Особенности применения методики




Методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

Цель методики Разработанная автором методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», направленная на изучение системы ценностных ориентации и выявление характера и степени выраженности внутренних конфликтов, может применяться в психодиагностических и психокоррекционных целях на широком контингенте лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Структура методики УСЦД. В методике были использованы понятия, означающие «терминальные ценности», выделенные в таком виде М. Рокичем: 1) активная, деятельная жизнь; 2) здоровье (физическое и психическое); 3) интересная работа; 4) красота природы и искусства (переживание прекрасного); 5) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6) материально обеспеченная жизнь (материальные блага, отсутствие материальных затруднений); 7) наличие верных и хороших друзей; 8) уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий); 9) познание нового в мире, природе, человеке (расширение кругозора); 10) свобода (независимость в поступках и действиях); 11) счастливая семейная жизнь; 12) творчество (возможность творческой деятельности).

К методике прилагается инструкция: «Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей.

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Здоровье (физическое и психическое здоровье).

3. Интересная работа.

4. Красота природы и искусства.

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

7. Наличие хороших и верных друзей.

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).

10. Свобода как независимость в поступках и действиях.

11. Счастливая семейная жизнь.

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).

Далее смотри бланк. На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.

Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.

Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 – интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.

Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Отвечать старайтесь быстро, под первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.

В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.

Пример: Пара 2 3. Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья».

Обработка результатов

После заполнения матриц подсчитываются баллы, набранные каждым понятием в матрице 1 (сколько раз понятие было выбрано в паре как более значимое) – Ц, и баллы, набранные каждым понятием в матрице 2 (сколько раз это понятие было выбрано как более доступное) – Д.

Результаты подсчета заносятся в таблицу, где под каждым понятием ставится число его «Ценности» (Цi) и «Доступности» (Дi).

Основной методический прием исследования заключается в выявлении степени и характера «разрыва» между «Ценностью» и «Доступностью» по жизненно важным сферам. Этот «разрыв» можно рассматривать либо как индикатор внутреннего конфликта (в случае более высокого показателя по «Ценности»), либо как индикатор «внутреннего вакуума», «ощущения внутреннего балласта», «избыточности присутствия», отсутствия побуждений (в случае более высокого показателя по «Доступности»).

Индекс расхождения «Ц – Д» (R) – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12-ти понятий:

n

R = å |Цi –Дi|,

i=1

где i – номер понятия в регистрационном бланке и инструкции. При четном количестве понятий максимальный показатель расхождения будет R max = n2 / 2, при нечетном R max = (n2–1) / 2, где n – общее число понятий. Для наглядности на регистрационном бланке строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому понятию методики между показателем «Ценность» и «Доступность» (обычно при пользовании бланками красным цветом строится график по «Ценности», синим или черным – по «Доступности»).

При количестве понятий, равном 12, границы индекса расхождения ценности и доступности будут находиться в пределах от 0 до 72. Максимальное расхождение можно описать так: «Того, что для меня ценно, у меня нет, а то, что есть, мне не нужно».

Иллюстрация возможного расхождения Ц и Д по различным жизненно важным сферам представлена на Рис. 1.

 

 

Рис. 1. Больной Петров, 27 лет. Диагноз: гипертоническая болезнь 1-ой стадии. Расхождение между показателями «Ценность» (сплошная линия) и «Доступность» (пунктирная линия) максимально возможное: R («Ц–Д») = 72, что соответствует верхней границе методики. Цифрам по оси абсцисс соответствуют следующие понятия: 1 – Активная, деятельная жизнь; 2 – Здоровье; 3 – Интересная работа и т.д.

 

В нашем случае при n =12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 ¸72 (0 – когда графики по «Ценности» и «Доступности» совпадают, означая полное отсутствие расхождения в мотивационно-личностной сфере, соответствующее субъективной формуле: «Ценное» – одно и то же для меня, что «Доступное», и, наоборот, «Доступное» одно и то же, что «Ценное»; 72 – когда графики по «Ценности» и «Доступности» зеркально расходятся, означая полное несовпадение «Ценного» и «Доступного», соответствующее субъективной формуле: «Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно» – см. приведенный выше рис. № 1).

Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней (³ 4) между показателями «Ценность» и «Доступность» по какому-либо понятию (i) в случае, когда Цi > Дi. Значительный разрыв между показателями «Ценность» и «Доступность» (³ 4), когда Дi > Цi, будет указывать на наличие «внутреннего вакуума», неудовлетворенности в конкретной жизненной сфере (i), «ощущения внутреннего балласта», и возможных других ощущений – «избыточности присутствия», ненужности, никчемности. Интегральный (суммарный) показатель «Ценность-Доступность» (R), в свою очередь, будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.

Мы дали представление о таких понятиях и показателях методики УСЦД как «Ценность» (Ц), «Доступность» (Д), «Внутренний конфликт» (ВК), «Внутренний вакуум» (ВВ), индекс расхождения «Ценность – Доступность» («Ц – Д» или R). Следует отметить еще одно понятие – «Нейтральная зона» (НЗ). Это вся совокупность показателей, где нет заметных «внутренних конфликтов» и «внутренних вакуумов», т.е. где |Ц–Д| < 4. Все сферы, которые, таким образом, попадают в НЗ, представляют своего рода «бесконфликтную», нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. Чтобы увидеть, что доминирует в мотивационно-личностной сфере – ВК, ВВ или НЗ, необходимо посчитать их суммарное процентное соотношение ВК:ВВ:НЗ (%), исходя из того, что все расхождение «Ц – Д» (R) принимается при этом за 100%.

Е. Б. Фанталовой были выделены нормы расхождения индексов для указанных понятий (у мужчин и женщин они отличаются).

По величине индекса «Ц – Д» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:

От 0 до НОРМЫ(33 у мужчин, 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

От НОРМЫдо 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

От 50 – 72 – высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

В целом суммарный показатель «Ценность-Доступность» (R) будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.

Особенности применения методики

К описанию настоящей методики следует добавить, что в экспресс-диагностике измерение соотношения «Ценность – Доступность» может быть упрощено и проводиться не методом попарного ранжирования, как это предлагается в выше представленном, психометрически наиболее точном варианте методики, а методом субъективных оценок по 10-бальной шкале «Ценности» и «Доступности»).

Сферы, предназначенные для оценки их по параметрам «Ценность» и «Доступность», можно варьировать, в зависимости от целей и задач намеченного исследования, но в таком случае следует получить уже другие «нормы». Параметры сопоставления, направленные во взаимодействии на выявление локальных конфликтов (рассогласований) для конкретной сферы или деятельности, могут быть также модифицироованы: «Ценность» и «Доступность» можно заменить на «Важность» и «Реальность» или «Необходимость» и «Возможность».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: