Беларусь и международные организации




Министерство иностранных дел Республики Беларусь

После провозглашения независимости Республика Беларусь вошла на международную арену как новое государство и как европейская страна.

Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.

«Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.

На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.» [1]

 

 

Беларусь и международные организации

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве
Название организации Сокращение Дата вступления
Содружество Независимых Государств СНГ 1991 г.
Союзное государство СГ 1996 г.
Евразийское экономическое сообщество ЕврАзЭС 2000 г.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство ЕЭП 2003 г.
Организация Договора о коллективной безопасности ОДКБ 2002 г.
ЕС и НАТО
Название организации Сокращение  
Европейский союз ЕС  
Организация Североатлантического договора НАТО  
Международные организации
Название организации Сокращение Дата вступления
Научный комитет ООН по действию атомной радиации НКДАР 2008 г. стат. наблюдателя
Международная организация по миграции МОМ 2005 г.
Всемирная торговая организация ВТО 1993 г. стат. наблюдателя
Всемирная таможенная организация ВТО 1993 г.
Международная организация по сахару   1993 г.
Международное эпизоотическое бюро   1994 г.
Международный совет по пшенице   1993 г. стат. наблюдателя
Организация сотрудничества железных дорог ОСЖД 1993 г.
Международная организация по стандартизации ИСО 1993 г.
     
Организация по запрещению химического оружия ОЗХО 1997 г.
     
Межпарламентский Союз МС 1994 г.
Подготовительная комиссия Организации по ДВЗЯИ   1996 г.
Движение неприсоединения ДН 1998 г.
Специализированные учреждения ООН
Название организации Сокращение Дата вступления
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций ФАО 2005 г.
Международная организация гражданской авиации ИКАО 1993 г.
Международный валютный фонд МВФ 1992 г.
Группа Всемирного банка:
Международный банк реконструкции и развития МБРР 1992 г.
Международная финансовая корпорация МФК 1992 г.
Международное агентство по гарантиям инвестиций МАГИ 1992 г.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров   1992 г.
Региональные организации
Название организации Сокращение Дата вступления
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ 1992 г.
Совет Европы СЕ  
Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР 1992 г.
Совет евроатлантического партнерства СЕАП 1997 г.
Европейская энергетическая Хартия ЕЭХ 1991 г.
Центрально-европейская Инициатива ЦЕИ 1996 г.
Организация Черноморского экономического сотрудничества ОЧЭС 2005 г. ст. наблюдателя
Совет государств Балтийского моря СГБМ 2009 г. ст. наблюдателя
Шанхайская Организация Сотрудничества ШОС 2009 г. ст. наблюдателя

Одним из важных направлений деятельности Министерства иностранных дел является налаживание связей и развитие взаимосотрудничества с другими государствами по вопросу торговли людьми. Это направление активно развивается так, как торговля людьми является одним из наиболее опасных глобальных вызовов современности и считается грубейшим нарушением основополагающих прав человека. По разным оценкам, ежегодно жертвами этого преступления становятся сотни тысяч людей.

Республика Беларусь первая на постсоветском пространстве развернула широкомасштабную кампанию борьбы с торговлей людьми.

За короткое время в Беларуси с учетом передового международного опыта разработано национальное законодательство, направленное на ликвидацию торговли людьми, в рамках государственных программ по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции.

«Национальные меры способствовали тому, что борьба с торговлей людьми стала одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене.

В 2005 году на Саммите тысячелетия ООН Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко выдвинул инициативу об активизации международных усилий по борьбе с одной из самых острых проблем современности – торговлей людьми.

На 61-й, 63-й и 64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Беларуси были приняты три комплексных резолюции по борьбе с торговлей людьми.

В 2006 году по инициативе Беларуси создана Межучережденческая группа по координации борьбы с торговлей людьми. Беларусь стала первой страной, которая внесла добровольный взнос на обеспечение деятельности этого международного механизма.

В 2011 году 20-я сессия Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию приняла предложенный Беларусью проект резолюции «Осуществление Глобального плана действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми».

По инициативе Беларуси на 67-й сессии ГА ООН консенсусом принята очередная резолюция «Об улучшении координации усилий по борьбе с торговлей людьми». В соответствии с резолюцией в ООН в 2013 году пройдет заседание Генассамблеи ООН высокого уровня по обзору хода выполнения Глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми.»[3]

Так же Беларусь развивает сотрудничество в сфере информационно-коммуникационых технологий. Межправительственное взаимодействие в этой области рассматривается Беларусью как неотъемлемая часть процессов содействия международному развитию и обеспечения равного доступа к ИКТ для развитых стран и государств с переходной экономикой. «Принципиальные подходы Беларуси к вопросам использования ИКТ сформулированы в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на Всемирном саммите по информационному обществу (11.12.2003 г., г.Женева, Швейцария) и Саммите «Соединим пространство СНГ» (26.11.2010 г., г.Минск). Значимый вклад внесен белорусской делегацией в работу второго этапа Всемирного саммита по информационному обществу (16-18 ноября 2005 г., г.Тунис).

Постановлением Правительства от 09.08.2010 № 1174 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года», определяющая цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и ожидаемые результаты от ее реализации.

В Беларуси создана развернутая нормативно-правовая база, приняты правоприменительные и организационные меры по реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу, включая развитие информационно-коммуникационных технологий. Работа по совершенствованию этих мер продолжается.» [4]

Необходимо сказать, что Беларусь развивает сотрудничество в сфере международной безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, разоружения и контроля над вооружениями. Наша страна была первым государством, которое добровольно отказалось от обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР.

В качестве неядерного государства Беларусь стала членом Договора о нераспространении ядерного оружия в 1993 году.

«Присоединившись к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений посредством Лиссабонского Протокола от 23 мая 1992 г., Республика Беларусь выполнила свои международные обязательства и в ноябре 1996 года завершила вывод ракетно-ядерного оружия с территории страны.

В 1995 году Беларусь подписала Соглашение о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), присоединилась к конвенциям под эгидой МАГАТЭ о физической защите ядерного материала и о ядерной безопасности.

Беларусь ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 13 мая 2000 года и выступает за его скорейшее вступление в силу.

Наша страна является участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накоплениях запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.

В Республике приняты необходимые законодательные акты по выполнению указанных Конвенций, а также создан Национальный орган по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия, функции которого возложены на Министерство иностранных дел, и национальный контактный пункт по выполнению КБТО (Центр эпидемиологии и микробиологии).» [5]

«По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10 процентов вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами – участницами ДОВСЕ. Беларусь первой ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ и принимает активное участие в процессе адаптации ДОВСЕ к новым геополитическим реалиям.

В сентябре 2003 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Важнейшим обязательством по данной конвенции является уничтожение имеющихся запасов.

Беларусь осуществляет активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В рамках основного переговорного органа Организации по военно-политической проблематике — Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности — Беларусь принимала активное участие в разработке таких документов как Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (2000 год) и Документ ОБСЕ о запасах обычных боеприпасов (2003 год). В 2005 году Беларусь председательствовала на ФСБ ОБСЕ.

Беларусь заключила договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности в военно-политической области с Украиной и Литвой (в 2001 году), Латвией и Польшей (в 2004 году). Эти меры обеспечивают важный для всех соседей периметр доверия и безопасности.

Беларусь является одним из сторонников дальнейшей адаптации Венского документа 2011 года переговоров по мерам доверия и безопасности.

Беларусь является также стороной Договора по открытому небу, который способствует укреплению доверия в регионе и Европе в целом. В 2008 году наша страна председательствовала в Консультативной комиссии по открытому небу, которая является рабочим органом по рассмотрению всех вопросов, связанных с выполнением Договора по открытому небу.

Республика Беларусь является важным участником общемировых усилий по ядерному нераспространению и разоружению в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).» [6]

Беларусь впервые заявила о своем намерении сделать свою территорию безъядерной зоной в 1990 году в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Подписав в 1992 году Лиссабонский протокол, Беларусь оформила членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Данный шаг был неразрывно связан с принятием важнейшего политического решения о присоединении Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос международного терроризма. В рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом Республика Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данному вопросу, разработанных в рамках ООН.

«Беларусь поддержала принятие в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данная стратегия является, по сути, первым глобальным документом, содержащим общий стратегический подход к борьбе с терроризмом на основе комбинированных национальных, региональных и международных усилий государств-членов.

Начиная с 2009 года, Беларусь участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, объединяющей 85 государств.

На региональном уровне в сфере борьбы с терроризмом активное развитие получило сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Государствами-участниками СНГ сформирована нормативная правовая база по данной проблематике, включая подписанный в Минске в 1999 году Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом. Координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом осуществляется специализированным отраслевым органом Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, созданным в 2000 году.

Наша страна вносит конкретный вклад в антитеррористическую операцию в Афганистане, проводимую под управлением НАТО на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001).

С учетом этой резолюции белорусская сторона и НАТО договорились о предоставлении возможности железнодорожного транзита через Беларусь невоенных товаров альянса, его государств-членов и других государств, которые вносят вклад в миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Начиная с 2011 года, через территорию Беларуси осуществляются постоянные транзитные перевозки невоенных грузов для нужд МССБ. Соответствующая договоренность была оформлена обменными письмами между Министром иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным секретарем НАТО. Беларусь также предоставляет альянсу свое воздушное пространство для транзита военных и гражданских грузов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: