ТЕМА 1.1. Природоохранный потенциал




СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел Стр.
1. Пояснительная записка  
2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины  
3. Список литературы  
4. Требования к аттестации по дисциплине  
5. Критерии оценивания для аттестации по дисциплине  
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа  
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень тем для аттестации по дисциплине  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС ППССЗ и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса» по специальности 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, заочной формы обучения.

В соответствии с учебным планом учебная дисциплина ЕН.02.Экологические основы природопользованияотносится к Математическому и естественнонаучному циклу и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

Целью изучения учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользованияявляется формирование у студентов экологического мировоззрения и способности осуществления будущей профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого существования экосистем;

- задачи охраны окружающей природной среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины и не допускать возникновения экологических нарушений;

- выбирать экологичные методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

При изучении ЕН.02.Экологические основы природопользования используются различные формы учебной деятельности студента. Это аудиторные часы: лекции, тестовые задания, а также самостоятельная работа студента, которая составляет большую часть учебного времени.

Максимальная учебная нагрузка студента составляет 48 часов,

обязательное количество аудиторных занятий составляет:

32 часа - при очной форме обучения;

8 часов - при заочной форме;

40 часов - самостоятельная работа студентов (заочная форма обучения).

 

ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫИ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В ЧАСАХ ПО КУРСАМ/СЕМЕСТРАМ

Таблица 1

Курса Семестр Количество часов
Всего Лекции Лабораторно-практические занятия Формы контроля Курсовая работа Самостоятельная работа
          зачет -  

Содержание учебной дисциплины предусматривает следующие виды контроля знаний:

· текущий контроль - осуществляется в процессе изучения каждой темы при выполнении практических работ, самостоятельной работы;

· промежуточный - зачет (тестирование или защита контрольной работы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс /2 семестр

Введение

Содержание: Проблемы, вызванные загрязнением окружающей среды и состояние здоровья населения России. Состояние атмосферы, водных ресурсов городов, как это сказывается на показателях заболеваемости.

Экология как наука, когда сформировалась, классификация (от аутоэкологии до биосферного учения), сферы изучения и приложения.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что изучает экология?

2. Расскажите о структуре современной экологии.

РАЗДЕЛ 1. Особенности взаимодействия природы и общества

ТЕМА 1.1. Природоохранный потенциал

Студент должен:

иметь представление:
— о современном состоянии окружающей среды России и планеты

— о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и предотвращении
— о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф

Содержание: Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу, вытеснение техносферой биосферы.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.

Методические указания:

При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно-деятельный подход к содержанию, т.к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии.

Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и т.д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т.е. оказало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете. Важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые ХIХ в и начала ХХ в. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии, сделанные Н. Пржевальским, Н.Дюжевым, В.Докучаевым, Н.Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г в России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а также российско-финский заповедник «Дружба-2», но этого крайне недостаточно.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в?
- литосфере;
- атмосфере;
- гидросфере;
- биосфере.
2. Какую опасность представляют загрязнения?:
- химическое;
- физическое;
- механическое.
3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?
4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения природы для человека?
5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной культуры человека?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: