ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Челябинск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
1.2 Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
1.3 Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей
Глава 2. Опытно – поисковая работа по реализации программы социально – педагогической поддержке с неполными семьями
2.1 Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
2.3 Анализ и оценка деятельности социального педагога
Заключение
Используемая литература
Приложения
Введение
Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
|
Однако в последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.
Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Главной особенностью неблагополучной семьи является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.
Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Подтверждением данному факту является увеличение числа разводов супругов. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями.
|
Дети в неполных семьях зачастую становятся участниками и свидетелями событий психотравмирующего характера. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По экспертной оценке более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.
Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.
Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.
Приоритет защиты интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей», а также в региональной программе «Дети Южного Урала» подчеркивается, что основной целью по реализации намеченных перспектив является обеспечение социально-экономических, психолого-педагогических условий социализации личности. Необходимо также отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей.
|
Поскольку семья живет в социуме, то и проблемы ее целесообразно решать в системе социальной защиты и социально-педагогической поддержки. Это есть сфера деятельности социального педагога, которая предусматривает защиту и поддержку ребенка. Основными направлениями социально-педагогической деятельности социального педагога с неполной семьей является выбор эффективных способов взаимодействия с семьей, а также оказание непосредственной социально-педагогической поддержки семье и ребенку, воспитывающегося в данной категории семьи.
Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О.С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке.
О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.
Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др.
Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучении неполной семьи в следствие развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф Райе, 3. Матейчик.
В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье позволяет выявить противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения с одной стороны и недостаточным учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каково содержание деятельности, методы работы социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
Цель исследования: разработать программу по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
Объект исследования: дети из неполных семей.
Предмет исследования: процесс социально - педагогической поддержки детей из неполных семей.
Гипотеза исследования:социальная педагогическая поддержка из неполных семей будет проходить успешно, если:
- разработана программа по социально педагогической поддержке детей из неполных семей;
- разработаны и внедрены педагогические условия успешной социальной и педагогической поддержке детей из неполных семей.
- разработана и реализована методика социальной педагогической поддержке детей из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогической поддержка" в современной психолого - педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Анализ документов.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
База исследования:Муниципальное образовательное учреждение «Еткульская средняя общеобразовательная школа»
Глава 1. Теоретические основы проблемы поддержки детей из неполных семей
1.1 Сущность понятий «социально – педагогическая поддержка» и «неполная семья»
В нынешнем столетии социальные достижения и катастрофы, с одной стороны, а с другой, появление новых философских и психологических взглядов на человека, его предназначения и возможности постепенно привели ктому, что в социальной педагогике появилось понятие «социально-педагогическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
В свое время, как в России, так и за рубежом, проблема индивидуальной помощи каждому человеку не только ставилась в педагогике, но и фактически решалась в воспитательной практике. К примеру, тестирование учащихся в США, очевидно, можно рассматривать как вариант помощи в определении их жизненного сценария (не затрагивая её ценностную сущность и инструментальную надёжность). В отечественной педагогике разработке системы индивидуальной помощи также уделялось определённое внимание. Наконец, весьма развитая на Западе и зарождающаяся в России, социально-педагогическая поддержка детей прямо определяется как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, в целях восстановления или улучшения их способности ксоциальному функционированию.
Рассматривая понятие «социально-педагогическая поддержка» необходимо выделить несколько подходов в определении сущности данного термина. Для этого нужно рассмотреть социальный, психологический и педагогический аспекты данного направления исследования.
Как было сказано выше, социальная помощь и поддержка весьма развиты за рубежом. Так, в Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XUIII-XIX вв.
Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Во-первых, существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства (продовольственная помощь), Детское бюро (программа по защите прав и интересов детей), Служба защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной помощи). Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб.
В целом эта система полностью децентрализована и функционирует через разного рода социальные программы, регламентируемые или федеральным законодательством, или законодательством штата, или совместными органами управления.
Американская модель социальной помощи и поддержки представляет собой стратегию поддержки бедности при незначительном участии государства в решении социальных проблем.
Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой степенью участия государства, большим охватом населения различными социальными услугами и видами помощи.
Общим для этих стран является то, что эти системы складывались эволюционным путем, их развитие на каждом этапе направлялось реальными потребностями общества.[32, с. 146]
В России история социальных служб помощи уходит корнями в историю милосердия и благотворительности, ведущую роль в которых на протяжении многих веков играла церковь.
По мере укрепления государства стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления в развитии общественного призрения (социальной помощи). Первое направление - расширение частной благотворительности, в укреплении положительного, одобрительного общественного мнения по отношению к проявлениям милосердия. Второе - совершенствование форм и рост масштабов государственного общественного призрения при сохранении приоритета церкви в вопросах благотворительной деятельности.
В целом социальная помощь носила характер гуманного, щадящего, благожелательного отношения к людям, нуждающихся в помощи.
В советский период социальная помощь в нашей стране понималась достаточно узко - как социальная защита и социальное обеспечение определенных категорий граждан. Так, граждане, в том числе дети, которые не относились к установленным категориям (дети-инвалиды, дети-сироты, дети одиноких матерей и т.д.) никакими видами социальной помощи не обеспечивались, поскольку считалось, что они в ней не нуждаются.[32, с. 16]
В современной России система социальной помощи и поддержки предусматривает более широкое понимание данной проблемы, которая включает в себя защиту прав и интересов наиболее незащищенных категорий населения и обеспечивается государственной политикой.
В этой связи особый интерес представляет применение таких понятий, как «социальная поддержка» и «социально-педагогическая поддержка» в российском законодательстве. Базисным положением для анализа нормативно-правовых основ социально-педагогической поддержки семей, имеющих детей, является признание этого феномена элементом государственной семейной политики как части политики социальной.
Анализ нормативных правовых актов конца XX - начала XXI вв. позволил выделить три этапа в развитии отечественного законодательства, направленного на решение проблем семьи и детей, хотя их границы, да и само выделение этапов, весьма условны.
Первый этап (1991 - 1995/96 гг.) - этап формирования в условиях переходной экономики новых подходов к проведению политики в сфере жизнедеятельности семьи, социальной поддержки материнства и детства.
В нормативно-правовых актах, принятых в этот период, был сделан акцент на признание приоритета семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, необходимость формирования соответствующего образа жизни семьи с целью создания оптимальных условий для воспитания и социализации подрастающего поколения.
Второй этап (1995/96 - 2001/02 гг.) - этап выработки конкретных направлений социальной политики в отношении отдельных групп населения и категорий семей с детьми. Для данного этапа развития нормативной правовой базы социальной политики в интересах семей с детьми характерна стратегия отказа от патерналистской позиции государства в отношении всех семей и утверждения принципа адресной поддержки наиболее социально уязвимых категорий семей с детьми.
Третий этап (2001/02 - 2006/07 гг.) - этап реформирования отечественного законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при поддержке семьи и детей. (Приложение 1)
Таким образом, анализ нормативно-правовых документов показал, что они ориентированы преимущественно на реализацию мер социальной поддержки семей с детьми в прямых их формах: материальные выплаты и различные преференции. [44, с. 26]
Психологическим аспектом социально-педагогической поддержки является широкий круг проблем, связанных с особенностями психического развития человека в период его социализации и нарушениями развития. Способы деятельности, предназначенные для оказания помощи человеку и поддержки его в трудный для него период жизни, составляют основу социально-педагогической поддержки.
В 50-е годы XX в. появились многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической практике, которые привели к появлению специфической области человеческой деятельности - наставничества, психологического вспомоществования, консультирования.
Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематики позволяет выделить главные направления оказания психологической помощи.
Проблема психического развития ребенка.
1. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, избегании эмоциональных травм, осознаний неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностей и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.
2. Личностные проблемы ребенка-подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознания своих неограниченных возможностей в семье.
3. Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повтор ном браке, приемным семьям, матерям-одиночкам.
4. Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.
5.Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений учителей и учащихся, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска.
Таким образом, психологическая помощь и поддержка детей предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построения процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.[32, с.46]
Научная идея и научное понятие педагогической поддержки как педагогической помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением, были сформулированы в 1995 году Олегом Семеновичем Газманом.
Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многозначно. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Мы пользуемся этим термином в контексте деятельности различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей и подростков, осуществляемой, в первую очередь, социальным педагогом. Поэтому целесообразно говорить о «социально-педагогической поддержке» детей как об относительно самостоятельной проблеме, требующей своего теоретического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике социально-педагогической защиты детей.[25, с.58]
Социально-педагогическая поддержка становится особенно актуальной тогда, когда взаимодействие макро- и микросистем носит характер конфликта. Ребенок в проблемной ситуации становится необычайно чувствителен к внешним воздействиям и как следствие - чрезвычайно уязвим. Проблема - это эмоциональный шок и деятельностный тупик: переживаний много, а выхода нет. Часто ребенок, как утопающий за соломинку, хватается за первое же решение, которое сулит ему облегчение, избавление от проблемы, но эта поспешность может породить еще большие проблемы. Создать условия для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика, но при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный минимум, на который социально-педагогическая поддержка рассчитана.[265 с.31]
Социально-педагогическая поддержка направлена на главное — социализацию личности ребенка. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе.
