МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной молодежной политике
Необходимым условием создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности работы современного правового государства на благо и процветание граждан, охраны прав и свобод личности является забота о подрастающем поколении. Настоящий Закон основывается на законодательстве и международных соглашениях государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере молодежной политики и призван способствовать достижению указанных целей.
Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности государства.
Настоящий Закон является законодательным актом рекомендательного характера, содержащим в систематическом изложении общие для государств – участников СНГ задачи и направления в сфере молодежной политики.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и их определения
В настоящем Законе используются следующие термины и их определения:
государственная молодежная политика – система решений и действий, реализуемых субъектами государственной молодежной политики,направленная на достижение стратегических целей устойчивого воспроизводства и роста эффективности использования трудовых ресурсов; воспитания молодых граждан государства – участника СНГ в духе патриотизма, уважения культурных и духовных ценностей Отечества; достижения осознанного понимания молодыми гражданами основополагающих идей исторического развития государства, современных направлений государственной политики;
молодежь (молодые граждане) – социально-демографическая группа (социальная общность) граждан (включая лиц с двойным гражданством, иностранных граждан и лиц без гражданства), постоянно или преимущественно проживающих на территории государства – участника СНГ, в возрасте от 14 до 30 лет (или в иных возрастных границах, если они отражают традиционно сложившиеся в государстве – участнике СНГ представления о молодежи);
молодая семья – состоящие в зарегистрированном браке мужчина и женщина, хотя бы один из которых находится в возрасте не старше 30 лет, имеющие хотя бы одного ребенка в возрасте до семи лет, или неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и хотя бы одного ребенка в возрасте до семи лет;
молодежное общественное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке добровольное объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности взглядов и интересов, уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи, а также союзы (ассоциации) указанных объединений;
молодой ученый – работник образовательного или научного учреждения до достижения им следующего возраста: доктор наук – 40 лет, кандидат наук – 35 лет, работник без степени, аспирант – 30 лет;
молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования в возрасте до 30 лет, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с полученной специальностью в течение года после окончания учебы (в случае наступления обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым пункта 2 статьи 17 настоящего Закона возможность получения статуса молодого специалиста наступает в течение года после истечения указанных обстоятельств);
молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, – молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития; молодые граждане – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условиях; молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев; молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях; молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, чья жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи;
молодежное предпринимательство – осуществление гражданами в возрасте до 30 лет предпринимательской деятельности; а равно юридические лица – субъекты малого и среднего предпринимательства, отвечающие следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников и возраст руководителя – до 30 лет; в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридического лица, доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.
Статья 2. Субъекты государственной молодежной политики
К субъектам государственной молодежной политики относятся:
молодежь (молодые граждане);
молодая семья;
органы государственной власти;
органы местного самоуправления;
образовательные и научные учреждения, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством;
общественные объединения и их ассоциации;
средства массовой информации;
предприятия и организации различных форм собственности.
Статья 3. Задачи государственной молодежной политики
Для реализации целей государственной молодежной политики субъектами государственной молодежной политики решаются следующие задачи:
воспитание молодых граждан в соответствии с целями государственной молодежной политики;
создание условий для всестороннего развития личности;
поддержка спорта, физического воспитания и развития молодежи;
создание равных условий для получения молодыми гражданами профессионального образования;
создание наиболее благоприятных условий для поступления на работу и применения полученных знаний в научной сфере, на предприятиях и на государственной (муниципальной) службе;
поддержка молодых семей (в том числе стимулирование роста рождаемости);
поддержка молодых граждан;
информационная, организационная и финансовая поддержка молодежных инициатив;
вовлечение молодежи в экономическую деятельность;
привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой и исследовательской деятельности;
предупреждение правонарушений, профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, преступности (в том числе экстремизма и терроризма);
оказание адресной социальной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
создание условий для развития организационного потенциала молодежи;
создание условий для формирования и развития молодежного предпринимательства;
стимулирование общественной активности молодежи;
реализация целей и решение задач государственной молодежной политики совместно всеми субъектами государственной молодежной политики и каждым субъектом государственной молодежной политики самостоятельно;
стимулирование субъектов государственной молодежной политики к решению целей и задач государственной молодежной политики путем создания постоянно действующих, периодичных либо единовременных проектов (программ);
координация и поддержка деятельности общественных объединений, в том числе молодежных общественных объединений, в сфере государственной молодежной политики;
разработка и поддержка специальных интернет-ресурсов и печатных изданий по вопросам общедоступного правового, культурного и иного просвещения молодых граждан.
Статья 4. Принципы реализации государственной молодежной
Политики
Государственная молодежная политика основывается на следующих принципах:
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод молодых граждан, свободного развития личности;
гуманизм;
законность;
преемственность процесса воспитания в семье, учреждениях образования, иных учреждениях и организациях, средствах массовой коммуникации и социализации подрастающего поколения, занятых в процессе воспитания молодых граждан;
обеспечение условий для формирования у молодежи духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;
учет духовно-нравственных ценностей и традиций народов государств – участников СНГ для гармоничного развития молодежи;
развитие и укрепление партнерства государств – участников СНГ в сфере воспитания молодежи;
комплексность;
государственно-частное партнерство;
приоритет общественных и личных инициатив в области государственной молодежной политики;
поддержка и стимулирование общественных инициатив в области государственной молодежной политики;
информационная открытость государственной молодежной политики;
учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
сочетание государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
обеспечение правовых и социально-экономических гарантий молодым гражданам, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения их социального статуса;
научная обоснованность;
привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании реализации государственной молодежной политики;
проектность государственной молодежной политики.
Статья 5. Координация деятельности по реализации государственной
Молодежной политики
1. Координация деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в государстве – участнике СНГ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам молодежной политики.
2. Органы исполнительной власти, уполномоченные по решению отдельных направлений государственной политики осуществляют реализацию государственной молодежной политики в пределах своей компетенции по соответствующим их деятельности направлениям молодежной политики.
3. В целях наиболее эффективной реализации государственной молодежной политики по отдельным направлениям могут создаваться межведомственные советы и комиссии при должностных лицах, органах законодательной и исполнительной власти.
Статья 6. Применение международных договоров
Если международным договором, в котором участвует государство – участник СНГ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве о государственной молодежной политике, то применяются правила международного договора, при условии его ратификации в установленном порядке.