Логопедическое пособие в стихах




И Синицына

Буду чисто говорить

 

 

И. Ю. Синицына

Буду чисто говорить

Логопедическое пособие в стихах

 

1000 Шуток на серьезную тему (логопедическое предисловие)

 

Как известно, работа логопеда с детьми, испытывающими трудности в произношении тех или иных звуков, включает в себя несколько этапов.

Первый этап, этап постановки звука и его автоматизации в отдельных слогах и словах, достаточно подробно описан в любой специальной литературе и, наверное, не требует дополнительного освещения в изданиях наших дней.

Следующему этапу, этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, также посвящено несколько авторитетных изданий, в которых приводится множество замечательных стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы даже у опытного логопеда могут возникнуть затруднения. Зачастую эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10–12, а то и 16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти рифмованные строки изобилуют нужными логопеду звуками. Но ещё сложнее дело обстоит, если необходимо отработать в стихах произношение таких звуков, как «Д» –«ДЬ», «Г» –«ГЬ», «X» –«ХЬ» и т. п. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях.

Однако ещё более остро дефицит речевого материала ощущается, когда речь идёт о дифференциации трудно различаемых детьми звуков. Если материалов на одни традиционные дифференцировки («С» –«Ш», «З» –«Ж», «Л» –«Р» и т. д.) в литературе достаточно, то на другие, более тонкие дифференциации («ГЬ» –«ДЬ», «КЬ» –«ТЬ», «Ч» –«ТЬ» и т. п.), его или очень мало, или же нет совсем. Но и в этом, и в другом случае очевидно, насколько удобно и полезно было бы логопеду иметь под руками подборку стихов, специально написанных для облегчения этой сложной дифференцировочной работы.

Именно такое пособие и предлагается настоящим изданием. Это пособие уникально сразу в нескольких направлениях.

Во‑первых, все включенные в него рифмовки, их около 1200, специально созданы в первую очередь как речевой материал для работы по автоматизации и дифференциации различных групп звуков, а следовательно, эти звуки встречаются в них намного чаще, чем в других детских стихах, в том числе тех, которые обычно приводятся в логопедических пособиях.

Во‑вторых, благодаря своему живому игровому характеру и небольшому объёму эти рифмовки легко запоминаются и способствуют поддержанию интереса ребёнка к логопедическим занятиям.

В‑третьих, в них отрабатываются практически все группы звуков, для автоматизации которых трудно, а то и невозможно найти материал в специальной литературе.

В‑четвёртых, очень широко и полно представлены пары для дифференциации звуков, близких по способу образования и звучания.

Среди этих дифференцируемых пар кроме традиционных присутствуют и нетрадиционные. Как известно, трудность различения звуков находится в прямой зависимости от типа искажения данных звуков.

Так при губно‑зубном произношении свистящих и шипящих звуки «С» и «Ш» слышатся как звук «Ф», а следовательно, необходим материал для дифференциации таких пар звуков, как «С» –«Ф», «СЬ» –«ФЬ», «Ш» –«Ф», «Ж» –«Ф».

При так называемом «тетизме», когда вместо свистящих и шипящих произносятся соответственно звуки «Т» и «Д», необходим материал на дифференциацию пар «С» –«Т», «З» –«Д», «Ш» –«Т», «Ж» –«Д», «СЬ» –«ТЬ», «ЗЬ» –«ДЬ», «Щ» –«ТЬ», «Ч» –«ТЬ».

Большую сложность в работе над дифференциацией звуков представляет группа детей‑логопатов с дефектом бокового произношения, который может охватить почти все группы согласных звуков и звук «Й». У таких детей при боковом произношении одинаково звучат: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ш», «Ж», «Щ», «X», «ХЬ»; «Ц», «Ч», «ТЬ», «ДЬ», «КЬ», «ГЬ»; «РЬ», «ЛЬ», «Й», что также даёт сразу несколько пар звуков для дифференциации.

В пособии стихотворный материал для дифференциации звуков распределён по принципу усложнения: сначала даются «облегчённые» рифмовки, затем – более насыщенные.

Важно отметить, что все эти рифмовки составлены человеком, чья профессиональная деятельность (детский психолог‑педагог) – это постоянный, непосредственный, творческий контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому они проникнуты пониманием детского мировоззрения и любовью к детям.

Бесспорно, использование данного пособия в логопедической работе поможет нашим маленьким гражданам успешно справиться с трудностями, связанными с дефектами произношения, снять негативизм, который часто становится барьером при общении с окружающими, расширит кругозор, пополнит словарный запас, а также вызовет положительную эмоциональную реакцию детей, органично вписывая логопедическую работу в живую, творческую атмосферу детской игры.

 

Трифонова Татьяна Михайловна, логопед

 

От автора

 

Дорогие родители! Уважаемые педагоги!

Мы с вами хорошо знаем, как радостно заниматься с ребенком, если, у него блестят глаза и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу» и огорчался, чувствуя явное или скрытое сопротивление ребенка тому, чему мы его собираемся научить. Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа!

Что мы делаем в таких случаях? Иногда начинаем настаивать на своем: «Это надо! Хочешь, не хочешь – изволь выполнять!» Казалось бы правильная позиция – ребенку действительно вредно делать только то, что ему хочется. Но почему‑то после таких занятий в душе остается какой‑то тяжелый осадок, а ребенок все больше и больше укрепляется в чувстве, что учение – это нечто изнуряющее, скучное, безрадостное… Какой уж там блеск в глазах! Насилие и радость редко уживаются вместе.

А возможно, мы и не пытаемся научить ребенка ничему такому, что не вызывает у него интереса. Мы отступаем сразу – ведь ребенок «не хочет»…

И опытный педагог, и чуткий родитель прекрасно понимают, что первая и едва ли не главная задача – сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел.

И тут начинается поиск. Ребенок любит зверюшек? Давайте устроим звериную школу – причем не формальную, а настоящую – такую, в которой у каждого ученика будет свой характер и даже, возможно, свой голос! В такую игру можно вплести любое наше задание. А может, он любит самолеты? Поиграем в пилотов, которые выполняют заданные рейсы и сталкиваются с трудностями (конечно, при этом мы продумаем все подробности – договоримся, что будет символизировать самолет, как будет отмечаться путь от пункта к пункту, какими будут условия получения топлива и так далее). Ребенок любит машины? Давайте их «чинить», устранять неполадки…

Мы назовем наше задание по‑другому – и оно обретет новый смысл. Мы прислушаемся к ребенку – и он сам поведает нам, как его нужно обучать. И наш учительский монолог превратится в прекрасный диалог двух (или более) личностей. Но сначала давайте согласимся выслушать того, кого мы хотим обучать.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявить творчество. Когда моя пяти‑, а затем шестилетняя дочка, которой долго не давались шипящие и свистящие, начала заниматься с логопедом, мы быстро обнаружили, что «техническая» сторона процесса, предполагающая многократное домашнее проговаривание различных слов – занятие, увы, не слишком увлекательное и для нашей кипучей натуры малоподходящее.

«С ок… с ок… с ок… С ом… с ом… с ом… С он… с он… с он…». А в жизни столько интересного! Вот мы и начали фантазировать. Слово «с ок» заболело! Лежит, не двигается… Заболело оно в звуке «с » – так сказал доктор. Будем лечить. Даем невидимую таблетку. Ну‑ка проверим… Нет, пока не полегчало. Еще таблетку… О, ему уже лучше! Теперь еще… Щеки порозовели! Еще… Пальчиком двинуло! Еще… Рукой пошевелило… И так далее, пока на ноги не встанет!

Но нужны не только слова, нужны фразы. Фантазируем дальше. Словам очень грустно и одиноко. Как бы им подружиться? Как их связать вместе? Давай придумаем… Вот и появились первые фразы – они не могут быть неинтересными, их придумал сам ребенок! «С ом любит пить с ок, потом он идет спать и видит с он!» Вот слова и подружились! Как же они обрадовались – прямо впляс пустились! И песенка подходящая нашлась:

 

Я – большой усатый сом,

Пью я соки перед сном.

Жаль, что соли в речке нет –

Суп без соли ем в обед!

 

Игра понравилась. И дочери, и мне. Нашему замечательному логопеду Татьяне Михайловне Трифоновой она понравилась тоже. Стишков накопилось много. Мы радовались все вместе. Начались разговоры о других детях, о других звуках. Наверное, так и появилась идея создания логопедического пособия. Конечно, хотелось отразить в нем разные интересы детей – чтобы каждому было из чего выбрать.

И теперь нам очень хочется пригласить к творчеству и вас. Наверное, не стоит просто заучивать эти стишки все подряд. Может, лучше сначала выделить те, которые показались более интересными. Пусть выберет сначала сам ребенок, а потом, к примеру, любимая игрушка. Сначала одна, потом другая – может быть, им понравится что‑то иное. Дети очень любят выбирать! А может, мы будем «приземляться» наугад и читать тот стишок, куда прилетели. А может, мы раскрасим картинку (как это красиво!) и найдем, с каким стишком она дружит?..

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый – Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное – настроиться на Диалог и на Творчество!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: