Что крепнет с каждым днем к победе воля.
Могу сказать уверенно и гордо,
Есть каждого ремесленника доля!»
(Д.Бедный).
Оборудование:
1. Эпиграф к уроку «И в том, что Россия стоит все так же твердо,
Что крепнет с каждым днем к победе воля. Могу сказать уверенно и гордо,
Есть каждого трудящегося доля!»
(Д.Бедный)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
· Вступительное слово преподавателя.
· Сообщение темы и постановка цели урока.
На прошлых уроках мы говорили с вами о вероломном нападении Германии на Советский Союз, о начальном периоде ВОВ, о проведении эвакуации заводов, научных учреждений и населения на восток страны.
Сегодня на уроке вы узнаете о помощи тружеников тыла фронту, о создании новых видов оружия и техники, а т.ж., о деятелях культуры и искусства, которые смогли создать в эти тяжелые военные годы особую духовную атмосферу на фронте и в тылу.
И с вашей помощью попытаемся определить, какова же была роль тыла в годы войны. Запишите, пожалуйста, в тетрадь план урока.
И. Изучение нового материала:
1. Культура и искусство в годы ВОВ:
- рассказ преподавателя и просмотр мультимедиа презентации;
- отрывок из песни «Священная война»;
- стихотворение «Трамвай идет на фронт» (В.Инбер);
- беседа с учащимися.
Когда мы говорим о ВОВ перед нами встают великие битвы и сражения, тайные тропы партизанских отрядов и пущенные под откос вражеские поезда, медсестры и врачи, поднимавшие на ноги раненых солдат.
Но мы не должны забывать о том, чем жили люди все эти 4 года, каким был их внутренний мир, какие чувства наполняли их душу. Не только фронт, но и тыл ковал победу в суровой войне 1941-1942 годов. Поэтому, давайте начнем с развития культуры и искусства в годы войны.
|
Одним из важных элементов художественной культуры в эти годы были песни, которые навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей.
Сейчас прозвучит одна из первых военных песен, рожденная в конце июня 1941 года поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым.
Вопрос: может кто-то знает название этой песни?
Более тысячи писателей и поэтов ушли на войну добровольцами, среди них Шолохов, Фадеев, Симонов, Твардовский, Тихонов. Они участвовали в боях, были ранены, но создавали свои бессмертные произведения.
Давайте запишем некоторые из них. Роман Шолохова «Они сражались за Родину», повесть Константина Симонова «Дни и ночи» о защитниках Сталинграда, повесть Бека «Волоколамское шоссе» о мужестве защитников Москвы, повесть Шагиняна «Урал в обороне» о работниках тыла, поэма Твардовского «Василий Теркин».
Вопрос: назовите известные вам произведения военных лет?
Большую популярность в годы войны приобрел кинематограф. Были отсняты тысячи метров пленки, запечатлены важнейшие битвы и героический труд советских людей. Например, «Битва за Севастополь», «Ленинград в обороне», боевые кинохроники.
Наряду с ними создавались полнометражные художественные фильмы «Машенька», «Два бойца». В них снимались выдающиеся советские актеры Б.Андреев, Н.Жаров, Н. Крючков, М.Ладынина и др.
Потрясающий эффект произвела 7 симфония Д.Шостаковича, посвященная борьбе с фашизмом, грядущей победе и родному городу Ленинграду.
С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства.
|
За время войны было дано более 400 тысяч спектаклей и концертов. Большим успехом пользовались пьесы А.Корнейчука «Фронт», К.Симонова «Русские люди», выступления эстрадного оркестра под руководством Л.Утесова.
Советские художники возродили традиции времен гражданской войны - агитационные плакаты «Окна ТАСС». Рисунки и тексты призывали к победе над врагом, прославляли трудовые подвиги советских людей. Тираж достигал 1500 экземпляров. Над выпуском плакатов работали художники под псевдонимом Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), а т.ж. И.Бубнов, Горелов, Дайнека, Савицкий. Потрясающим по своему эмоциональному накалу стал плакат И.Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Созданные в годы войны талантливыми людьми песни, стихи, фильмы, оперы, плакаты внесли огромный вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться не жалея собственной жизни. Создавали атмосферу единства и силы советского народа.
Сейчас прозвучит стихотворение Веры Инбер «Трамвай идет на фронт». (Приложение 1).
2. Наука и образование в годы ВОВ:
Также огромным был подвиг советских конструкторов - создателей боевой техники и стрелкового оружия.
Итак, наука и образование в годы ВОВ.
Президент Академии наук СССР В.Л.Комаров говорил: «Участие в разгроме фашизма самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой».
Сейчас мы послушаем сообщение об Иване Алексеевиче Лихачеве. (Приложение 2)
Все это говорит о том, как велика в годы войны была роль каждого человека. В тяжелейших условиях продолжалась разведка и разработка новых месторождений руд и цветных металлов, нефти и газа.
|
Академиком Бардиным была разработана технология изготовления высококачественных сортов стали для танкостроения. Исследования Чаплыгина в области аэродинамики способствовали разработке новых типов боевых самолетов.
В ужас приводила немцев боевая машина БМ-13, известная как «Катюша». Создали это грандиозное оружие конструкторы Тихомиров и Артемьев.
Опыт применения танков в боях выявил необходимость усиления броневой защиты. Первыми новыми танками стали Т-34 (главный конструктор М.Кошкин), тяжелый КВ конструктора Ж.Котина. эти танки имели противоснарядное бронирование, мощный дизель и пушку. Легкий танк Т-70 успешно использовался для разведки.
Весь период войны в конструкторских бюро трудились, не покладая сил. Коллектив конструкторов под руководством Грабина создал мощную полевую пушку БС-3, прозванную «зверобоем» за успешную борьбу с немецкими «тиграми» и «пантерами».
Главной задачей авиации была поддержка наземных войск. Самым массовым стал самолет Ил-2, хорошим легким ночным бомбардировщиком оказался По-2, его использовали как самолет - разведчик. На нем в основном летали женщины. Огромная роль отводилась истребителям. Здесь прекрасно проявили себя истребители конструктора Яковлева Як -1, Як -3, Лавочкина Ла- 5, Ла -7.
На Черном море важную роль играли корабли, которые обстреливали побережье, снабжали осажденные города, вывозили войска и население. На Балтике хорошо показали себя подводные лодки.
Вопрос: Какие научные разработки военных лет вы знаете?
Несмотря на трудности военного времени, расширялась сеть научных учреждений. Были образованы Академия артиллерийских наук, медицинских наук. В сотнях учебных учреждений продолжались занятия.
За годы войны они выпустили около 900 тысяч молодых специалистов, а созданная система государственных трудовых резервов подготовила более 2 миллионов молодых квалифицированных рабочих.
3. Вклад учащихся ремесленных училищ в дело Победы:
- рассказ преподавателя;
- сообщения учащихся «О подвигах учащихся ремесленных училищ в годы ВОВ».
Вот мы и постепенно перешли к следующему направлению. Помощь фронту, не жалея сил оказывали учащиеся ремесленных училищ и школ фабрично - заводского обучения.
Выпускники училищ не только отважно работали в тылу, но и участвовали в боях. За что многие из них были удостоены звания героя Советского Союза.
III. Заключительный этап:
- проверка усвоенного на уроке (тест);
- выставление оценок и подведение итогов;
- задание на дом.
А сейчас давайте мысленно вспомним все, что вы увидели и услышали сегодня на уроке и постараемся ответить на главный вопрос. Какова же была роль тыла в военные годы и насколько весом был вклад и поэтов, и художников, и артистов, и ученых, и рабочих в дело Победы.
Домашнее задание: Изучение конспекта.
Группа: 15.32 – 2
Дата: 29.04.20
Преподаватель: Строганова Г.И.
Предмет: история
Тема: Практическая работа № 8: Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны
Практическая работа № 8.
Цель: 1. раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
2. показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом Оборудование: В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков, М. 2017 г., «История» учебник,
приказ от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!» № 227,
Карта «Великая Отечественная война».
Задание: Проанализировать государственные меры по мобилизации сил в в 1942 г. на основе материала учебника (§ 94 с. 357 – 359) и ответить на вопрос:
В чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
Почему он стал возможным?». По ходу урока заполнить таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Ход работы: Ответить на вопросы письменно:
1.В чем заключались причины победы советских войск в Сталинградской битве?
2. Оцените роль приказа №227 «Ни шагу назад!» в развитии событий на фронтах Велико Отечественной Войны?
3. В чем значение начала коренного перелома?
Сделать вывод.
Форма отчета: Заполнить таблицу
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Дата | Сражение | Результаты и значение коренного перелома |
19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 | Контрнаступление советских войск под Сталинградом | Начало коренного перелома |
Вывод: В военной области - это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.
В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.
В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.
- Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Домашнее задание: отчет о выполненной работе (заполнить таблицу)
Приложение 1: Приказ № 227 «Ни шагу назад» «У нас стало намного меньше территории, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас сейчас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше –значит загубить себя и вместе с тем и нашу родину.
Ни шагу назад! Таким должен быть теперь наш призыв.
Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать.
Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий, и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов»