Конспект №8
Раздел: История искусства западной Европы второй половины XIX в.
Тема: искусство Франции второй половины XIX в. Творчество Эдуарда Мане.
Эдуард Мане родился в Париже, в обеспеченной семье. Решение сына стать художником не устраивало родителей. Но когда после нескольких безуспешных попыток поступить в мореходную школу он добился своего, он мог жить не нуждаясь. На протяжении всей своей жизни он ощущал свою принадлежность с состоятельной среде. Одежда и манеры выдавали в нем денди. Он был легким в общении, спокойным, уверенным в себе, даже в те дни когда вел жизнь скандального художника, а полотна вызывали усмешки и злобную критику.
В 1850 г. юноша стал учеником модного парижского живописца Тома Кутюра. Кутюр научил его основам художественного ремесла, но стиль его не привлекал Моне. Вскоре он покинул мастера и стал путешествовать по Европе. Вернувшись в Париж он много времени проводила Лувре.
Первой большой картиной Эдуарда Мане стала
- «Музыка в Тюильри»
Которую он выставил в частной галерее, не надеясь попасть в частный салон. Тюильри – парижский сад возле Лаврского дворца, великосветская гостиная под открытым небом.
Картина принципиально новаторская
- нет сюжета и темы;
- в ней не происходит ничего значительного;
- в ней нет ярко выраженного композиционного центра;
- изображен обычный день в Тюильри, один из эпизодов светского гулянья;
- изображен момент жизни, который неповторим и невозвратим;
- только художник может изобразить этот краткий миг
- не разлагал предметы в световой среде
- лепил форму широким мазком.
Этот калейдоскоп человеческой жизни вызвал у критиков раздраженное определение – «пестрая мешанина красок».
|
Следующая картина Мане,
- «Завтрак на траве»
вызывает ассоциации с «Сельским концертом» Тициана;
она была выставлена в салоне Отвергнутых (Жюри Салона 1863 г. из представленных 5 тыс. картин отклонило более половины произведений. Император Наполеон III приказал открыть специальную выставку отвергнутых произведений, чтобы судить о них могла только публика).
Обычным для зрителя было изображение красоты по античным канонам. Женщина должна была представлять античную богиню, Венеру или нимфу.
Новое: Моне переместил сцену на воздух, окружить её прозрачной атмосферой, а героями сделал своих современников. Отсутствие идеализации сообщало «Завтраку…» сомнительность в глазах публики.
Задача: художник решает чисто живописные задачи: изображение человеческих фигур в пейзаже с передачей ярких красок солнечного дня.
Сюжет: Обнаженная женщина сидит на траве (Викторина Мёран – муза Моне) в компании одетых мужчин в костюмах второй половины XIX в. Она написана столь же реалистично. Как и её компаньоны, написанные с друзей художника.
Картина «Завтрак на траве» стала центром скандала в Салоне отвергнутых. Полотна других художников. Среди которых были более новаторские по живописи работы, но они были не замечены публикой, её больше всего волновал сюжет.
- «Олимпия»
3 4
Была выставлена в официальном Салоне. Скандал вокруг неё оказался ещё большим. Вариация многих мастеров, посвященных красоте женского тела. Эмиль Золя сказал в защиту Мане: «Когда наши художники пишут Венер, они лгут. Эдуард Моне спросил себя … почему не сказать правду, он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней…» (натурщица певичка из кафешантана, женщина легкого поведения, позировала Викторна Мёран).
|
Моне становится признанным вождем всего нового во французской живописи. Вокруг него группировались молодые художники, бедующие импрессионисты. Собирались они в кафе Жербуа. Спорили о живописи. О том, возможен ли чистый пленэр, можно ли начать и завершить картину на природе. Не дописывая её в мастерской. Сам мастер не был сторонником пленэра. Но уже будучи признанным мастером много времени он просвещал небольшим этюдам, палитра его сильно осветлилась.
Моне открывает собственную выставку в павильоне на площади Альма.