Таким образом, социально-педагогическая поддержка- это социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Исходный социальный стимул для осуществления школой педагогической поддержки, как считал О.С. Газман, является: трудное экономическое положение семьи и низкий культурно-педагогический уровень родителей, не проявляющих должного внимания к воспитанию детей.
Специальное исследование запросов родителей и учащихся на педагогическую поддержку выявило следующие приоритеты:
- помощь детям в решении конфликтов с учителями, друзьями, родителями;
- поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями;
- помощь в усвоении учебных программ;
-помощь в организации досуга, развивающего индивидуальные творческие способности ребенка.
Исходя из основных направлений социально-педагогической поддержки, мы определили цель социально-педагогической поддержки-это устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка. А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности. Предметом деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей, нуждающихся в социальной защите и помощи, выступает процесс совместного с ребёнком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достичь результатов.
Термин «препятствие» рассматривается на данном этапе как обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемное.
Препятствие- то, что отдаляет или отделяет личность (учащегося) от достижения желаемого результата. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте или в окружающей социальной среде или в материальных или иных условиях. Таким образом, препятствия могут дифференцироваться на:
• субъективные (личностные) «Я - препятствия»;
• социальные (средовые) «ОНИ — препятствия»;
• материальные.
«Я — препятствия». По уровню сложности преодоление препятствий их можно разделить на три группы:
1. Препятствие - отсутствие ориентировки;
2. Препятствие - трудность;
3. Препятствие проблема.
Отсутствие ориентации как препятствие мы связываем, главным образом, с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог сориентироваться, то есть определить свое местоположение в пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения, опасностях для жизни; определить оптимальное направление своей активности. Отсюда в системе поддержки ориентировать - означает: отвечать на вопросы, давать необходимую информацию, и, тем самым, помогать в дальнейшем самодвижении.
«Я- препятствия» обычно лежат в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой компонентах структуры личности.
Препятствие — трудность:некоторая сложность в деятельности, в отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.
Препятствие-проблема- есть переживаемая недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата; и эту недостаточность нельзя устранить имеющимся у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов или отказаться от в принципе не решаемых задач.
Социальные препятствия («ОНИ — препятствия»). Источником этого вида препятствий выступает социальная среда — школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношения к детям; друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населённого пункта и др.
Материальные препятствия могут лежать в сфере образовательного процесса (недостаток учебников пособий, помещений, оборудования в школе), или связанные с материальным положением семьи.
Предпринятая дифференциация препятствий не исключает другие подходы. Продуктивным, на наш взгляд, может оказаться исследование препятствий, сопутствующих процессам самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, что потребует специального внимания к неизбежным трудностям самопознания.
Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно социально-педагогической поддержки. Это предполагает наличие медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки и иных их форм постольку, поскольку школа в лице социального педагога, как первого контактного для ученика и его родителей профессионала, удерживающего целостность ребёнка, берёт на себя интегрирующую функцию.[9, с. 18]
Основными принципами обеспечения социально-педагогической поддержки могут служить следующие:
-Согласие ребёнка на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
- совместимость, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность (анонимность);
- доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
-реализация принципа «Не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Эти принципы разработаны О.С. Газманом. Их смысловое содержание было прослежено при проектировании индивидуальной деятельности основных субъектов социально-педагогической поддержки - классных воспитателей, кураторов, социальных педагогов.
С позиции изложенных выше теоретических положений о социально-педагогической поддержке детей мы подходим к деятельностному подходу в осуществлении данной помощи, проводимой социальным педагогом. [1,с.67]
Таким образом, система социально-педагогической поддержки направлена на устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка и поддержание его в трудной жизненной ситуации.
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).
Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
Навязчивый - ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
Социализирующий - усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них - объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
Помогающий - родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. - настоящее время).
В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).
Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п. В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.
В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г. В 20–50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско - детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско - детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер и др.). Е. А. Личко (Личко А. Е.) разработал следующую классификацию семей:
■ полная семья (есть мать и отец);
■ неполная семья (есть только мать или отец);
■ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.