Понятие этнических факторов




Этнические факторы (греч. ethnos - народ). Категории, специфические для различных этнических групп. По различию этнических факторов выделяются присущие народу признаки культуры, включающие: особенности материального производства, человеческого воспроизводства и быта (демографическая структура, структура семьи, общественные структуры и др.), духовного воспроизводства (мировоззрение, методы социализации детей и подростков, верования, культурные традиции, социально-правовые и морально-этические нормы), коммуникации (особенности общения индивидов, наиболее характерные методы общения и др.) [74].

Вопрос о влияние этнических факторов на самоубийство дискутируется в науке еще со времен Э. Дюркгейма. Сам ученый весьма скептически высказывался по этому поводу, акцентируя внимание на факторах социальных [7. С. 54-62]. Долгое время об этих факторах суицидологи вообще не упоминали, но сегодня ситуация изменилась. Интерес современных ученых к исследованию влияния этнических факторов на самоубийство продиктован, прежде всего, так называемым, «всплеском» этничности, происходящим в разных странах мира со второй половины XX в. и ставшим сегодня одной из особенностей развития человечества.

По мнению С. Г. Сукиасяна, существует очевидная связь частоты самоубийств с этническими факторами. Особый интерес в связи с этим вызывает угро-финская этническая группа, самая рассеянная по европейскому континенту: венгры живут в Центральной Европе, финны и карелы – на севере, удмурты и коми – на Урале. Представители этой группы разделены не только географически; они отличаются многими социальными, экономическими и культурными особенностями и были изолированы друг от друга на протяжении длительного времени. Несмотря на такую разобщенность, в Венгрии и Финляндии на протяжении многих лет регистрируется высокий уровень самоубийств (один из самых высоких в мире). В тех российских областях и краях, где представлены эти народы, суицидальность значительно выше, чем в других регионах. То есть этнический фактор является одним из существенных. «Высокий уровень самоубийств в различных социумах угро-финнов позволяет предположить, что на ранних стадиях угро-финского этногенеза некоторые поведенческие особенности, предрасполагающие к самоубийству, были зафиксированы в генофонде нации» [33. С. 76.]. Важность изучения этнических факторов самоубийства отмечает и В. И. Дубравин. В своей диссертации он приводит достоверные различия в особенностях суицидального поведения и характеристиках суицидентов финно-угорской и славянской национальностей [25. С. 31].

Религиозная принадлежность традиционно считается одним из факторов самоубийства. Рассмотрение религии как этнического фактора предполагает указание на то, что речь идет о религиозных верованиях, присущих определенному народу (этносу). Отношение той или иной религии к самоубийству оказывает влияние на отношение к нему и ее адептов. Большая часть существующих сегодня религий крайне негативно относится к самоубийству (например, христианство, ислам, иудаизм). В буддизме среди сторонников хинаяны («малой колесницы»), преобладающей в Китае, Японии и других южноазиатских странах, в отдельных случаях допускается ритуальное самоубийство священнослужителей, особенно монахов. В Японии такое самоубийство именуется нюдзе. Ведя аскетический образ жизни, монахи, в конечном счете, отказывались от еды и питья, веря, что тем самым могут спасти людей и мир от многочисленных грехов. Что же касается второго варианта буддизма – махаяны (или ламаизма), распространенного в Тибете, среди бурятов и монголов, то его представители категорически отвергают самоубийство. Приведем еще один пример: финно-угорские народы мари относятся к смерти как к продолжению жизни и в определенный момент обдумывают, как встретить данный момент, в какой одежде и место захоронения.

Брачно-семейный фактор самоубийства также рассматривается многими суицидологами. Наиболее высок риск самоубийства у холостяков (никогда не состоявших в браке), затем следуют овдовевшие, разведенные, состоящие в браке, но бездетные и, наконец, состоящие в браке и имеющие детей. Группу риска составляют одинокие и те, о которых никто не заботится и которые сами не о ком не заботятся, а также недавно потерявшие любимого человека или потерпевшие крах в любви (особенно в течение первых 6—12 мес.) [71].

Характеристика этого фактора как этнического предполагает указание на то, какие структуры семьи являются традиционными для данного этноса; каковы его гендерные представления, связь семьи с социумом. Например, функционирование семьи в японском этносе отличалось рядом особенностей. Оно было проникнуто общностью и симбиозом (например, жизнь матери имела смысл, если она была целиком посвящена детям) и крайней независимостью ее членов в отношении окружающей среды (нежеланием принимать помощь извне) [32. С.15].

Сюда же могут быть отнесены и возрастные самоубийства супругов или одного из них. Так, в Японии – это самоубийство пожилых супружеских пар. Его совершают в случаях тяжелых, неизлечимых заболеваний одного или обоих супругов. Здоровый принимает решение убить более немощного, а затем покончить с собой. В Южной Корее немощные старики до сих пор уходят из жизни, чтобы не быть обузой детям. Впрочем, обычай самоубийства стариков существовал у многих народов древности.

В Японии же существует обычай самоубийства матери и детей, не имеющих возможности обрести счастье в жизни. Он совершается обычно молодой матерью в возрасте 20-30 лет после убийства своих детей. Решив покончить с собой, она не может оставить ребенка жить одного, поскольку уверена, что никто в мире не будет заботиться о нем, а, следовательно, ему лучше умереть вместе с ней. Общество относится к такому поступку с сочувствием [32. С.15]. Известен случай, когда подобное самоубийство совершила японка, проживающая в США, после развода с мужем. Она, находясь в лодке посредине пруда вместе с малолетними детьми, проломила в ней днище. Ее спасли, а вот дети утонули. Власти привлекли несчастную мать к судебной ответственности. Представители японской диаспоры не понимали случившегося: мало того, что ей не дали совершить задуманное, она потеряла не только мужа, но и детей, так ее еще и судят [37. С. 75].

Следующий фактор может быть обозначен как ментальный (связанный с менталитетом – совокупностью умственных, эмоциональных особенностей, ценностных ориентаций, характерных для этнической группы). Например, к суициду предрасполагают такие черты японского этноса, как сдержанность и молчаливость с минимальным выражением чувств, склонность к интровертированной агрессии, значимость чувства стыда при несоответствии принятому в обществе идеалу. Интенсивное переживание чувства стыда скрывалось, в противном случае не оставалось ничего, кроме как умереть, совершить суицид так, чтобы никто не нашел тела. Наверное, поэтому в Японии издавна существовали особые места, например, лес у подножья горы Фудзияма, куда стремились желающие покончить с собой [32. С.15]. Подобные места существовали и существуют до сих пор и у других народов.

К этническим факторам самоубийства относится и сложившийся тип отношения личности и общества. Например, в японском этносе в общественных отношениях существовали и полная независимость, и, наоборот, подчинение, означавшие незрелость личности. Кроме того, личное и социальное Я японца отличались почти полным слиянием. Будучи в первую очередь членом определенной социальной группы, он должен был отвечать за все, что происходило в ней, чтобы предотвратить угрозу нестабильности [32. С. 15].

Важным фактором самоубийства является и место жительства. Некоторые эмпирические исследования самоубийства показывают, что уровень суицидов ниже в городах, чем в сельской местности (об этом писал еще Э. Дюркгейм). Поэтому долгое время считалось, что самоубийство – это проблема города, особенно, большого города. Однако эмпирические исследования 1990-х гг., проведенные в России, показали прямо противоположные результаты: уровень самоубийства в сельской местности был выше, чем в городе. Характеристика этого фактора как этнического предполагает указание на то, какой тип поселения характерен для представителей данного этноса.

Социально-экономический фактор является причиной многочисленных случаев ухода из жизни. Безработные и неквалифицированные рабочие совершают самоубийства чаще, чем работающие высококвалифицированные специалисты. Также распространенной причиной самоубийства являются чувство профессиональной непригодности или несостоятельности в семейной жизни. Материальные проблемы также играют немаловажную роль в самоубийстве, во времена кризисов увеличивается количество случаев совершения самоубийств [71]. Однако охарактеризовать этот фактор как этнический весьма сложно.

