Речевое общение
Речевая деятельность, протекающая между двумя или несколькими людьми, представляет собой общение.
Исследование речевой деятельности предполагает выяснение признаков, видов и типов общения, уяснения специфики отдельных видов речевого общения.
При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимается общение в полном объеме своих функций и признаков.
Функции общения базируются, естественно, на функциях языка, проявляются в процессе двустороннего диалогического обмена информацией и в равной мере затрагивают всех участников этого процесса.
Полноценное общение можно определить через перечисление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.
Рассмотрим эти признаки.
Обмен информацией - это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования — обе стороны передают и получают информацию. Телевизор, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают нам информацию, но мы с ними не общаемся. Нельзя считать естественным, полноценным общением и такие ситуации: один «выговаривается», а другой выступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»). Общение обязательно процесс двусторонний.
Осознанность информационного обмена Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.
|
Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат обмена информацией. Это результат интерпретации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: — Вы замужем? — Какое это имеет значение? — Значит, не замужем!).
Целенаправленность передачи информации Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит — ведь он осознанно свое сообщение нам не направляет. Подслушивание разговора других — не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собеседнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзовитесь! «Ау!», «Помогите!» — это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы вступить в общение, обратиться за помощью и т. д.
Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу.
Рациональная оформленность информационного обмена Словесное выражение информации с обеих сторон должно удовлетворять требованиям определенного кода — оно должно осуществляться общающимися на одном языке, должно содержать обоюдоизвестные языковые единицы и структуры.
Если человек что-либо бормочет, говорит бессвязно — общения не произойдет, эту информацию не поймут и на нее не отреагируют. Вопли, крики — тоже не акт общения, так как они носят чисто эмоциональный, в языковом плане практически неоформленный характер. Общение с обеих сторон должно удовлетворять требованиям рациональной языковой оформленности и понятности.
|
Индивидуализация собеседника Собеседники в акте полноценного общения должны индивидуализировать друг друга, то есть выделять друг у друга отличительные черты, отличать собеседника от других людей. Собеседник должен быть «прочитан», то есть воспринят органами чувств, выделен из других, к нему должно быть сформировано определенное эмоционально-оценочное отношение — со знаком плюс или минус.
Например, когда мы говорим коллеге или незнакомому человеку «У вас что-то случилось?», «Вы плохо себя чувствуете?», «Вам нужна помощь?», это значит, что мы его «прочитали» и индивидуализировали. Если нам надо обратиться с просьбой к незнакомому человеку, и у нас есть выбор из нескольких потенциальных адресатов, мы. «читаем» всех и обращаемся к наиболее доброжелательному, внешне приятному, симпатичному или доброму на вид человеку.
Обратная связь Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня мой собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуществляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседника, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, соглашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то вопрос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноценное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполной.
|
Эмоциональный контакт с собеседником Для общения нужен эмоциональный контакт. Если эмоционального контакта нет, то и общение не может считаться полноценным — это просто информационный обмен. Именно так, без всяких эмоций, мы получаем информацию по телефону 09, покупаем билет в кино или пакет молока в киоске. Для полноценного общения необходимо установить с собеседником взаимный эмоциональный контакт.
Контакт может быть с эмоциональными знаками «плюс» с обеих сторон, с эмоциональными знаками «минус» или с полярными эмоциональными знаками — в любом случае общение так или иначе состоится. А вот общение без всяких эмоций — как машина с машиной, как «функция» с «функцией» — не может считаться полноценным. Оно, кстати, обычно неприятно собеседникам и остается только информационным обменом.
Информационный обмен у нас и с компьютером. Мы можем испытывать к компьютеру эмоции, а он к нам нет.
Функции общения
Функции общения в современном обществе разнообразны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):
социальные — связанные с потребностями общества в целом;
социально — психологические (связанные с общественными потребностями личности);
индивидуально-психологические (связанные с индивидуальными потребностями личности).
Социальные функции общения
Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом.
Функция обмена информацией
Общение используется как средство обмена информацией для совместного труда, как средство координации деятельности членов общества, средство управления совместной деятельностью.
Функция передачи знаний
Общение выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным фиксировать знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции общения основано обучение — рассказ учителя ученику.
Функция формирования норм
Общение выступает как средство формирования норм общественного поведения. В общении люди сообщают друг другу о принятых, в той или иной социальной группе нормах поведения, фиксируют эти нормы и обсуждают наблюдающиеся отклонения от норм. В общении формируется мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума и оценивается это поведение. Общественное мнение — это «ходящие» в обществе оценки деятельности его членов.
Социально-психологические функции общения
Эти функции связаны с реализацией общественных потребностей отдельной личности.
Функция коммуникативного самовыражения личности, коммуникативной самореализации
Человеку необходимо, чтобы обществу было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной самореализации — человеку нужно, чтобы его услышали, его мнением поинтересовались, поняли его позицию — это ему приятно, доставляет ему положительные эмоции.
Лишение возможности сообщать свои мнения другим может очень переживаться человеком и даже приводить к тяжелым последствиям для личности, особенно в пожилом возрасте. Потребность писать мемуары, желание выступать перед молодежью определяется у пожилых людей необходимостью реализации именно названной выше функции общения — функции самовыражения личности.
Человеку хочется, чтобы с ним поздоровались, к нему подошли, проявили внимание продемонстрировали вежливость, выделили из других, спросили его мнение, обратились за советом и т. д. Общение удовлетворяет эту потребность.
Э. Берн писал, что человек в общении удовлетворяет жажду ощущений и жажду признания, он получает символические «поглаживания» от других.
Функция оценки деятельности человека
Общение выступает как средство оценки деятельности человека; в общении друг с другом люди узнают, как оценивается их деятельность обществом.
Функция подавления агрессии
Еще 3. Фрейд доказывал прямую связь между явлением агрессивности человека и отсутствием общения: общество становится враждебным человеку, когда он теряет контакт с людьми. Особенно болезненно это переживают подростки и дети, и в результате как оборотная сторона страха возникает агрессия.
Агрессивное поведение можно предотвратить общением: начать, например, разговаривать с проявляющим агрессию хулиганом, перевести агрессию в общение, дать собеседнику поругаться, выговориться, излить эмоции, посочувствовать ему, признать справедливость его обиды и т. д.
Функция отождествления себя с группой
Человеку необходимо общаться с себе подобными, и, прежде всего, с людьми своего круга (клубы по интересам, различные артистические и профессиональные «тусовки», группы женщин и пожилых людей у подъездов и во дворах домов, старики в парках на лавочках, молодежные компании и др.).
Людям нужно поговорить со «своими», чтобы продемонстрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, показать, что я «свой» и по-прежнему нахожусь в группе. Многие правонарушения совершаются подростками из-за того, что у них нет совместной деятельности — они собираются в группы для общения и «от нечего делать» совершают правонарушения. Человеку определенное время в течение дня необходимо общаться с другими людьми.
Земляки обычно держатся вместе, знакомые, встретившись в новом для себя месте, должны переговорить друг с другом, представители одного учреждения — тоже. Это А. Брудный назвал синдикативной функцией — сплочение больших и малых групп в процессе общения.
Функция познания людьми друг друга
Через общение люди составляют впечатление друг о друге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга. Для того, чтобы получить эмоциональное впечатление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отношение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить. По некоторым данным (А. Пиз) до 80 % впечатлений о человеческих качествах личности мы получаем через анализ ее невербального поведения, а для этого
надо с данным человеком вступить в общение, понаблюдать за ним в процессе общения.
Функция формирования и развития межличностных отношений
Общение выступает средством формирования определенных отношений между людьми — деловых, официальных, дружеских.
Как служебные, так и личные отношения людей во многом определяются характером их общения. Все люди должны общаться между собой, чтобы поддерживать и развивать те или иные социальные отношения, их объединяющие.
Функция распределения (заполнения) времени
Человек в обществе проводит время двумя способами — в деятельности и в общении. Общение, таким образом, это одна из форм жизнедеятельности человека.
Общение предусмотрено культурой после процедуры знакомства, при совместной деятельности, при встрече знакомых, в гостях и др. Общение предусмотрено, чтобы занять соответствующее время в перерывах между актами деятельности или для сопровождения определенных видов деятельности (например, в ситуациях застолья, свидания).
Паузы в общении, особенно в русском, бывают труднопереносимы для человека: у россиян за столом не принято молчать («неловкая пауза»), не принято молчать, находясь вместе. Принято, чтобы попутчики разговаривали друг с другом.