СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Раздел | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
2. | Содержание разделов и тем учебной дисциплины | |
3. | Список литературы | |
4. | Требования к аттестации по дисциплине | |
5. | Критерии оценивания для аттестации по дисциплине | |
6. | ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа | |
7. | ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень тем для аттестации по дисциплине |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС ППССЗ и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса» по специальности 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, заочной формы обучения.
В соответствии с учебным планом учебная дисциплина ЕН.02.Экологические основы природопользованияотносится к Математическому и естественнонаучному циклу и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.
Целью изучения учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользованияявляется формирование у студентов экологического мировоззрения и способности осуществления будущей профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого существования экосистем;
- задачи охраны окружающей природной среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
- принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;
- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- анализировать причины и не допускать возникновения экологических нарушений;
- выбирать экологичные методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
При изучении ЕН.02.Экологические основы природопользования используются различные формы учебной деятельности студента. Это аудиторные часы: лекции, тестовые задания, а также самостоятельная работа студента, которая составляет большую часть учебного времени.
Максимальная учебная нагрузка студента составляет 48 часов,
обязательное количество аудиторных занятий составляет:
32 часа - при очной форме обучения;
8 часов - при заочной форме;
40 часов - самостоятельная работа студентов (заочная форма обучения).
ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫИ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В ЧАСАХ ПО КУРСАМ/СЕМЕСТРАМ
Таблица 1
Курса | Семестр | Количество часов | |||||
Всего | Лекции | Лабораторно-практические занятия | Формы контроля | Курсовая работа | Самостоятельная работа | ||
зачет | - |
Содержание учебной дисциплины предусматривает следующие виды контроля знаний:
· текущий контроль - осуществляется в процессе изучения каждой темы при выполнении практических работ, самостоятельной работы;
· промежуточный - зачет (тестирование или защита контрольной работы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс /2 семестр
Введение
Содержание: Проблемы, вызванные загрязнением окружающей среды и состояние здоровья населения России. Состояние атмосферы, водных ресурсов городов, как это сказывается на показателях заболеваемости.
Экология как наука, когда сформировалась, классификация (от аутоэкологии до биосферного учения), сферы изучения и приложения.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что изучает экология?
2. Расскажите о структуре современной экологии.
РАЗДЕЛ 1. Особенности взаимодействия природы и общества
ТЕМА 1.1. Природоохранный потенциал
Студент должен:
иметь представление:
— о современном состоянии окружающей среды России и планеты
— о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и предотвращении
— о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф
Содержание: Природа и общество. Общие и специфические черты.
Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу, вытеснение техносферой биосферы.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа.
Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.
Методические указания:
При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно-деятельный подход к содержанию, т.к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии.
Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и т.д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.
Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т.е. оказало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете. Важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые ХIХ в и начала ХХ в. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии, сделанные Н. Пржевальским, Н.Дюжевым, В.Докучаевым, Н.Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г в России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а также российско-финский заповедник «Дружба-2», но этого крайне недостаточно.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в?
- литосфере;
- атмосфере;
- гидросфере;
- биосфере.
2. Какую опасность представляют загрязнения?:
- химическое;
- физическое;
- механическое.
3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?
4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения природы для человека?
5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной культуры человека?