Научно - исследовательский проект
Секция «Окружающий мир»
«Календари в нашей жизни»
Выполнили:
ученицы 3 – а класса
ГБОУ СОШ №8 г. о. Отрадный
Михайлова Вероника, Сугак Софья
Научный руководитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №8 г. о. Отрадный
Кияткина Татьяна Николаевна
г. Отрадный
2014г
Содержание
I. | Введение ……………………………………………………………..…….. | |
II. | Основная часть | |
1. История появления календаря………………………………….………. | ||
2. Виды календарей и их значение в нашей жизни...……………………. | ||
3. Анкетирование учеников, родителей, учителей……………………… | ||
4. Календари в нашем городе ………………………………………… | ||
5. Создание собственного календаря праздников………………………… | ||
III. | Заключение …………………..……………………………………………... | |
IV. | Список используемой литературы и информационных ресурсов …… | |
V. | Приложение……..…………..……………………………………………12- |
I. Введение
Почему мы выбрали эту тему?
Важное место в жизни нашего класса, да, наверное, и всех учащихся начальных классов, занимает внеклассная работа. В нашей школе работает много кружков. Один из наших любимых кружков «Праздники в нашей жизни». На занятиях этого кружка мы узнаём историю праздников, традиции нашего народа, готовим и проводим мероприятия, посвященные этим праздникам. Участие в праздниках помогает нам раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, учит общаться со сверстниками и учителями. В кружке мы столкнулись с проблемой планирования наших мероприятий. Нужно знать не только какие праздники бывают, но и когда их нужно отмечать. А для этого нужен календарь и не один, а несколько. Их оказалось такое разнообразие. Мы решили узнать, какие календари существуют, историю их появления и можно ли создать собственный универсальный, удобный для школьника и учителя календарь праздников?
Цель работы: исследование календарей, создание макета собственного универсального календаря, удобного для использования во внеклассной работе весь учебный год.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
ü изучить историю появления календаря;
ü рассмотреть разнообразие календарей и их использование в реальной жизни;
ü выяснить, знают ли учащиеся, их родители и учителя нашей школы о календарях и используют ли они их в реальной жизни;
ü проанализировать собранный материал и систематизировать все праздники в один удобный для кружковой работы календарь.
Актуальность: В современном мире невозможно представить человека, который не пользовался бы календарем. Время является невосполнимым ресурсом, и если мы научимся с помощью календаря планировать и беречь свое время, то нам будет легче достичь поставленных целей.
Объект исследования: календари прошлого и настоящего.
Предмет исследования: календарь праздников.
Проблема: из всего разнообразия календарей в зависимости от размера, содержания, назначения сложно выбрать какой-то один календарь универсальный и удобный для использования во внеклассной работе учащимися и учителями.
Гипотеза: Если ученики нашего класса с помощью создания макета собственного календаря научатся ценить своё время, то станут более самостоятельными в планировании своей деятельности.
II.Основная часть
История появления календаря
Для проведения исследования по данной теме мы обратились к энциклопедической литературе, сайтам Интернета, обратились за поддержкой к учителю и родителям.
Изучив теоретический материал, мы узнали, что на сегодняшний день нет точной даты возникновения первого календаря. Но можно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам. При этом древние люди смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи. [3]
Древним людям хотелось оставить для потомков детальное описание и хронологию важных событий. Удобней всего это было сделать с помощью календаря. Можно предположить, что календарь - это вся жизнь, только застывшая в цифрах на камне или бумаге. Всего лишь несколькими движениями печатной машины можно создать историю.
Мы узнали, что существует много определений понятия «календарь»:
- система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца - в солнечных календарях, Луны - в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях; [4]
- список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера; [1]
- определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни); [2]
- способ счисления дней в году;
- таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными сведениями);
- распределение по времени (дням, месяца отдельных видов деятельности); [3]
Само же слово «календарь» произошло от латинских слов «caleo» - провозглашать и «calendarium» - долговая книжка.
Майя, иудеи, шумеры и другие народы владеют календарями, уходящими в далёкие тысячелетия назад. Объединяет их одно – они начинают отсчет от того момента, когда по их мнению произошло сотворение мира.
Календари прошлого
За свою историю в мире существовало множество различных календарей: Вавилонский, Григорианский, Древнегреческий, Древнеегипетский, Древнекитайский, Древнеперсидский, Древнеславянский, Еврейский, Зодиакальный, Иранский, Исламский, календарь Майя, Китайский, Новоюлианский, Православный, Римский, Шумерский, Юлианский. (Приложение 1)
В своей работе мы остановимся на наиболее важных для истории календарях. [5]
Древнеегипетский календарь. Древние египтяне считали годом – промежуток времени от одного розлива Нила до другого и связывали его с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце года были дополнительные 5 дней - праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Именно его можно считать прародителем современного календаря из цифр, месяцев и 365 дней.
Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. Но сначала они придумали свой календарь – римский республиканский календарь.
Первоначальный римский (республиканский) календарь был лунно-солнечный и очень неточный. Римский царь Нума Помпилий (715-673 до н.э.) ввел февраль и январь между декабрем и мартом, увеличив длину года до 354 или 355 дней. В 450г до н.э. февраль был перенесен на его настоящую позицию между январем и мартом. Календарь так запутался, что превратился в проблему.
Взамен очень неточного республиканского календаря Гаем Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.) в 45г до н.э. был введен Юлианский календарь.
Следующую реформу календаря провел в 1582 году Григорий XIII – Папа римский. Этот календарь назвали Григорианским. Реформированная календарная система получила название «григорианская» или «нового стиля». В ознаменование календарной реформы была выпущена специальная медаль.
Григорианский календарь общепринят в настоящее время. [6]
Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Православные же страны, в том числе и Россия, не меняли календарь до начала 20 века. Юлианский календарь сохранился и сегодня лишь в религиозных целях в России, Греции и некоторых других странах.
Русский календарь
Основоположником русской научной хронологии следует считать Кирика - молодого русского ученого, в совершенстве изучившего вопросы теории календаря. Он создал работу о високосном годе, о вычислении пасхалий, о лунном годе и другие вопросы.
В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство и одновременно с этим к нам пришло летосчисление, применявшееся римлянами, - юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей.
19 декабря 1720 г. был подписан именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление (от «рождества Христова»). С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года. Вот что любопытно, называя год «две тысячи четырнадцатым», мы совершенно не задумываемся, что это год от «рождества Христова». [7]
Существуют множество проектов календарей, претендующих на большее совершенство. Такие, например, как Всемирный календарь, Стабильный календарь и многие другие. Предпринимались попытки создания всемирного календаря под эгидой ООН. Но пока эта затея успеха не имела. Причин здесь много, но главная состоит в том, что человечество в целом в силу национальных, религиозных особенностей, еще не готово к этому. И будет готово, наверное, еще не скоро.