Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа с. Балтай Балтайского
Муниципального района Саратовской области
«Принято» Педагогическим советом протокол № ___________ «___»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Балтай ________ С.А. Антонова приказ №________ «____»_______________2018г. |
Положение
Об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
в соответствии с ФГОС СОО
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования.
1.2.Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС СОО.
1.3.Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.4.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.
1.5.Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
|
1.6.Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог - тьютор
1.7.Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП утверждаются при защите ИОП учащихся.
1.8.Проект может быть только индивидуальным.
1.9.Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.10. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
2. Цели и задачи выполнения ИП
2.1.Цель выполнения ИП:
2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2.Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления.
|
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1.В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.2.Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта,
3.3.Основной этап (ноябрь-январь): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
3.4.Заключительный (апрель): защита проекта, оценивание работы.
3.5.Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
3.6.Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.
4. Требования к оформлению ИП
4.1.Структура ИП:
4.1.1. Титульный лист (Название ОО, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, село, год);
4.1.2. Описание проекта - 3-5 страниц:
4.1.2.1. исходный замысел (актуальность, цель, назначение проекта);
4.1.2.2. краткое описание хода работы и полученных результатов над ИП;
4.1.2.3. список использованных источников.
4.2.Технические требования к ИП:
4.2.1. Текст: Выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25.
4.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
|
4.2.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.2.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте.
4.2.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа.
4.2.7. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам: Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
4.2.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
4.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.4.Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
4.4.1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад);
4.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной изделие;
4.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4.4.4. Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и мультимедийные продукты/
4.5. Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | |
Практико- | Решение | анализ данных | костюм, |
ориентированный, | практических задач. | социологического опроса, | макет, |
социальный | атлас, | модель, | |
Исследовательский | Доказательство или | атрибуты | музыкальное |
опровержение | несуществующего | произведение, | |
какой-либо | государства, | мультимедийный | |
гипотезы. | бизнес-план, | продукт, | |
Информационный | Сбор информации о | веб-сайт, | отчёты о проведённых |
каком-либо объекте | видеофильм, | исследованиях, | |
или явлении, анализ | выставка, | праздник, | |
информации. | газета, | публикация, | |
Творческий | Привлечение | журнал, | путеводитель, |
интереса публики к | действующая фирма, | реферат, | |
проблеме проекта. | игра, | справочник, | |
Игровой или ролевой | Представление | карта, | система школьного |
опыта участия в | коллекция, | самоуправления, | |
решении проблемы | компьютерная анимация, | серия иллюстраций, | |
проекта. | оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, | учебное пособие, чертеж, экскурсия. |
5. Требования к процедуре проведения защиты проекта
5.1.Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
5.2.К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта.
5.3.Место защиты ИП - образовательная организация.
5.4. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы.
5.5.Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3 до 5 человек.
В комиссии должны присутствовать: представить администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, родительская общественность,
5.6.ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.
5.7.Для защиты ИП выделяется 1 день до 30 апреля.
5.8.Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
5.9.Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.
6. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
6.1.Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
6.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
6.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
6.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
6.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | |
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации | Баллы |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | |
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников |
Критерий 1.2. Постановка проблемы Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный. | Баллы |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный | |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы | |
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта | Баллы |
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений | |
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания | |
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города. | |
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Баллы |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | Баллы |
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | |
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта | баллы |
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно | |
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. | |
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 2. Сформированность предметных знаний и способов действий | |
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | Баллы |
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты | |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | |
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта | Баллы |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | |
Критерий 2.3. Качество проектного продукта | баллы |
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств | баллы |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации | |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада | |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы | |
3. Сформированность регулятивных действий | |
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части | Баллы |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | |
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | |
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения | Баллы |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | |
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно | |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности | |
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада | баллы |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов | |
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию | баллы |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 4. Сформированность коммуникативных действий, | |
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления | баллы |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | |
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения | баллы |
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения | |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения | |
Критерий 4.3. Умение осуществлятьучебное сотрудничество в группе | баллы |
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя. | |
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы |
6.2.С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности:
6.2.1. 0 баллов - низкий уровень
6.2.2. 1 балл - базовый уровень
6.2.3. 2 -3 балла - повышенный уровень
6.3.Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
УРОВЕНЬ | ОТМЕТКА | КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Низкий уровень | Отметка «неудовлетворительно» | менее 34 |
Базовый уровень | отметка «удовлетворительно» | 34-36 первичных баллов |
Повышенный уровень | отметка «хорошо» | 37—46 первичных баллов |
Творческий уровень | отметка «отлично» | 47—51 первичных баллов |