Культурный фактор самоубийства в особой характеристике не нуждается, поскольку этнические факторы – это и есть присущие народу признаки культуры. Он проявляется в различных формах и, прежде всего, в форме определенной «культурной подсказки» для дальнейших решений человека. Подсказки могут присутствовать в традициях, литературе и т.п. В русской литературе встречаются подсказки для совершения самоубийства, например, в случае несчастной любви (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», А. Н. Островский «Гроза», Л. Н. Толстой «Анна Каренина»). Во многих культурах, даже в тех, для которых характерно в целом негативное отношение к суициду, допустимо самоубийство в случае совершения бесчестного поступка, поражения в бою (чтобы смыть своей кровью позор с себя и своей семьи), при угрозе пленения врагом и т.д. Вышесказанные культурные подсказки могут влиять на решение человека покончить жизнь самоубийством на подсознательном уровне.

К «культурной подсказке» можно отнести и существующие в истории культуры обычаи самоубийства. Например, с японской культурой связаны такие виды самоубийства, как ояко-синдзю, дзюнси, инсеки-джисатсу, сэппуку. Ояко-синдзю – это парный суицид молодых людей, не имеющих возможности обрести счастье в этой жизни. Дзюнси – самоубийство, осуществляемое, чтобы сопутствовать императору, феодалу или боссу после его смерти, так выражалась крайняя лояльность, преданность и готовность служить вечно. Инсеки-джисатсу – суицид, совершаемый, если некто, с кем человек, так или иначе, связан, подозревается в правонарушении. Испытывая стыд и желание защитить, этим поступком суицидент принимает на себя ответственность за сделанное другим. Сэппуку – самоубийство путем вспарывания живота или откусывания собственного языка, которое должны были совершать японские самураи, если следовало искупить вину или выразить протест против несправедливости для сохранения чести. В Японии эти обычаи самоубийства были доведены до ритуалов.

Ритуальные самоубийства имели место и в иных культурах, например, в индийской культуре существовал ритуал сати – самосожжение вдовы на погребальном костре мужа. Отдельные случаи сати существуют и сегодня [44. С. 43-45]. Из Индии этот ритуал распространился и в другие страны Азии, например, в Китай.

Кроме этого, в странах Азии присутствовало совершение самоубийства по приказу от органов власти. В Японии ритуал сэппуку мог быть совершен по приказу: таким образом приговоренный отчищали свою честь и честь своей семьи. В истории Кореи также имели место самоубийства высших чиновников по приказу властей.

Таким образом, этнические факторы самоубийства – это факторы, связанные с культурой определенного этноса. К ним относятся особенности материального производства, человеческого и духовного воспроизводства, коммуникации, характерные для определенного этноса и предрасполагающие к совершению самоубийства (религиозные верования, семейно-брачные структуры и отношения, менталитет, культурные традиции и «культурные подсказки» и т.п.).

Подводя итог по главе в целом, необходимо отметить следующее. Самоубийство – весьма сложный и многогранный социокультурный феномен. Поэтому его понятие может быть представлено только как система определений. В социологии наиболее признанным и чаще всего используемым является определение, которое дал Э. Дюркгейм. Что же касается типов самоубийства, то в современной суицидологии представлено большое количество разнообразных типологий и классификаций, основанных не только на природе данного феномена, но и на целях его исследования.

Теоретическое осмысление проблемы самоубийства исторически осуществлялось в рамках различных наук: философии, психологии, медицины (психиатрии), социологии. Осознание сложности данного феномена привело к созданию во второй половине XX века такой области научного знания, как суицидология, интегрировавшей достижения различных наук.

Эмпирические исследования самоубийства, прежде всего социологические, позволили выделить ряд факторов самоубийства (гендер, возраст, семейное положение, место жительства, образование и социальный статус, религиозная принадлежность и пр.). Интерес современных ученых к исследованию влияния этнических факторов на самоубийство продиктован, прежде всего, так называемым, «всплеском» этничности, происходящим в разных странах мира со второй половины XX в. и ставшим сегодня одной из особенностей развития человечества.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: