РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
СТУДЕНТА_____________________________________________________ГРУППЫ________________
ФАКУЛЬТЕТА__________________________________ИНСТИТУТА____________________________
КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
(номер зачетной книжки_______)
План лекций, семинаров и рекомендуемые формы СРС
Лекции: к.с.н., доцент кафедры ГМУС КНИТУ Савельева Жанна Владимировна (Д-303)
№№ | Лекция | Семинар | СРС |
Социология как наука.
| 1. Выдача заданий к СРС и семинарам | 1. Задание дано на семинаре | |
Классический период развития социологии и современные парадигмы
| 2. История развития социологии на Западе и в России (1)
| 2.1 Составить конспект (кратко изложить суть произведения или его фрагмента с цитатами и точным библиографическим описанием – год, издательство, название работы, количество страниц) первоисточника (текста-оригинала, НЕ УЧЕБНИКА, касающегося общества или какого-либо социального феномена) классика социологии (К.Маркс, О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер, Г.Зиммель, В.Парето, Ф.Теннис, Г.Тард, Г.Лебон). Конспект оценивается от 4 до 6 баллов в зависимости от качества и объема переработанного материала (страниц) первоисточника. 2.2 Составить конспект первоисточника (см. СРС 1) одного из представителей современной социологии П.Штомпка, Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман, З.Бауман, И.Валлерстайн (Уоллерстайн), Р.Скиннер, Дж. Мид, Г.Беккер, И.Гоффман, Ленски, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж.Гелбрейт, Дж.Хоманс, Р.Дарендорф, Г.Ленски, Д.Белл). Конспект оценивается от 4 до 6 баллов в зависимости от качества и объема переработанного материала (страниц) первоисточника. | |
3. История развития социологии на Западе и в России (2)
| |||
Социологическое исследование
|
| 3.1Написать мини-программу социологического исследования (0-3 балла): - самому сформулировать конкретную социологическую проблему, обосновать ее актуальность, указать объект и предмет исследования, гипотезу, дать обоснование методам (опрос - анкетирование/ интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент которые более релевантны для изучения проблемы (само исследование проводить не надо) 3.2 Найти и подробно описать программу какого-либо социологического исследования из журнала СОЦИС, ОНС, Социальная реальность (Фонд изучения общественного мнения – www.fom.ru), Социология 4М, Социология, Журнал социологии и социальной антропологии (0-4 балла). | |
5.Общество как система
| |||
Общество как система: (часть первая)
Социальные институты как элемент социальной системы общества.
| 6.Социальное взаимодействие и коммуникация
| 4.1 Охарактеризовать один из следующих социальных институтов общества (по последней цифре зачетной книжки): 0 и 5 - семья, право 1 и 6 - средства массовой информации, здравоохранение 2 и 7 – государство, наука 3 и 8 - религия, брак 4 и 9 – образование, производство (0-3 балла) 4.2 Построить анализ на основе таких критериев как - социальные статусы и роли, которые задействованы в данном институте, - учреждения, которыми данный институт в обществе представлен, какими организациями он представлен, - какие социальные ценности (идеалы) и нормы (правила поведения) в нем сложились, - как проходил процесс институционализации (т.е. становления, оформления) данного института в истории обществ, - какие функции он играет для общества и индивида (т.е. польза), - какие бывают дисфункции (вред) в работе данного социального института на социальном или индивидуальном уровне. (0-4 балла) | |
7.Общество как система (часть вторая)
| |||
Общество как система: (часть вторая)
Социальная стратификация и социальная мобильность.
| 8. Социальные изменения и глобализация 1.Источники социальных изменений 2. Процессы глобализации в современном мире. 3. Коллективное поведение. 4. Социальные движения. | 5.1 Постройте и сравните стратификационный профиль следующих социальных типов, среднестатистических «персонажей» - а) безработного кандидата наук; б) криминального авторитета; в) участкового терапевта в городской поликлинике; г) грузчика на колхозном рынке; д) бригадира на заводе; е) медсестры в частной клинике. (0-2 балла) 5.2 Написать свое мнение: оказывает ли демографический фактор влияние на процессы социальной мобильности? Если да, то какое? (0-2балла) 5.3 Приведите примеры следующих видов социальной мобильности (социальных перемещений в структуре общества): а) групповая восходящая социальная мобильность; б) нисходящая индивидуальная социальная мобильность; в) горизонтальная (не географическая) социальная мобильность. (0-2 балла) | |
9. Социология групп и организаций
| |||
Социология групп и организаций
| 10. Групповая динамика 1. Размер групп 2. Феномен лидерства в группе. 3. Управление в группе и организации. 4. Неформальные организации. | 6.1 Перечислите названия тех видов социальных групп, членами которых Вы являетесь (0-2 балла): 1) По размеру группы бывают большие и малые. Я отношусь к таким малым группам как …, к таким большим группам как …. 2) Социальные группы бывают рефренные и группы членства. Мои референтные группы - …, т.к. …. Мои группы членства - …, т.к. …. 3) Социальные группы бывают формальные и неформальные. Я отношусь к таким формальным группам как …, т.к….. Я отношусь к таким неформальным группам как …. 6.2 Дать сравнительную характеристику одному из типов социальной общности (0-4 балла) 1) городские и сельские жители (социально-территориальные общности) 2) мужчины и женщины (социально-демографические общности) 3) молодежь, люди зрелого возраста, пожилиые (социально-возрастные общности) | |
11. Социология личности
| |||
Социология личности
| 12. Социальный контроль
| 7.1 Составьте собственный статусный набор (не менее 25 статусов), у каждого укажите вид по трем классификациям (0-2 балла): 1) достигнутый/аскриптивный или приписываемый/смешанный; 2) основной/ не основной, 3) индивидуальный или личностный/социальный 7.2 Придумайте ситуацию внутриличностного ролевого конфликта (0-2 балла). 7.3 Опишите, в чем специфика социологического изучения личности. Приведите примеры, каким образом, через какие механизмы общество «следит», осуществляет контроль за своими членами, какие санкции может применить к «оступившимся». (0-3 балла) | |
Социальный контроль и девиация 1. Понятие и виды социального контроля 2. Социальные нормы и санкции 3. Понятие и характеристики девиантного поведения. 4. Социологические концепции девиации. | 13. Социальный конфликт: социологические объяснения (1)
| 8.1 Опишите взаимосвязь процессов социализации и девиации. Приведите примеры форм девиантного поведения, которые, на Ваш взгляд, представляют собой первостепенную по важности проблему для российского общества (0-2 балла). 8.2 Одну из них опишите более подробно (коррупция, суицид, преступность, наркомания, игромания и др.), собрав данные учебников, данных опросов общественного мнения (ФОМ, ВЦИОМ), социологических журналов. Библиографическое описание (ссылки на учебники, опросы, статьи) использованных источников обязательно (0-6 баллов). | |
14-15. Социальный конфликт (2)
|
ПРИМЕЧАНИЯ
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ» распечатывается каждым студентом и помещается в папку с файлами. В рамках курса «Социология» папка заполняется лекционными конспектами, докладами к семинарам (1 доклад по каждой теме), СРС (по желанию, сдача СРС – 7 ноября 2012 г. на лекции по социологии).
1. Каждым студентом готовится доклад по теме семинара к каждому занятию в рукописном или печатном виде (не более 5 страниц печатного текста на 1 вопрос) с указанием источника (1-5 балл.). Доклады по вопросам семинара, обозначенные звездочкой, считаются заданием повышенной трудности (+2 балла).
2. СРС выполняется по желанию студента и сдается 7 ноября 2012 г. на лекции (0-6 балл.). СРС и тестирование могут быть назначены студенту в случае недостаточного количества баллов для допуска к экзамену.
3. Посещение занятий, подготовка докладов к каждому семинару, наличие конспектов лекций – обязательное условие для допуска к экзамену/получения зачета (36-60 баллов).