Министерство иностранных дел Республики Беларусь
После провозглашения независимости Республика Беларусь вошла на международную арену как новое государство и как европейская страна.
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.
«Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.
На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.» [1]
|
Беларусь и международные организации
Интеграционные объединения на постсоветском пространстве | ||
Название организации | Сокращение | Дата вступления |
Содружество Независимых Государств | СНГ | 1991 г. |
Союзное государство | СГ | 1996 г. |
Евразийское экономическое сообщество | ЕврАзЭС | 2000 г. |
Таможенный союз и Единое экономическое пространство | ЕЭП | 2003 г. |
Организация Договора о коллективной безопасности | ОДКБ | 2002 г. |
ЕС и НАТО | ||
Название организации | Сокращение | |
Европейский союз | ЕС | |
Организация Североатлантического договора | НАТО | |
Международные организации | ||
Название организации | Сокращение | Дата вступления |
Научный комитет ООН по действию атомной радиации | НКДАР | 2008 г. стат. наблюдателя |
Международная организация по миграции | МОМ | 2005 г. |
Всемирная торговая организация | ВТО | 1993 г. стат. наблюдателя |
Всемирная таможенная организация | ВТО | 1993 г. |
Международная организация по сахару | 1993 г. | |
Международное эпизоотическое бюро | 1994 г. | |
Международный совет по пшенице | 1993 г. стат. наблюдателя | |
Организация сотрудничества железных дорог | ОСЖД | 1993 г. |
Международная организация по стандартизации | ИСО | 1993 г. |
Организация по запрещению химического оружия | ОЗХО | 1997 г. |
Межпарламентский Союз | МС | 1994 г. |
Подготовительная комиссия Организации по ДВЗЯИ | 1996 г. | |
Движение неприсоединения | ДН | 1998 г. |
Специализированные учреждения ООН | ||
Название организации | Сокращение | Дата вступления |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций | ФАО | 2005 г. |
Международная организация гражданской авиации | ИКАО | 1993 г. |
Международный валютный фонд | МВФ | 1992 г. |
Группа Всемирного банка: | ||
Международный банк реконструкции и развития | МБРР | 1992 г. |
Международная финансовая корпорация | МФК | 1992 г. |
Международное агентство по гарантиям инвестиций | МАГИ | 1992 г. |
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров | 1992 г. | |
Региональные организации | ||
Название организации | Сокращение | Дата вступления |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе | ОБСЕ | 1992 г. |
Совет Европы | СЕ | |
Европейский банк реконструкции и развития | ЕБРР | 1992 г. |
Совет евроатлантического партнерства | СЕАП | 1997 г. |
Европейская энергетическая Хартия | ЕЭХ | 1991 г. |
Центрально-европейская Инициатива | ЦЕИ | 1996 г. |
Организация Черноморского экономического сотрудничества | ОЧЭС | 2005 г. ст. наблюдателя |
Совет государств Балтийского моря | СГБМ | 2009 г. ст. наблюдателя |
Шанхайская Организация Сотрудничества | ШОС | 2009 г. ст. наблюдателя |
Одним из важных направлений деятельности Министерства иностранных дел является налаживание связей и развитие взаимосотрудничества с другими государствами по вопросу торговли людьми. Это направление активно развивается так, как торговля людьми является одним из наиболее опасных глобальных вызовов современности и считается грубейшим нарушением основополагающих прав человека. По разным оценкам, ежегодно жертвами этого преступления становятся сотни тысяч людей.
|
Республика Беларусь первая на постсоветском пространстве развернула широкомасштабную кампанию борьбы с торговлей людьми.
|
За короткое время в Беларуси с учетом передового международного опыта разработано национальное законодательство, направленное на ликвидацию торговли людьми, в рамках государственных программ по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции.
«Национальные меры способствовали тому, что борьба с торговлей людьми стала одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене.
В 2005 году на Саммите тысячелетия ООН Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко выдвинул инициативу об активизации международных усилий по борьбе с одной из самых острых проблем современности – торговлей людьми.
На 61-й, 63-й и 64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Беларуси были приняты три комплексных резолюции по борьбе с торговлей людьми.
В 2006 году по инициативе Беларуси создана Межучережденческая группа по координации борьбы с торговлей людьми. Беларусь стала первой страной, которая внесла добровольный взнос на обеспечение деятельности этого международного механизма.
В 2011 году 20-я сессия Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию приняла предложенный Беларусью проект резолюции «Осуществление Глобального плана действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми».
По инициативе Беларуси на 67-й сессии ГА ООН консенсусом принята очередная резолюция «Об улучшении координации усилий по борьбе с торговлей людьми». В соответствии с резолюцией в ООН в 2013 году пройдет заседание Генассамблеи ООН высокого уровня по обзору хода выполнения Глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми.»[3]
Так же Беларусь развивает сотрудничество в сфере информационно-коммуникационых технологий. Межправительственное взаимодействие в этой области рассматривается Беларусью как неотъемлемая часть процессов содействия международному развитию и обеспечения равного доступа к ИКТ для развитых стран и государств с переходной экономикой. «Принципиальные подходы Беларуси к вопросам использования ИКТ сформулированы в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на Всемирном саммите по информационному обществу (11.12.2003 г., г.Женева, Швейцария) и Саммите «Соединим пространство СНГ» (26.11.2010 г., г.Минск). Значимый вклад внесен белорусской делегацией в работу второго этапа Всемирного саммита по информационному обществу (16-18 ноября 2005 г., г.Тунис).
Постановлением Правительства от 09.08.2010 № 1174 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года», определяющая цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и ожидаемые результаты от ее реализации.
В Беларуси создана развернутая нормативно-правовая база, приняты правоприменительные и организационные меры по реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу, включая развитие информационно-коммуникационных технологий. Работа по совершенствованию этих мер продолжается.» [4]
Необходимо сказать, что Беларусь развивает сотрудничество в сфере международной безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, разоружения и контроля над вооружениями. Наша страна была первым государством, которое добровольно отказалось от обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР.
В качестве неядерного государства Беларусь стала членом Договора о нераспространении ядерного оружия в 1993 году.
«Присоединившись к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений посредством Лиссабонского Протокола от 23 мая 1992 г., Республика Беларусь выполнила свои международные обязательства и в ноябре 1996 года завершила вывод ракетно-ядерного оружия с территории страны.
В 1995 году Беларусь подписала Соглашение о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), присоединилась к конвенциям под эгидой МАГАТЭ о физической защите ядерного материала и о ядерной безопасности.
Беларусь ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 13 мая 2000 года и выступает за его скорейшее вступление в силу.
Наша страна является участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накоплениях запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.
В Республике приняты необходимые законодательные акты по выполнению указанных Конвенций, а также создан Национальный орган по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия, функции которого возложены на Министерство иностранных дел, и национальный контактный пункт по выполнению КБТО (Центр эпидемиологии и микробиологии).» [5]
«По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10 процентов вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами – участницами ДОВСЕ. Беларусь первой ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ и принимает активное участие в процессе адаптации ДОВСЕ к новым геополитическим реалиям.
В сентябре 2003 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Важнейшим обязательством по данной конвенции является уничтожение имеющихся запасов.
Беларусь осуществляет активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В рамках основного переговорного органа Организации по военно-политической проблематике — Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности — Беларусь принимала активное участие в разработке таких документов как Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (2000 год) и Документ ОБСЕ о запасах обычных боеприпасов (2003 год). В 2005 году Беларусь председательствовала на ФСБ ОБСЕ.
Беларусь заключила договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности в военно-политической области с Украиной и Литвой (в 2001 году), Латвией и Польшей (в 2004 году). Эти меры обеспечивают важный для всех соседей периметр доверия и безопасности.
Беларусь является одним из сторонников дальнейшей адаптации Венского документа 2011 года переговоров по мерам доверия и безопасности.
Беларусь является также стороной Договора по открытому небу, который способствует укреплению доверия в регионе и Европе в целом. В 2008 году наша страна председательствовала в Консультативной комиссии по открытому небу, которая является рабочим органом по рассмотрению всех вопросов, связанных с выполнением Договора по открытому небу.
Республика Беларусь является важным участником общемировых усилий по ядерному нераспространению и разоружению в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).» [6]
Беларусь впервые заявила о своем намерении сделать свою территорию безъядерной зоной в 1990 году в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Подписав в 1992 году Лиссабонский протокол, Беларусь оформила членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Данный шаг был неразрывно связан с принятием важнейшего политического решения о присоединении Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.
Актуальным на сегодняшний день является вопрос международного терроризма. В рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом Республика Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данному вопросу, разработанных в рамках ООН.
«Беларусь поддержала принятие в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данная стратегия является, по сути, первым глобальным документом, содержащим общий стратегический подход к борьбе с терроризмом на основе комбинированных национальных, региональных и международных усилий государств-членов.
Начиная с 2009 года, Беларусь участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, объединяющей 85 государств.
На региональном уровне в сфере борьбы с терроризмом активное развитие получило сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Государствами-участниками СНГ сформирована нормативная правовая база по данной проблематике, включая подписанный в Минске в 1999 году Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом. Координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом осуществляется специализированным отраслевым органом Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, созданным в 2000 году.
Наша страна вносит конкретный вклад в антитеррористическую операцию в Афганистане, проводимую под управлением НАТО на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001).
С учетом этой резолюции белорусская сторона и НАТО договорились о предоставлении возможности железнодорожного транзита через Беларусь невоенных товаров альянса, его государств-членов и других государств, которые вносят вклад в миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Начиная с 2011 года, через территорию Беларуси осуществляются постоянные транзитные перевозки невоенных грузов для нужд МССБ. Соответствующая договоренность была оформлена обменными письмами между Министром иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным секретарем НАТО. Беларусь также предоставляет альянсу свое воздушное пространство для транзита военных и гражданских грузов.