественных отношений, взаимоотношение с другими частями этой системы.

Точно так же механизм государства складывается из определенной системы органов, различных по функциональному назначению (законодательные, исполнительные, правоохранительные и др.).

Системный подход подразумевает что:

1) Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

2) Она образует единство со средой;

3) Как правило, любая исследуемая система представляет собой систему более высокого порядка;

4) Элементы любой исследуемой системы в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка[34].

Так, государство входит в качестве составной части в политическую систему общества наряду с партиями, общественными объединениями и другими организациями и выполняет в этой системе свои специфические функции.

С системно-структурным подходом тесно связан функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений[35].

Подводя итог сказанному, можно предположить, что методы теории государства и права – это совокупность интеллектуальных приемов и способов, посредством которых человек познает (исследует, изучает) государственно-правовые явления. Следовательно, методология теории государства и права – это система взглядов, подходов, учений об интеллектуальных приемах и способах познания государственно-правовых явлений. При этом основную методологическую нагрузку в составе методологии выполняют правовые понятия и категории. Философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэто­му используются различные приемы сбора, обработки, осмысления научной информации, так называемые частные методы исследования - это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного зна­ния. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: