На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом, и покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось. Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид. Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.
После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.
Н.В. Гоголь ШИНЕЛЬ
Многие люди предаются мечтам, но мало кто способен осуществить свою мечту. Для её осуществления часто требуется приложить не малые усилия, чем-то пожертвовать, а где-то ущемить своё самолюбие. А вот чиновнику Акакию Акакиевичу Башмачникову удалось перекинуть мостик через эту пропасть — между мечтой и реальностью. Совершенно незаметный для окружающих (даже сторожа не вставали при его появлении), скромный, забитый человечек, годный лишь служить мишенью для злых шуток сослуживцев, так расстарался, что смог сшить себе новую шинель. Все его усилия, помыслы стали посвящены только шинели. Зачем пить по вечерам чай, можно лечь спать и голодным, зачем тратить свечу, если хозяйской возможно воспользоваться, зачем дома ходить в одежде, изнашивая её, если можно оставаться в одном халате, да и ходить можно очень осторожно, на носочках, чтобы подмётки зря не поистёрлись. Акакий Акакиевич не витал в облаках, но чётко знал, что ему надо, чтобы получить заветное. Он был нацелен и устремлён в своих пожеланиях. Ещё не собрав всех денег, он уже обошёл не один раз все лавки в городе, приценяясь к сукну и тканям — трогая, нюхая, перебирая её руками, в предвкушении, что скоро, совсем скоро, он сможет это себе позволить. Мечта чиновника сбылась! Новенькая, тёплая шинель на плечах Башмачникова, странным делом, заставила обратить на себя внимание его сослуживцев. Его даже пригласили в своё общество и Акакий Акакиевич, который до сих пор никогда ни к кому не приходил в гости, принял это предложение. Как-будто мечта, которую он смог осуществить придала ему новые силы и вес в обществе. Но не долго он радовался, пришлось снова столкнуться с реалиями жизни и они были жестокими. Грабители просто вытряхнули Акакия из его шинели, а он ничего не смог им противопоставить. Он пытался найти свою пропажу, свою мечту, переступая через себя, обращаясь в полицию. Но никто не захотел ему помочь по настоящему, ведь для других, такая потеря как шинель, казалась сущей ерундой. В конечном итоге Башмачкин умирает в горячке, но в его жизни была, была. В рассказе «Шинель» Акакий Акакиевич мечтал купить новую шинель и для своей мечты он немало поработал: в течение долгих нескольких месяцев он ежедневно шёл к своей мечте, экономя деньги на еде и каждый вечер он ложился спать голодным. Проявив столь упорное стремление к своей мечте, он сумел скопить восемьдесят рублей, необходимых, чтобы сшить новую шинель у портного.
|
|
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ 1
Что такое «бегство от реальности»? Это когда человек выстраивает свой собственный иллюзорный мир и заменяет им действительность. Такие люди, как правило, являются слишком ранимыми и нервными, поэтому они нуждаются в защите от того, что их пугает или же не устраивает. Но порой защита превращается в западню, из которой не так-то просто выбраться. Рассмотрим примеры из литературы.
В рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» главный герой игнорирует все, что вокруг него, даже погоду. Несмотря на жару, он всегда одет в теплое пальто, а в руках у него большой зонт. Беликов упорно не желает считаться с действительностью, поэтому даже языки он преподает мертвые, то есть те, которых уже нет. Все его мировоззрение идет наперекор тому, что люди считают нормой. Например, он сурово отчитывал своих коллег за то, что учительница посмела проехаться на велосипеде. Это непозволительно, по его мнению, но в чем, собственно, проблема, он сказать не может, поэтому всегда говорит: «Как бы чего не вышло». Видимо, втайне герой мечтает об уединенной жизни в саркофаге, куда не проникает даже дневной свет. К этому «идеалу» он и пришел, когда умер. Весь городок вздохнул тогда с облегчением, ведь Беликов не только сам убежал от реальности, но и пытался увести от нее всех остальных горожан. Его поведение – хороший пример бегства от действительности.
|
Еще одну похожую ситуацию описал М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь». Герой очень боялся, что на воле его съедят, поэтому сам заточил себя в тесной яме, и выбирался тайком только для того, чтобы немного подкрепиться. Так и прошла безрадостная и полная страха жизнь в плену у иллюзий! Рыбе казалось, что так она будет в безопасности, но такая безопасность стоила ей всего того, ради чего вообще живут на свете рыбы. Ни продолжения рода, ни приключений, ни поиска хорошей еды она так и не испробовала. Пискарь умер, осознав, что зря жил, ведь с реальностью он примирился лишь перед смертью. Его пример – наглядная демонстрация того, куда ведет бегство от реальности и что оно собой представляет.
Таким образом, бегство от действительности – это уход человека в иллюзорный мир, где он прячется от того, что реально его окружает. Данный феномен часто встречается у людей, склонных к избыточной восприимчивости и нервозности. Они не могут принять мир таким, какой он есть, и выдумывают ему замену, все глубже увязая в болоте собственной фантазии. Этот бег никуда не ведет, поэтому такой человек заканчивает жизнь на минорной ноте.
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ 2
Мир грез…Мир фантазий…Как сладостно погрузиться в него, особенно когда реальность сера и обыденна. Наверное, нет на земле человека, который перед сном не представлял себе идеальную жизнь.
Многие великие люди мечтали о невозможном и смогли совершить невозможное, хотя фантазеров осуждали и смеялись над их грезами. Так почему же иметь мечту важно? Мне кажется, потому, что фантазия нередко становится целью, а значит, и реальностью. УБРАТЬ РЕКЛАМУ, ПОДПИШИСЬ powered by Push.World Мечты о лучшей жизни необходимы, ведь именно они дают силы для исполнения желания. Взять, к примеру, Егора Полушкина, героя повести Б.Васильева «Не стреляйте белых лебедей».
Казалось бы, простодушный, никчемный человек. «Бедоносец», - так называет его жена. Не умеет и не хочет в жизни устраиваться. И мечты у него все какие-то легкие, безденежные, «про путешествия, про зверей, про космос. Легкие мечты, невесомые». Но он смог совершить, казалось бы, невозможное: вернуть лебедей на Черное озеро, чтобы оно, как и прежде, называлось Лебяжьим. Эта хорошая мечта. Потому что Егор старается не для себя, а для людей, чтобы и дети, и дети детей смогли насладиться природной красотой. Однако если во главу угла становится человеческий эгоизм, то исполнение заветного желания может навлечь беду.
Так произошло с принцессой Изольдой, героиней литературной сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля». Наследница богатого рода из северной страны мечтала о невиданном свадебном наряде. Ей сшили блестящее, как снег, платье, серый, как море, плащ. И только никто не брался за изготовление диадемы, похожей на морозные узоры. Лишь один старик из далекой южной страны сказал, что можно смастерить подобный головной убор, но для этого нужно будет убить цаплю, всего одну цаплю. И Изольда согласилась, дав согласие на смерть живого существа ради своей прихоти. В конце концов ее мечта осуществилась: не было прекраснее невесты.
Однако когда люди увидели, какую красоту можно смастерить из хохолков птиц, то очень быстро истребили всю популяцию. И только две последние особи прилетели к принцессе для того, чтобы рассказать о том, что принесло их сородичам осуществление эгоистичного желания принцессы. Таким образом, мечтать не только не вредно, но даже полезно, если только ваши мечты неопасны для окружающих. Другими словами: мечтайте, но тщательнее выбирайте заветные желания, ибо им свойственно сбываться!
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ 3 Наверное, нет на свете такого человека, которого бы не одолевали мечты. Чаще всего это случается в юности, когда будущее видится в розовом свете и человек живет надеждами о том, что все его желания обязательно сбудутся. Однако со временем жизнь вносит свои коррективы и зачастую юношеским грезам не суждено сбыться. Это противоречие между мечтаниями и жизненными реалиями показывает М. Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри». Плененный мальчик, родившийся среди Кавказских гор, которому суждено было стать гордым и независимым горцем, оказался среди угрюмых монастырских стен. По существу монахи спасли его от верной гибели, дали ему кров и еду. Взрослея, Мцыри получил при монастыре соответствующее образование. Могучие стены монастыря могли бы защитить его в случае опасности. Казалось бы, что еще надо человеку? Но Мцыри томится в этих стенах. Он не считает их защитой. Напротив, они напоминают ему тюрьму, из которой юноша стремится вырваться на свободу. Ведь там за этими крепостными стенами его родина - Кавказ, дом, семья. Будучи маленьким мальчиком, он успел вдохнуть воздух свободы. Поэтому смутные детские воспоминания о родных просторах, сестрах и отце не дают ему покоя. Мцыри живет мечтой о том, что когда-то вернется в свой родной край, увидит аул, где появился на свет и услышит близкие его сердцу песни. Желание покинуть монастырь было таким сильным, что как только представилась такая возможность, Мцыри тут же воспользовался ею. Казалось бы, все свершилось и до воплощения мечты в реальность рукой подать. Но действительность бывает намного суровее. Жизнь в монастыре среди смиренных монахов отложила свой отпечаток на судьбу юноши. Он оказался неготовым к жизни на воле, невзирая на то, что не желал признавать этого и всячески противился своей судьбе. Победа над диким зверем вселяет надежду на исполнение мечты, но смертельные раны, нанесенные барсом во время сражения, дают о себе знать, и Мцыри погибает. Однако он ничуть не сожалеет о тех опасных приключениях, которые ему довелось испытать во время неудачного побега. Три дня он дышал воздухом свободы, тем воздухом, что его принес ветер с Кавказа, где живут гордые и бесстрашные люди. Пусть всего лишь на три дня, но мечта побывать на свободе исполнилась, и Мцыри покидает земную жизнь счастливым человеком. Человек живет мечтой и нужно стремиться к ее воплощению, невзирая ни на что. Только тот, кто сумел добиться исполнения своих сокровенных желаний может быть по-настоящему счастлив. |