Особенности сюжета и композиции




Домашнее задание по истории детской литературы

Студентки группы 19ИПД2 Пахоленко Ирины

по теме "Книга о Великой Отеч. войне в детском чтении (4 часа)":

2) Анализ рассказов периода войны: Б. Лавренев "Разведчик Вихров" и Л.Пантелеев "На ялике";

Место произведения в творчестве писателя

«Разведчик Вихров»

О чём говорит с читателями Борис Лавренёв? Содержание его произведений подсказано автору тем,, что он видел сам, прочувствовал, пережил на разных этапах своего пути.

Писатель Б. Лавренёв говорил, что в литературе, как и в жизни, он не выносил позёрства, шаманства, фокусничества, зазнайства. Он любил живой народный язык, призывал беречь его чистоту, бороться за неё, хранить силу «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка, того языка, на котором так чисто, с такой любовью к его живому звучанию говорил и писал Ленин».

«На ялике»

Произведения Л. Пантелеева, написанные в годы Великой Отечественной войны, воссоздают кризисные моменты социализации ребенка. Рассказы автора знакомят читателя с целой плеядой маленьких героев, которые во времена военных потрясений вынуждены преодолевать собственные страхи.

Роль рассказов Пантелеева в воспитании чувств и сознания читателей определяется всей направленностью его творчества. Он говорит о самых высоких качествах человека, которые мы стремимся воспитать в наших детях, — о верности долгу, готовности к подвигу, о действенной любви к людям.

 

Где и когда происходит действие

«Разведчик Вихров»

Великая Отечественная война, территория Советского Союза (совхоз «Новый путь»)

«На ялике»

Великая Отечественная война, территория Советского Союза

 

Особенности сюжета и композиции

«Разведчик Вихров»

В основе произведения лежит контраст. Контраст «сурового мира взрослых, опалённых порохом людей и хрупкого мира ребёнка войны».

Линейная композиция помогает проследить ход событий военного времени, маленькую его часть – операцию разведчика Вихрова: «Коля отступил и с нескрываемой гордостью, приложив руку к шапке, доложил: - Товарищ капитан, разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил. - Молодец, Николай Вихров, - сказал капитан, - благодарю за службу!» Эта история учит тому, что место подвигу есть даже в маленьком теле, но с большим сердцем. Когда речь идет о защите страны, для общего дела есть место всем. С детства воспитываются качества характера – о ребенке, который жаждет добра, самоотверженности и смелости можно сказать, что он вырастет достойным человеком.

«На ялике»

Главный герой рассказа Пантелеева «На ялике» — ленинградский мальчишка по имени Мотя. Во время войны Мотя занимался тем, что перевозил людей на ялике через Неву в районе Каменного острова. На мальчика обратил внимание один военный, от лица которого ведется рассказ. Военному надо было попасть на зенитную батарею, которая размещалась на Каменном острове, и он ждал на берегу, чтобы переправиться на ялике через реку.

Когда ялик причалил к берегу, рассказчик обратил внимание на то, что люди уважительно называют мальчика, сидевшего на веслах, Матвеем Капитонычем. Мотя умело командовал погрузкой пассажиров, а потом отчалил и повел лодку на другой берег.

Во время переправы на Каменном острове начали работать зенитные орудия, которые стреляли по вражескому самолету-разведчику, прорвавшемуся к городу. В воду посыпались осколки снарядов, и пассажиры ялика в испуге попрятались на дне лодки. Но Мотя продолжал, как ни в чем ни бывало, работать веслами, и на лице его не было видно испуга.

Когда лодка причалила к берегу, все пассажиры бегом побежали в укрытие, а Мотя остался и аккуратно принялся убирать весла. Военный предложил ему побыстрее прятаться, но Мотя отказался это делать.

Когда рассказчик завершил свои дела на Каменном острове, он разговорился с командиром батареи и узнал от него, что месяц назад от осколков зенитных снарядов погиб отец Моти, тоже работавший перевозчиком. Рассказчик удивился тому, что мальчик, у которого от осколков погиб отец, сам не боится плавать на ялике под обстрелом.

На обратном пути он спросил у Моти, не страшно ли тому плавать под обстрелом, а Мотя очень рассудительно ответил, что от того, боится он или нет, никак не зависит вероятность погибнуть от осколка. Еще он сказал, что воды бояться, в море не бывать. А если он погибнет, то его сменит на веслах младшая сестра Манька.

Когда ялик причалил к берегу, Мотю позвала обедать Манька, его младшая сестра. Она сменила брата на веслах, и, умело командуя, принялась рассаживать пассажиров. А Мотя попрощался с военным и отправился домой.

В этом рассказе мы видим кусочек жизни брата и сестры. Оба еще совсем юные уже встретились с жестокой стороной жизни. Читатель наблюдает за их взрослым разговором с улыбкой (они спокойно называют женщин «бабами», Мотя велит Маньке принять вахту), но за ней кроются горькие слезы по упущенному беззаботному детству. «На ялике» показывает детям, какая судьба была у их сверстников в годы войны, воспитывает ответственность, помогает увидеть другую сторону жизни. Рассказ учит любить мир и стремится к тому, чтобы никогда не было войны. Учит мужеству и стоицизму. Учит принимать жизнь такой, как она есть. Учит не поддаваться страху.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: