Под товарным ассортиментом понимается набор связанных между собой товаров, объединение которых при продаже способно принести предприятию дополнительный эффект.
Группа различных товаров, каждый из которых представлен в ассортименте, предлагаемая торговым предприятием покупателям, составляет товарную номенклатуру.
Товары, образующие ассортимент, могут объединяться по следующим признакам:
• общая или сходная область использования, например одежда;
• общие каналы распределения и места продажи;
• общие покупатели, например состоятельная часть населения, молодежь, представители определенной профессии;
• одинаковый диапазон цен, например магазины, где все товары продаются по определенной цене;
• общий характер спроса, например товары массового спроса, товары повседневного спроса;
• общий характер самого ассортимента, например товары расширенного ассортимента, узкого ассортимента.
Работа над товарным ассортиментом предполагает принятие решений о широте ассортимента, о его наращивании, а также о его насыщении. Главным критерием для решения о широте ассортимента является его влияние на величину прибыли: считается целесообразным дополнять ассортиментный набор или, наоборот, исключать из него товары лишь в том случае, если это приводит к повышению прибыльности продаж. Подобный подход приводит к тому, что в конечном счете предприятие, борясь за прибыль, устанавливает для себя довольно узкий ассортимент наиболее прибыльных товаров.
Вместе с тем, насыщая рынок, не следует закрывать глаза и на возможные негативные последствия такой деятельности, особенно если дополнительные товары не имеют существенных отличий и преимуществ по сравнению с существующими. Непродуманное насыщение рынка затрудняет потребителю выбор, не дает возможности на чем‑либо остановиться и тем самым задерживает покупку.
Товарная номенклатура – это перечень товаров, находящихся в продаже данного предприятия в определенный период. Товарная номенклатура характеризуется общим количеством наименований товаров, количеством ассортиментных групп, вариантностью выбора товаров и согласованностью ассортимента.
Ценовая политика ОАО ТД «Неман».
Ценовая политика ОАО ТД «Неман» определяет общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на товары.
Покупатель, пришедший в магазин, не может купить товар без торговой услуги и фактически он покупает комплекс «товар + услуга». Таким образом, ценовая политика торговой организации состоит в установлении цены торговой услуги с учётом цены самого товара, то есть в определении торговой наценки.
Роль цен для ОАО ТД «Неман» связана с тем, что:
- цена в значительной степени определяет объём продаж; слишком высокая или низкая цена может ухудшить реализацию;
- цены представляют собой важнейший фактор рентабельности магазина, определяя уровень прибыли;
- цены вносят вклад в позиционирование магазина, поскольку воспринимаются покупателями как один из критериев оценки качества предлагаемых в нём товаров и обслуживания и уровня престижа магазина.
- цена представляет собой одну из сфер контакта между конкурирующими торговыми организациями и, следовательно, один из параметров для их сравнения.
Основные виды целей торговой организации, находящие отражение в ценовой политике:
- цели, связанные с прибылью, задаются в виде её максимального уровня или установления заданной нормы отдачи на вложенный капитал;
- цели, связанные с объёмом продаж, направлены на максимизацию торговой выручки или на достаточные темпы роста продаж
- конкурентные цели подразумевают гибкую реакцию на конкурентную ситуацию.
Организация и технология торговли.
Специализация и типизация ОАО ТД «Неман».
Тип магазина – универмаг. Специализация – универсальный магазин.
Специализация – ограничение торговой деятельности магазинов продажей отдельных видов, групп товаров или комплексов при одновременном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.
Универмаг – крупное розничное предприятие торговой площадью более 600 м2с универсальным ассортиментом промышленных товаров. Имеет обособленные специализированные секции, оказывает широкий спектр дополнительных услуг населению и работает на полном или внутреннем хозрасчёте.