Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.
|
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.
|
Можно еще виделить несколько признаков государственного механизма приводя в пример механизм строение Российского государство.
1. Механизм государство – это не простая совокупность, а система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, федеральных конституционных законах «О правительстве РФ», «О судебной системе РФ» и других федеральных законах.
2.Механизм государство имеет определенную структуру, обусловленную методам государственных органов и их видов в системе, их соотношением взаимосвязями, мотивами подчиненности и подконтрольности их друг другу. Система государственных органов в РФ функционирует на основе принципа разделение властей установленной статьей 10 Конституции. Статья 11 Конституции закрепляет субъектов, осуществляющих государственную власть, а именно: Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ.
3. Существует тесная связь между функциями и механизмом государства. Функции государства получают свое реальное воплощение при помощи государственного механизма, посредством деятельности государственного аппарата как целостной системы государственных органов. Функции государства непосредственно влияют на государственный механизм. Вместе с изменением функции государства изменяется и государственный механизм, появление новых функции влечет образование новых государственных органов и изменение компетенции действующих органов. Например, усиление функции государства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков повлекло образование нового центрального государственного органа – Госнаркоконтроля, его территориальных органов, а также перераспределение полномочий других государственных органов.
|
4.Государственный механизм для выполнение своих задач по реализации функций государства, наделяется необходимым материальным и организационными ресурсами. В качестве материальных ресурсов выступают, бюджетные средства, выделяемые на финансирование государственных органов; имущество, здание, сооружение необходимые для обеспечение эффективной работы органов; предприятие, учреждение. Организационным ресурсом государственного механизма является аппарат государственного механизма. Он призван обеспечивать слаженную и эффективную работу каждого государственного органа и осуществление государственно-властных полномочий.
Механизм государство находится в постоянном развитии и совершенствование. Структура и методы его деятельности зависят от своеобразия экономического развития и соотношения политических сил от особенностей исторического развития государства, национальных традиций, территориальных размеров и т. д.