Объяснение нового материала.




 
  1. Создание колониальных империй
В XIX веке на всей планете установилось господство европейских государств. Начало экспансии (расширению территории стран) европейцев положили Великие географические открытия, начавшиеся в конце XV века и завершившиеся в XVI веке созданием колоний испанцев и португальцев в Америке, Африке и Азии. К началу XIX века европейцы имели ряд преимуществ по сравнению с народами Азии и Африки. Их парусные суда обладали большей быстроходностью, маневренностью и грузоподъемностью. Европейцы овладели навыками плавания в океане, они имели лучшие карты и лоции. У них было огнестрельное оружие, которым не обладало большинство противников. Промышленная революция еще более усилила превосходство европейцев и североамериканцев. Благодаря пароходам связь с колониями стала более надежной. Железные дороги, проложенные вглубь завоеванных территорий, обеспечивали контроль над ними и более эффективное использование природных богатств. Телеграфные линии позволяли властям метрополий (государств, владевших колониями) более четко управлять своими владениями. Европейцы ввозили в колонии продукцию мануфактурного производства, а оттуда получали колониальные товары. В XIX веке у них имелись все средства и возможности для покорения необъятных пространств планеты и преодоления сопротивления народов других континентов. Экспансия европейских народов приобрела значительные масштабы. Колонизаторы создавали в Азии и Африке христианские миссии, пользовавшиеся покровительством европейских правительств, видевших в них опорные пункты для распространения своего влияния. Владения колониальных держав называются колониальными империями. В эпоху промышленной революции захват коло " стали оправдывать необходимостью обеспечения условий для развития экономики. Промышленность требовала громадного количества разнообразного сырья, запасы которого были обнаружены в странах Азии и Африки. Развитые страны в больших количествах потребляли продукцию тропического земледелия Для ее производства колонизаторы создавали плантации чая в Индии и на Цейлоне, натурального каучука — в Конго и Малайе, какао — в Западной Африке, риса — в Бирме и во Вьетнаме, сахарного тростника — на островах Карибского моря. С появлением холодильной техники начались крупные поставки в Европу и Северную Америку тропических фруктов. В конце XIX века между странами Западной и Центральной Европы разгорелась конкурентная борьба за рынки сбыта промышленных товаров и за сферы приложения капитала. Многие из них стали защищать свой национальный рынок от иностранной конкуренции и вводить высокие таможенные пошлины на импортируемые товары. В таких условиях колонии представлялись надежным рынком сбыта промышленных товаров и местом приложения капитала. Европейцы считали, что территориальные захваты в Африке и Азии обеспечат уверенное развитие экономики, снижение безработицы, рост благосостояния населения. Однако такое представление было ошибочным. Отсталые колонии не могли стать рынком сбыта для большинства видов промышленной продукции и местом приложения капитала. В колониях не было подготовленных рабочих и специалистов Все необходимое для нормальной работы промышленных предприятий приходилось ввозить из метрополии. Рабочим и специалистам платили высокую зарплату, чтобы компенсировать неудобства их жизни в колониях. Капиталовложения экономику колоний оказывались прибыльными только при добыче дефицитного сырья. Обладание колониями стало рассматриваться как необходимое условие статуса великой державы. Экспансию оправдывали также боязнью захвата этой территории другой державой и необходимостью обеспечить безопасность границ колониальных владений. Англия, например, установив контроль над Египтом на севере Африки и Папской колонией на юге, стремилась соединить их цепочкой своих владений. Это делалось для того, чтобы предотвратить возможность объединения другими странами их разрозненных колониальных приобретений. Такая политика неизбежно вела к столкновениям между колониальными державами.
  1. Формы колониальной зависимости.
Заморскими колониями управляла специальная колониальная администрация, назначаемая метрополией. Местное население, как правило, не имело политических прав. К концу XIX века только английские переселенческие колонии получили внутренне самоуправление. Во многих колониях местные крупные землевладельцы, сотрудничавшие с колониальной администрацией сохраняли свои владения и некоторую власть над подданными. Колониями были английские, французские, португальские и германские владения в Центральной и Южной Африке, голландские владения в Индонезии, испанские на Филиппинах и Кубе. Когда достичь полного контроля над территорией был невозможно, колонизаторы прибегали к установлению протектората — покровительства европейской державы над какой-либо страной. В этом случае местные власти сохраняли внутреннюю самостоятельность, но право ведения внешней политики переходило к метрополии. Протекторатом Англии стал после 1880 года Афганистан, протекторатами Франции в конце XIX века были Тунис и Марокко. В случае невозможности установления протектората великие державы стремились заключить такие договоры с местными правителями, которые давали бы европейцам особые права ~ возможность свободного передвижения по территории данного государства, неподсудность местным судам, свободу экономической деятельности. Такие соглашения называются неравноправными, поскольку они ущемляют суверенитет одного из государств. Договора такого рода были заключены великими державами с Китаем и Ираном.
  1. Колониальные владения держав и их особенности.
Дети заполняют таблицу: Колониальная держава Колониальные владения Особенности колониальной политики Англия Франция Голландия Португалия США
  1. Последствия колониальной политики.
В колониях поднимаются освободительные движения. Первоначально целью этих движений было восстановление прежнего, доколониального порядка. Однако попытки все повернуть вспять были неудачными. Постепенно колониальные народы стали осознавать необходимость усвоения европейского опыта, чтобы, использовав его в своей борьбе, добиться свободы. В колониях прокладывались железные дороги, создавались шахты и рудники, строились фабрики. Появляется рабочий класс, предприниматели, средний класс. Развитие колониальных стран ускорилось. Однако разрушение старого уклада порождало внутренние конфликты в колониях, старое упорно боролось с новым. Установление господства стран Запада над миром имело важные последствия. Был положен конец замкнутому, изолированному развитию неевропейских цивилизаций. Они вступили в контакт с европейской цивилизацией, а через нее — и с другими цивилизациями. Началось превращение мира, состоявшего из несвязанных друг с другом или связанных случайными и непостоянными контактами стран, народов и цивилизаций, в мир, слитый воедино узами политической зависимости и нитями экономических связей. Начался взаимный обмен духовными ценностями и достижениями культуры, диалог цивилизаций. История, которая раньше была историей параллельно и независимо развивающихся стран и народов, стала превращаться в подлинно всемирную историю. 3.Закрепление нового материала 1. Как происходил процесс складывания мировой колониальной системы? Выпишите в тетрадь причины, цели экспансии, формы колониальной зависимости, последствия европейского господства. 2. Р. Киплинг верил в необходимость приобщения народов Азии и Африки к европейской цивилизации. Русский писатель А. И. Куприн считал, что Киплинг своим творчеством вдохновлял английских наемных солдат на грабеж и насилие. Выскажите свою точку зрения на их позиции. 3. Покажите на карте колониальные владения Англии, Франции, Германии, Португалии, Голландии, Испании. 4. В своей речи в рейхстаге II декабря 1899 года канцлер Германской империи Б. Бюлов сказал: «Мы не потерпим, чтобы какая-либо иностранная держава, чтобы какой-нибудь чужеземный Юпитер сказал нам: „Что делать? Мир уже поделен!"» О какой отличительной черте колониальной политики Германии идет речь? 5. Объясните новые понятия и термины: фактория, экспансия, колониальная империя, метрополия, расизм, протекторат. Итог. На сегодняшнем уроке мы узнали о создании колониальных империй. Причины и цели колониальной политики. Охарактеризовали притеснения колониального населения, особенности колониальной политики у разных держав. 4. Домашнее задание Изучение конспекта
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: