Сбор карточек, подведение итогов, выставление оценок.




План

1. Причины колониальной экспансии

2.Колониззация в первой половине XIX века

3.Колонизация во второй половине XIX века

4.Мир в начале ХХ века.

Преподаватель: В XIX в. колониальная агрессия заметно усилилась. В это время резко активизировались колониальные захваты, выросло число колониальных держав, значительно расширилась площадь колоний.

Мощный толчок колониальным захватам дало начало промышленного переворота на Западе. Применение машин вызвало резкое увеличение производства товаров и породило проблему сбыта продукции. С 1825 г. кризисы перепроизводства стали постоянным явлением на Западе и наносили серьезный урон экономике западных стран. В этих условиях колонии стали удобными рынками сбыта, а также начали все более приобретать ценность как поставщики продовольствия и сырья.

Учитель рисует схему на доске- пример выгодного сбыта продукции метрополии в колонию (пример Англия-Индия)

Промышленный переворот создал не только стимул для колониальной экспансии, но и базу для ее развертывания в виде современного оружия и транспортных средств. Это усиление Запада происходило в условиях, когда восточные страны все более отставали в своем развитии. Тем самым в XIX в. сложились все условия для колониальных захватов. В первой половине XIX в. интерес европейцев привлекли прежде всего крупные страны Азии, которые могли стать обширным рынком сбыта европейских товаров.

(Слайд основные колониальные державы) Главными колониальными державами этого времени стали Англия и Франция — наиболее экономически сильные страны Европы. Активную колониальную политику проводила и Россия, но она руководствовалась при этом не столько экономическими, сколько военно-политическими соображениями. В первой половине XIX в. колонизаторы силой навязали правителям (Слайд- карта) Китая, Японии, Ирана и Османской империи однотипные торговые соглашения, по условиям которых европейские товары допускались на рынки этих стран, таможенные пошлины на них были незначительны, иностранцы получили право консульской юрисдикции, т. е. неподсудности местным властям. Параллельно усилились и колониальные захваты.

записать в тетради захваченные территории К 1853 г. англичане полностью подчинили себе Индию, приступили к завоеванию Бирмы. Франция к середине XIX в. захватила Алжир и южную часть Вьетнама.

Во второй половине XIX в. колониальная экспансия еще более усилилась. Завершение промышленного переворота в ведущих странах мира, образование монополистических объединений привели к обострению конкурентной борьбы на мировых рынках. Значение колоний как гарантированных рынков сбыта, поставщиков продовольствия и дешевого сырья резко возросло. Колонии становятся одним из элементов экономической и военной мощи развитых стран, средством, позволяющим обогнать конкурентов.Во второй половине XIX в. началось своеобразное соревнование великих держав в расширении колониальных владений. В это время к Англии, Франции и России в борьбе за колонии прибавились Германия, Япония, США, Италия.

(Слайд- записать в тетради захваченные территории) Во второй половине XIX в. главным объектом колониальных захватов стала Африка, которая в течение 80 — 90-х гг. XIX в. была разделена между Англией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, Португалией и Испанией. В Азии к началу XX в. Англия завершила захват Бирмы и установила контроль над Афганистаном, Франция подчинила себе Индокитай, Россия захватила государства Средней Азии. На путь колониальных захватов стала Япония, установившая свой контроль над Тайванем и Кореей.

Новым явлением в развитии колониализма стало появление полуколоний — формально независимых стран, связанных неравноправными соглашениями экономического и политического характера. В Азии такими странами стали Иран, Китай и Османская империя. Колонизаторы, действуя с помощью кредитов и займов, взяв под свой контроль местные таможни, добившись права на создание своих предприятий и банков, к концу XIX в. контролировали финансы, торговлю и ключевые отрасли экономики этих стран. Экономическое закабаление часто сочеталось с силовым давлением. В Китае великие державы вынудили правительство передать им в «аренду» ряд территорий и к концу XIX в. фактически разделили страну на сферы влияния. Крупные территориальные потери понесла Османская империя, которая к началу первой мировой войны лишилась почти всех владений в Европе и полностью утратила власть над Северной Африкой. От превращения в колонии Иран и Османскую империю спасли противоречия между великими державами, которые не смогли договориться между собой о разделе этих стран. Китай смог избежать полного закабаления благодаря антииностранному восстанию ихэ-туаней (1899 — 1901), которое хоть и было подавлено, но показало великим державам, что расчленение Китая будет связано с большими трудностями.

(Слайд- карта) Площадь колоний составила 68 % территории Земли, в колониях и зависимых странах проживало 60 % населения планеты.

Таким образом, к началу XX в. мир оказался поделенным между великими державами.

4. Закрепление материала. Викторина по изученному материалу:

Вопросы:

1. Каковы причины колониальной экспансии запада?

2. Что такое колония?

Назовите колониальные державы первой половины ХIХ века.

3. Какие территории к 1850-му году захватили Англия и Франция?

4. Какие колониальные страны появились во второй половине ХIХ века?

5. Что представляли собой полуколонии?

6. Как выглядел мир в начале ХХ века?

6.Рефлексия. Раздаются карточки, каждый отвечает на вопросы:

1.Что сегодня я узнал нового?

2. Я думаю, что сегодня я работал(выставление оценок)....

3. Сегодняшний урок мне (понравился/не понравился, запомнился, чем)....

Сбор карточек, подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание: составить конспект на тему: «Этапы развития Китая в ХIХ веке»

 

Группа: 15.01 – 1а

Дата: 08.05.20

Преподаватель: Строганова Г.И.

Предмет: история

Тема: Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран

Цель:

1 Образовательная: Охарактеризовать формы колониальной зависимости. Выделить особенности колониальной политики проводимой разными странами.

.

Структура урока:

1). Орг. момент.

2). Объяснение нового материала.

3). Закрепление

4). Объяснение домашнего задания.

Оборудование: доска, карта учебник.

План:

1. Создание колониальных империй.

2. Формы колониальной зависимости.

3. Колониальные владения держав и их особенности.

4. Последствия колониальной политики.

Понятия и термины:

Экспансия – расширение территории Фактория – опорный пункт торговли.

Ход урока

Орг. момент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: