Упражнение 1. Способы выявления неисправностей газораспределительного механизма.
Техническое состояние механизма газораспределения оценивается по наличию характерных стуков. Для выявления неисправностей с помощью стетоскопа следует прослушать на прогретом двигателе боковую поверхность головки блока цилиндров:
· отчетливый звонкий стук свидетельствуют об усиленном износе седел и головок клапанов;
· резкий стук на всех режимах работы двигателя в зоне крышек коромысел при одновременном падении его мощности и рабо-
те с перебоями указывают на увеличение зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов;
· частые стуки, сливающиеся в общий шум, характерны для большого износа распределительных шестерен и возможной поломки зубьев.
Упражнение 2. Притирка клапанов вручную.
В стационарных ремонтных мастерских притирку всех клапанов выполняют одновременно на специальных станках, полностью механизирующих данный процесс.
В учебных мастерских и лабораториях можно выполнять притирку клапанов вручную, для чего следует:
· гнездо клапана смазать грубой притирочной пастой;
· поставить пружину на выступ втулки и вставить клапан (рис. 1);
Рис.1. Выполнение притирки клапанов вручную.
· производить короткие повороты коловорота или притирочного приспособления вправо с одновременным легким нажатием. При повороте коловорота влево притирку не выполнять, а слегка приподнимать его. Не производить притирку круговыми движениями.
Упражнение считается выполненным, если притертая поверхность имеет ровный серый цвет, а на фасках клапана и седла имеются сплошные пояски шириной 1,5...3,0 мм. Качество притирки проверяется следующим образом: нанесенные мелом на гнездо несколько черточек — меток — при умеренном вращении клапана назад и вперед должны стереться.
Упражнение 3. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме.
Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает плотную посадку клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма в процессе работы двигателя.
Характерным признаком увеличенного теплового зазора является наличие резкого звонкого стука, который хорошо прослушиваетсяпри работе двигателя без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала. При уменьшенном тепловом зазоре уменьшается герметичность посадки клапанов в седлах, следовательно, и компрессия в цилиндрах, подгорают фаски клапанов и их седла, двигатель работает с перебоями и его мощность падает.
Признаком неплотного закрытия клапанов является наличие периодических хлопков в выпускном или впускном трубопроводе. Зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел следует систематически проверятьи при необходимости регулировать.
Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме двигателя автомобиля КАМАЗ-740 производится следующим образом:
■ снять крышки головок цилиндров;
· проверить и при необходимости затянуть болты крепления головок цилиндров (момент затяжки должен быть в пределах 40...50Н-М);
· снять крышку люка в нижней части картера сцепления;
· вставить ломик в отверстия на маховике и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком (рис. 2);
Рис. 2. Положения ручки фиксатора маховика при эксплуатации (а) и в зацеплении с маховиком (б).
· проверить положение рисок на торце корпуса муфты опережения впрыскивания и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Если риски оказались внизу, необходимо фиксатор вывести из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз на маховике;
· установить фиксатор маховика в верхнее положение;
· повернуть коленчатый вал на угол 60° (расстояние между соседними отверстиями на маховике соответствует повороту коленчатого вала на 30°). В этом положении регулируемые клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги этих клапанов легко поворачиваются от руки);
· проверить щупом зазор между носками коромысел и стержнями этих клапанов (передние клапаны правого ряда цилиндров — впускные, левого — выпускные). Щупы толщиной 0,25 мм для регулировки впускного клапана и толщиной 0,35 мм для регулировки выпускного клапана должны входить свободно, а щупы толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного клапанов — с небольшим усилием;
· ослабить гайку регулировочного винта и, вставив в зазор щуп требуемой толщины, посредством вращения винта отверткой установить требуемый зазор (рис. 3);
Рис. 3. Выполнение регулировки теплового зазора в клапанах.
· поддерживая винт отверткой, затянуть гайку и еще раз проверить зазор;
· далее регулировать зазоры в клапанных механизмах попарно по цилиндрам, т.е. в 4-м и 2-м, 6-м и 3-м, 7-м и 8-м (в соответствии с порядком работы цилиндров), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на угол 180°;
■ установить крышку люка картера, крышку маховика и крышку головки цилиндров. При этом фиксатор маховика должен находиться в верхнем положении.
Упражнение считается выполненным, если после запуска двигателя стуки в механизме газораспределения не прослушиваются.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как проявляются неисправности механизма газораспределения двигателя?
2. Как оценивают техническое состояние механизма газораспределения?
3. Определите состояние двигателя, опишите место его прослушивания и назовите звуки, характерные для изношенных клапанов и клапанных седел.
4. Как производится притирка клапанов?
5. Как проверить качество притирки клапанов до и после сборки клапанного механизма?