Ход урока
1. Кратко охарактеризуйте главные направления в искусстве Европы XVII —XVIII вв.
2. Расскажите о самых известных европейских писателях, художниках, композиторах XVII — XVIII вв.
3. Как развивалась наука в XVII — XVIII вв.?
4. Что такое эпоха Просвещения? В чем состояли основные идеи главных деятелей Просвещения?
Усвоение нового материала
Главные научные открытия. Научные открытия меняли представления об окружающем мире, повлияли на жизнь людей.
В 20-х гг. XIX века крупнейшие открытия в области электричества сделал Андре Ампер. В 1811 году Бернард Куртуа открыл йод. В 1802 году независимо друг от друга английский физик Джон Дальтон и французский физик и химик Жозеф Гей-Люссак установили законы теплового расширения газов. Джеймс Джоуль обосновал закон сохранения энергии. Томас Юнг возродил тепловую теорию света. Юстус Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, разработал теорию брожения и гниения. Немецкий физик Георг Симон Ом сформулировал основной закон электрической цепи, названный его именем. Важнейшим явлением в науке было открытие первой элементарной частицы – электрона (англичанин Томсон), электромагнитных волн (Генрих Герц), икс-лучей (Вильгельм Рентген). Д.И. Менделеев разработал в 1869 – 1871 гг. Периодическую систему химических элементов. Чарлз Дарвин в книге «Происхождение видов» доказывал, что вся живая природа формировалась постепенно, путем длительной эволюции. В80-х гг. XIX века французский химик Луи Пастер разрабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это же время в Германии Роберт Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Были открыты бактерии дифтерита и чумы.
· Система образования.
Образование в начале 19 века было преимущественно элитарным.
Встала необходимость демократизации образования – образование должно было демократизироваться вместе с обществом и государством.
В первой половине 19 века всеобщее образование было введено на большей части Германии, Австрийской империи, Швеции, Швейцарии. В 1870 г. Всеобщее начальное образование было введено в Англии, а законами 1881 и 1882 годов во Франции.
Противилась установлению государственного всеобщего образования церковь, которая до сего момента контролировала начальную школу.
Музыка. Крупнейшие композиторы: Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер.
Изобразительное искусство. Возникает импрессионизм – художественный стиль для которого характерны стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное, передать свет и воздух средствами живописи. Крупнейший представитель Эдуард Мане. Романтизм – вдохновение, непосредственность чувств (Эжен Делакруа). Реализм – многостороннее воспроизведение действительности, отражение экономических, политических, нравственных противоречий в художественных образах (Гюстав Курбе).
Символизм – символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитали «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация на чувства.
Представители: Гюстав Моро, Михаил Врубель и другие.
Литература. Романтизм – французский писатель Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери», немецкий поэт Генрих Гейне.
Критический реализм – Оноре де Бальзак, Чарлз Диккенс, Ги де Мопассан, Анатоль Франс.
Натурализм – факты ценнее самого прекрасного вымысла и писатель должен фиксировать события реальной жизни (французский писатель Эмиль Золя)
Символизм в литературе - недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. Представители: в России — Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин и мн. др. Во Франции — Шарль Бодлер, Поль Валери и т.д.
Закрепление нового материала
1. Какие течения существовали в западноевропейской литературе XIX в.?
2. Охарактеризуйте творчество крупнейших живописцев и композиторов XIX в.
3. Какие крупнейшие научные открытия были сделаны в XIX в.?
4. Составьте таблицу художественных стилей и направлений конца XIX — начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры. Почему для некоторых деятелей культуры невозможно найти однозначного места в подобной таблице?
Домашнее задание: Изучение конспекта
Группа: 15.01 – 1а
Дата: 07.05.20
Преподаватель: Строганова Г.И.
Предмет: история
Тема: Важнейшие научные открытия
Цель: определить тенденции развития науки, значения научных открытий;
Ход урока:
1. Организационный момент – сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания – тестирование.
· Городской рельсовый путь.
· Все новости из газеты.
· Швейная машина.
· Жить стало комфортнее.
· Почтовые марки.
· Музыка в доме.
· Велосипед.
· Фотография.
· Пишущие машинки.
· Мода.
· Технические изобретения способствовавшие росту городов.
· Какая связь существовала между модой, досугом и техническим прогрессом.
3. Объяснение нового материала:
19 – начало 20 века – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представление о том, что природа подчиняла точным законам механики.
Мы рассмотрим те открытия в области физики и естественных наук, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества.
· Физика.
В 1831 г. М.Фарадей открыл электромагнитную индукцию. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя.
В развитии идей Фарадея Дж.К.Максвел создал электромагнитную теорию света. По его мнению свет распространялся электромагнитными волнами. Теория Максвелла была изложена им в 1873 г., а в 1883 немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн, и доказал, что никакой предмет не может помешать их распространению.
Была продолжена рассматриваться электромагнитная теория Максвелла, Хендрик Лоренц попытался объяснить ее с точки зрения атомного строения вещества.
В конце 1895 г. А Германии физик Вильгельм Рентген открыл невидимые лучи. Однако открытие Рентгена нуждалось в объяснении. Целая группа ученых изучила явление радиоактивности и создала учение о сложном строении атома.
За открытие радиоактивности, супруги Кюри совместно с А.Беккерелем получили в 1903 г. Нобелевскую премию по физике. Стало ясно, что атом не мельчайшая неделимая частица, что он сам имеет сложное строение.
· Биология.
Значительный этап в научной мысли составляет труд Ч.Дарвина «Происхождение видов». Дарвин выступил в качестве теоретика эволюции, которая строилась на конкуренции и борьбе за выживание, которая способствовала сохранению видов, наиболее приспособленных к окружающей среде. Огромный шум наделала последняя работа Дарвина «Происхождение человека». В ней он доказывал происхождение человека от человекообразной обезьяны, это противоречило христианской версии зарождения жизни.
Значительный вклад в развитие биологии внес Луи Пастер. Фактически он стал основателем микробиологии. Прививка от бешенства – итог его работы. Благодаря изучению жизни микробов, ему удалось разработать способы стерилизации и пастеризации, изобрести множество видов прививок. Его открытиями пользуется медицина.
В начале 19 века Жан Корвизар «прослушивал» своих пациентов при помощи специальной палочки, по звуку определял состояние легких и сердца.
Огромный вклад в борьбу с инфекционными болезнями внес Роберт Кох, открывший возбудимость туберкулеза – «бациллу Коха», разработавший профилактические меры против эпидемий и создавший лекарства. Илья Ильич Мечников – учение о защите организмов от микробов.
Автомобили и воздухоплавание. Первые автомобили были с паровым двигателем. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был сделан и испытан в 1885 году (Карл Бенц). Готлиб Даймер разработал собственный двигатель внутреннего сгорания. Первый летательный аппарат – дирижабль был создан в 1900 году (Фердинанд Цепеллин). Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха – самолетами (аэропланами). Первые самолеты с паровыми двигателями изобрели А.Ф. Можайский в России, Клемент Адер во Франции, Хайрем Максим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетах американцы братья Райт в 1903 году.
Главные научные открытия. Научные открытия меняли представления об окружающем мире, повлияли на жизнь людей.
В 20-х гг. XIX века крупнейшие открытия в области электричества сделал Андре Ампер. В 1811 году Бернард Куртуа открыл йод. В 1802 году независимо друг от друга английский физик Джон Дальтон и французский физик и химик Жозеф Гей-Люссак установили законы теплового расширения газов. Джеймс Джоуль обосновал закон сохранения энергии. Томас Юнг возродил тепловую теорию света. Юстус Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, разработал теорию брожения и гниения. Немецкий физик Георг Симон Ом сформулировал основной закон электрической цепи, названный его именем. Важнейшим явлением в науке было открытие первой элементарной частицы – электрона (англичанин Томсон), электромагнитных волн (Генрих Герц), икс-лучей (Вильгельм Рентген). Д.И. Менделеев разработал в 1869 – 1871 гг. Периодическую систему химических элементов. Чарлз Дарвин в книге «Происхождение видов» доказывал, что вся живая природа формировалась постепенно, путем длительной эволюции. В80-х гг. XIX века французский химик Луи Пастер разрабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это же время в Германии Роберт Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Были открыты бактерии дифтерита и чумы.
4. Закрепление изученного материала:
· В каком отношении Дарвин переосмыслил свое отношение к религии. Составьте в тетради таблицу:
Научная область | Год открытия | Фамилия ученого | Содержание и значение открытия |
5. Домашнее задание:
Изучение конспекта