Что получил в наследство великий князь Иван Васильевич




Валентина Валерьевна Колыванова

Царь Иван Грозный

 

Исторический путеводитель (Олма) –

 

 

Валентина Колыванова

Царь Иван Грозный

 

 

© Колыванова В., текст, 2013

© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2013

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru), 2014

 

 

Что получил в наследство великий князь Иван Васильевич

 

Иван IV Васильевич широко известен как Иван Грозный, и до сих пор потомки представляют себе его царствование как времена опричнины, массовых казней, небывалого коварства, смуты и бесконечных войн. Личная жизнь царя также не могла служить примером благонравия. Но прежде чем судить этого исторического героя, давайте хоть на мгновенье представим себе маленького мальчика, оставшегося без отца менее чем в трехлетнем возрасте, тут же назначенного наследником престола, окончательно осиротевшего в возрасте восьми лет, и принявшего на свои плечи Россию, государство огромное, разноплеменное, молодое, но дерзкое. Государство, которому надо было возрождаться после татаро‑монгольского ига, догонять Европу, фактически от этого ига нами же и заслоненную, преодолевать внутренние распри Церкви, вражду влиятельных боярских семейств, ликвидировать остатки амбиций удельных княжеств, укреплять и отодвигать границы страны.

Даже уцелеть младенцем в этом клубке интриг, убийств, отравлений и прочего – уже небывалая удача. А стать первым в истории российским царем, связать свое имя с великими военными подвигами, значительным культурным и другим прогрессом, заставить трепетать мир перед политической статью России – это могло быть дано только уникальной личности. Поэтому хоть и остался Иван Васильевич на скрижалях истории Грозным, но при этом – настолько великим, как удавалось немногим.

 

Царь Иван Грозный. Гравюра из книги С. Герберштейна «Записки о Московии». 1563 г.

 

Познакомимся поближе с родителями Ивана IV. Его мать Елена Васильевна Глинская (1508 – 4 апреля 1538) происходила из литовского рода Глинских. Роду Глинских приписывают в качестве предков татарского темника Мамая, внуки которого получили в удел город Глинск, отчего и стали называться Глинскими. Князь Михаил Глинский, дядя Елены, был дипломированным врачом и рыцарем Священной Римской империи. Считается, что в Литовском княжестве он поднял мятеж, после чего семья вынуждена была укрыться в России.

Елена Васильевна тоже не отличалась кротким нравом. Уже став вдовой великого князя и матерью наследника престола, она сумела отстранить от власти, всех, кого ее муж перед смертью назначил регентами, и сама стала править Московией. Это роднит ее с княгиней Ольгой. Но если Ольгу летописцы только восхваляли за ненависть к врагам, любовь к сыну и незапятнанное вдовство, то Елена не удостоилась столь лестных оценок, поскольку имела фаворита Ивана Овчину‑Телепнева‑Оболенского, а дядю своего, Михаила посадила в тюрьму. И это несмотря на то, что, сбежав в Москву, Глинский был незаменимым советником по иностранным и медицинским делам для самого Василия.

 

Елена Глинская. Рис. ХIХ в.

 

Серебряные копейки и полушки, выпущенные по денежной реформе 1535 г.

 

Елена имела большое влияние, как сейчас бы сказали, на международной арене: в 1536 году она заставила польского короля Сигизмунда I заключить выгодный для России мир, а Швеция по ее приказу отказалась помогать Ливонскому ордену и Литве.

Глинская знаменита и тем, что ввела единую денежную единицу на Руси – серебряную копейку (от копья, которое держал в руке изображенный на монете всадник). Четвертинкой копейки являлась полушка, чье название это мы часто встречаем в поговорках и пословицах, мало представляя, что же это такое. Известно, что серебряная копейка весила 0,68 грамма.

При Елене Глинской была выстроена Китайгородская стена.

За свои деяния она не пользовалась любовью бояр и тем более народа. Мало того, что она была женщиной, так еще и никакого патриархального нрава у нее не наблюдалось. Елена умерла 4 апреля 1538 года (будущему Ивану Грозному не было и восьми). По слухам, она была отравлена Шуйскими – исследования ее останков указывают, что причиной смерти могло стать отравление ртутью. Похоронена она была в Кремле, в Вознесенском женском монастыре.

Отец Ивана – Василий III Иванович (25 марта 1479 – 3 декабря 1533), великий князь Владимирский и Московский, был сыном Ивана III Великого и Софьи Палеолог. В договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I он впервые в истории Руси назван царем (цезарем).

История могла сложиться совершенно по‑другому, но первый брак Василия III с Соломонией был бесплоден, и великий князь добился развода. В 1526 году он женился на Елене Глинской, но и та родила первенца только через несколько лет, 25 августа 1530 года. Старшего сына назвали Иваном, а младшего – Юрием (Георгием) (1532–1564).

Василию не дано было долго наслаждаться семейным счастьем. Кстати, сохранилось несколько писем, надиктованных, как видно, любящим мужем и отцом. И это не вызывает удивления – во‑первых, князю было уже под 50, а Елена была юной и, судя по всему, красивой. Сына же Василий III искренне считал божьим даром, кстати, именно после рождения сына он настолько воспрял духом, что стал решительно вести борьбу против видных церковных деятелей. Еще есть свидетельства тому, что, женившись на Глинской, Василий стал одеваться и брить бороду по западному образцу, чем предвосхитил распоряжения Петра Первого.

Но в одной из поездок у него развился нарыв на бедре. Уже без сил великого князя доставили в подмосковное село Воробьево. Понимая, что ему не выжить, Василий написал завещание, призвал митрополита Даниила, нескольких бояр (которых потом разогнала вдова) и просил их признать наследником престола трехлетнего сына Ивана. 3 декабря 1533 года, приняв предварительно монашескую схиму, Василий умер от заражения крови.

Теперь самое время понять, что же получил в наследство маленький Иоанн Васильевич. Понятно, что впоследствии период его царствования совершенно затмил в сознании обывателей правление отца, но и Василий III имел в истории собственное лицо. И есть масса доказательство тому, что грозный нрав сынок унаследовал от обоих родителей.

 

Василий III и «герб» Московии

 

Духовная грамота (завещание) Василия III

 

Государственный герб Руси конца ХV – начала ХVI в.

 

Василий, например, не церемонился с оппозицией, даже если это были иерархи Церкви. Большой церковный авторитет, просветитель Максим Грек, Вассиан Патрикеев (бывший друг царствующего князя) и другие противники Василия III в религиозных вопросах были приговорены на Церковных соборах кто к смертной казни, кто к заточению в монастырях.

Он отправил в ссылку митрополита Валаама, изгнал князей– Рюриковичей Василия Шуйского и Ивана Воротынского, казнил дипломата Ивана Берсень‑Беклемишева.

В то же время при Василии III увеличилось земельное дворянство, во имя централизации страны активно ограничивались привилегии бояр.

При нем продолжалось активное строительство – возведен Архангельский собор Кремля, в Коломенском – в честь рождения сына Ивана – построена церковь Вознесения. В целях безопасности границ строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости.

Очень много было сделано для объединения русских земель – был присоединен долго сохранявший независимость Псков, затем та же участь постигла Рязанское, Стародубское и Новгород‑Северское княжества. Войско Василия III вынудило сдаться Смоленск, а затем – Мстиславль, Кричев, Дубровны. С переменным успехом Русь отбивала набеги с южных границ. Но в целом царствование Василия III оказало позитивное влияние на централизацию и обеспечение безопасности страны.

 

Церковь Вознесения в Коломенском

 

С. Герберштейн, имперский посол, путешественник, написавший «Записки о Московии»

 

Как пишет Г.Вернадский в книге «Россия в средние века», Василий III заставил считаться с собой западных политиков. Посланник германского императора барон Сигизмунд фон Герберштейн отмечал в своих «Записках», что русские «открыто заявляли, что воля князя – это воля Господа и что все, что делает князь, делается по воле Господа. Точно так же, если кто‑то задает вопрос о чем‑то неясном или сомнительном, русские привычно отвечают, что о том ведают Господь и великий князь». Именно в период царствования Василия III были разработаны подробные теории о высоком происхождении государевой власти, главным образом – религиозными писателями, а религия, по сути, сосредотачивала на себе все просвещение и культуру. Во всяком случае, во время правления Василия III Русь идеологически готовилась к тому, чтобы стать царством.

 

Детство Ивана IV

 

Считается, что до рождения Ивана некий юродивый предсказал отчаявшейся уже Елене Глинской, дескать, «она будет материю Тита, широкого ума». Пишут, что в день рождения будущего Ивана Грозного была страшная, поистине знаменательная гроза.

Номинально Иван стал правителем в неполные три года. Отметим, что хотя слово «царь» периодически употреблялось уже при дедушке Ивана Грозного Иване III, но официально этот титул был введен самим Грозным в 1547 году. О том, какое принципиальное значение имела терминология, мы расскажем позже.

Василий III умер 3 декабря 1533 года, а уже через восемь дней бояре избавились от основного претендента на трон – Дмитровского князя Юрия. А дальше последовали такие перипетии борьбы за власть между различными кланами, что уже взрослым Иван Грозный в своих записках прямо признал: сиротское детство, лживость и злоба опекунов, бесконечный страх быть убитым и сделали его характер столь подозрительным, буйным и жестоким. Вот строки из его письма Андрею Курбскому.

«Остались мы с почившим в бозе братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не помогал; оставалась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых молитвы, на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы и села, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделили».

 

Боярин с кубком. Худ. К. Маковский

 

…Опекунский совет управлял страной меньше года, затем в августе 1534 года был арестован Михаил Глинский, схвачены Иван Бельский и князь Иван Воротынский с детьми. В этом же месяце был арестован и еще один член опекунского совета – Михаил Воронцов. В тюрьме окончил свои дни еще один опекун Андрей Старицкий. Когда умерла Елена, через шесть дней бояре Шуйские убили фаворита княгини. Митрополит Даниил и дьяк Федор Мищурин, убежденные сторонники централизованного государства и активные деятели правительства Василия III и Елены Глинской, были немедленно отстранены от управления государством. Митрополит Даниил был отправлен в ИосифоВолоцкий монастырь, а Мищурина бояре казнили. И можно было бы дать еще более подробные свидетельства межсемейных распрей, убийств, арестов, но для взрослеющего царя все это означало только бесконечную и устрашающую смену окружения, исчезновение родных, близких ему людей, возрастающую подозрительность и стремление защитить себя в будущем всеми возможными способами.

С детства юный Иван возненавидел Шуйских, хотя они и пытались всячески вроде бы ублажить, а на самом деле – избаловать и развратить будущего царя. «Государь, следуя обыкновению, ездил осенью молиться в Лавру Сергиеву и на охоту в Волок Ламский с знатнейшими сановниками, весело праздновал Рождество в Москве и вдруг, созвав Бояр, в первый раз явился повелительным, грозным; объявил с твердостию, что они, употребляя во зло юность его, беззаконствуют, самовольно убивают людей, грабят землю; что многие из них виновны, но что он казнит только виновнейшего: Князя Андрея Шуйского, главного советника тиранства. Князья Глинские с друзьями повелевали его именем, хотя и сказано в некоторых летописях, что „с того времени Бояре начали иметь страх от Государя“». (Н. М. Карамзин).

Полной неожиданностью для бояр стало заявление Ивана о том, что он хочет венчаться на царство и сразу же – жениться. Считается, что такое желание он высказал в декабре 1546 года в беседе с митрополитом Макарием, имевшим большое влияние на подростка и поощрявшим его стремление к единоличной власти.

 

Боярская дума. Худ. С. Иванов

 

Царский титул

 

Как мы уже говорили, и Ивана III, и Василия III иногда называли царями. Но официально первым русским царем стал именно Иван Грозный.

Само слово «царь» происходит от латинского «цезарь» (от личного имени Гая Юлия Цезаря, которое постепенно превратилось в составную часть императорского титула). На Руси царями называли императоров Византии, именовали так и ханов Золотой Орды, а затем и выделившихся из ее состава ханств. Бытовавшее доселе в стране «великий князь» было ненамного выше по званию, нежели просто «князь». Но великих князей на Руси было достаточно, а вот своего официального царя еще не было. Если великий князь мог восприниматься как первый среди равных, то царю равных быть не должно. Это был качественно новый титул. В Византии, например, в серьезной богословской литературе немало места уделялось поучениям о том, как следует почитать царя, какие почести ему воздавать. Эти рекомендации как бы автоматически должны были перейти и в Московию.

 

Шапка Мономаха

 

В международных отношениях титул царя тоже давал определенные преимущества. Ведь и в Казанском, и в Крымском ханствах, с которыми Россия вела то войны, то переговоры, правили цари. И теперь московский государь становился с ними на одну ступень. В Западной Европе титул «великий князь» переводился как «принц», «герцог», но не как «король» или «император». А вот «царь» – ставился на один уровень с королем и императором. Так что со всех сторон принятие нового титула было выгодно и важно для государя.

…Венчание на царство происходило 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля. Сюда сначала на золотом блюде торжественно принесли животворящий крест, венец и бармы. Затем пришел и сам Иван в сопровождении своего духовника, князей и бояр. Посреди храма на высоком постаменте (амвоне) с двенадцатью ступенями были сооружены два места, «одетые златыми паволоками, в ногах лежали бархаты и камки». На этих местах сели после молебна Иван IV и митрополит Макарий. Н. М. Карамзин пишет: «Перед амвоном стоял богато украшенный налой с царскою утварию. Архимандриты взяли и подали ее Макарию. Он встал вместе с Иоанном и, возлагая на него крест, бармы и венец, громогласно молился, чтобы Всевышний оградил сего Христианского Давида силою Святого Духа, посадил на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Обряд заключился возглашением нового многолетия государю… С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностию…»

 

Митрополит Макарий

 

Крест

 

Держава – символ царской власти

 

Таким образом, принятие царского титула, в результате которого Иван IV был приравнен к западноевропейским императорам, было сделано прежде всего в целях укрепления центральной власти и подчеркнуло неограниченность власти монарха внутри государства.

Одновременно этот шаг имел и особое духовно‑нравственное значение для России. Для государственной идеологии того времени и для мировоззрения простого люда была чрезвычайно характерна мысль об особой роли России как единственно уцелевшего независимого православного государства. Ведь после падения под ударами турок в 1453 году Константинополя только в Русском государстве осталось православие – христианство восточного образца. Это объясняли особым благочестием Русской Православной Церкви.

«Два Рима пали, Москва – Третий Рим. Четвертому не бывать». Это означало, что если рухнет Москва, хранительница православия, то погибнет, кончится и священная история. Такой рассматривалась особая мессианская роль Москвы перед православным миром. И государь российский обязан был главной своей задачей считать охрану православия и заботу о спасении душ православных – утверждении на земле «истинной правды».

 

Донская икона Божией Матери, перед которой молился Иван IV

 

Внутренний вид Успенского собора

 

Такая великая роль вполне была по душе молодому амбициозному Ивану IV. Вот что пишет Ключевский: «…его собственная особа в подобном отражении представилась ему озаренною блеском и величием, какого и не чуяли на себе его предки, простые московские князья‑хозяева. Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «я» сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал он во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью: „Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению“».

И, естественно, Церковь его активно поддерживала. Недаром именно митрополит Макарий, стремившийся укрепить самодержавие и покончить с боярским беспределом, задумал и провел ритуал венчания на царство.

 

Из огня да в полымя

 

Прежде чем перейти к событиям царствования Ивана IV и постепенному превращению его в «Ивана Грозного», остановимся на личной жизни государя, которая тесно переплетается с важными общественно‑политическими событиями в стране.

Семейная история Грозного делится на два периода. Первый брак, продлившийся 13 лет, в определенной степени сдерживал характер царя. В эти годы в стране было сделано много полезного и новаторского. Но затем последовала внезапная смерть жены Анастасии, и вдовец буквально «сорвался с цепи». Последующие браки только добавляли недоброжелательства, да и что греха таить – ненависти к царю.

Тем не менее мы увидим, что царь Иван Грозный изначально вовсе не был диким, ограниченным, чуждым культуре, просвещению, передовым веяниям. А главное, что в переломные моменты он мог отнестись к себе самокритично и предпринять мудрые для государственного деятеля меры.

Итак, в январе 1547 года Иван венчается на царство, а затем знатные вельможи начинают искать царю достойную невесту по всей стране. Любопытно, что юный царь тогда выбирал не за знатность, а за личные качества, которые лучше всех оказались у Анастасии, дочери вдовы Захарьиной. В феврале этого же года царь обвенчался с Анастасией. Историки утверждают, что это событие повлияло не только на характер Ивана Грозного, но и на последующий период его правления, потому что любил Иван Анастасию по‑настоящему, а не «по‑домостроевски». Хотя мы имеем свидетельства того, что чувства к жене в первый год семейной жизни уживались у Грозного с блудом, жестокостью по отношению к родственникам царицы, и Анастасия нередко плакала или вообще падала в обморок от выходок супруга.

 

Боярышня у окна. Худ. К. Маковский

 

Потрясением для молодого Ивана и поводом для перемен в его поведении послужили последовавшие одно за другим события весны‑лета 1547 года – великий пожар и восстание в Москве. В пожаре погибло только по самым примерным подсчетам 1700 человек, многие потеряли дома и состояния, не говоря уже о родных и близких. Пожар стал поводом к восстанию, лозунгом которого было «Долой князей Глинских, это все из‑за них!»

После подавления восстания Иван Грозный решил созвать первый Земский собор, где покаялся перед людьми за свой блуд, жестокость и злодеяния. Именно в это время начинается его сближение с выдающейся личностью – протопопом Сильвестром, оказавшим положительное влияние на характер царя. Грозный создает «Избранную раду», которая просуществует до 1560 года. В совершенно иную, лучшую, сторону меняются и его отношения с женой. Забегая вперед, скажем, что больше таких счастливых союзов в жизни Ивана Васильевича не было. И дети его не были счастливы.

Официальными потомками Ивана Грозного упоминаются сыновья от Анастасии:

Дмитрий Иванович (1552–1553), наследник отца во время смертельной болезни в 1553; в том же году при спуске царской семьи со струга перевернулись сходни, и младенец утонул; Иван Иванович (1554–1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, по другой версии умер в результате болезни в ноябре. Женат трижды, потомства не оставил; Федор I Иванович, (1557–1598), детей мужского пола нет. По рождению сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславля‑Залесского. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

 

Анастасия, первая жена Ивана Грозного

 

Царевич Дмитрий, убитый в Угличе

 

Царь Иван и иерей Сильвестр во время Большого московского пожара 24 марта 1547 г. Худ. П. Плешаков

 

От других жен: Василий (от Марии Кученей) – умер во младенчестве;

царевич Дмитрий (1582–1591), от Марии Нагой, погиб в детстве (по одной из версий, зарезал себя в припадке эпилепсии, по другой – его убили люди Бориса Годунова).

Дочери: Анна (старшая дочь от Анастасии) – умерла, не дожив до года;

Мария (вторая дочь от Анастасии) – умерла, не дожив до года;

Евдокия (третья дочь от Анастасии) – умерла на третьем году жизни. Смерть детей, рожденных в браке с Анастасией, Иван, становившийся все более подозрительным, воспринимал как Божью кару.

Горькой иронией судьбы можно считать и для Грозного, и для всей нашей страны то обстоятельство, что пожар 1547 года и его последствия коренным образом поменяли характер царя, его семейную жизнь, его государственные деяния в лучшую сторону, а другой пожар – лета 1560‑го года – ускорил смерть Анастасии, и уже ничто не могло сдержать буйный нрав Ивана Грозного. А ведь посмотрите, как самоотверженно вел себя Иван Васильевич, стремясь уберечь хворающую супругу от излишних потрясений. Обратимся к «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина.

«Небо готовило ужасную перемену в судьбе его и России. 13 лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге, нежной и добродетельной.

 

Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

 

Анастасия еще родила сына Феодора и дочь Евдокию; цвела юностью и здравием, но в июле 1560 года занемогла тяжкой болезнью, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслись к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостью возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что дворяне и бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось худо, искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 августа в пятом часу дня преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шел за гробом: братья вели его под руки. Он стенал и рвался; один митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твердости христианина… Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

Здесь конец счастливых дней Иоанна и России <…>

Иоанн был растерзан горестью: все вокруг его проливали слезы – и в сих‑то слезах явилась гнусная клевета… „Государь! – сказали Иоанну, – ты в отчаянии, Россия также, а два изверга торжествуют: добродетельную царицу извели Сильвестр и Адашев (видный член «Избранной рады» – ред), ее враги тайные и чародеи, ибо они без чародейства не могли бы так долго владеть умом твоим…“ Государь знал, что Анастасия со времени его болезни не любила ни Сильвестра, ни Адашева; думал, что они также не любили ее, и принял клевету, может быть желая оправдать свою к ним немилость, если не верными уликами в их злодействе, то хотя подозрением».

 

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г. Худ. И. Репин

 

С тех пор, как мы увидим, в истории России начался новый этап потрясений.

…Когда на одиннадцатый день после кончины Анастасии бояре пришли к царю с просьбой выбрать себе жену, Иван спокойно ответил им, что уже выбрал таковую – родную сестру польского короля Сигизмунда‑Августа Екатерину. Однако, несмотря на все политические выгоды такого брака, Сигизмунд‑Август, наслышанный о порядках и нравах Московского двора, отказал московским послам. Тогда князь Вяземский, один из новых любимцев царя, обратил его внимание на черкесскую княжну Кученей – девицу «красоты неописанной», приехавшую в Москву вместе с отцом – князем Темрюком. Князя вместе с дочерью пригласили ко двору.

Вот как описывает дальнейшие события историк С. Д. Горский:

«Дикая красота молодой черкешенки вскружила голову Иоанну. Мария стала невестой московского царя. Однако свадьбу пришлось отложить на целый год. Княжна совсем не говорила по‑русски и даже не была крещена (имя Мария она получила при крещении). Бракосочетание состоялось 21 августа 1561 года.

 

Москва при Иване Грозном. Худ. А. Васнецов

 

Свадебный боярский пир. Худ. К. Маковский

 

Новая царица оказалась прямой противоположностью доброй Анастасии. Выросшая среди кавказских гор, привыкшая к охоте и опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихая теремная жизнь ее не удовлетворяла. Мария охотно появлялась в стольной палате, с восторгом присутствовала на медвежьих травлях и даже, к ужасу бояр, с высоты кремлевских стен наблюдала за публичными казнями. Она не только не удерживала Ивана от кровавых расправ, но сама толкала его на них. Понятно, что бояре невзлюбили новую царицу. Старый любимец и советник Ивана, боярин Адашев, однажды осмелился заметить царю, что не пристало московской царице присутствовать на забавах и лазить на крепостные стены.

На другой день Алексей Адашев был отправлен в ссылку. Иоанн не казнил его только потому, что у Адашева было слишком много друзей, и казнь могла вызвать волнение. Но родственников Алексея Адашева царь не пощадил. Через несколько дней на Красной площади были казнены: брат Алексея Адашева, Данила, с двенадцатилетним сыном, его тесть Нуров, три брата его жены, Сартины, его племянник Шишкин с двумя детьми и племянница Марская с пятью сыновьями. Все они были обвинены в «злом умысле» против царицы. Нашлись услужливые свидетели, показавшие, что все эти лица грозились извести царицу. При обыске были найдены мешочки с какими‑то травами.

Бояре ненавидели Марию, и она платила им тем же чувством. От Ивана она в 1563 году родила сына, которого назвали Василием. Но ребенок умер во младенчестве. Не зная, чем удержать мужа, она потакала его наклонностям к разврату. Она окружала себя самыми красивыми девушками и сама указывала на них Ивану. Оргии стали происходить в теремах царицы, чего прежде ни когда не было. Таким образом, после второго брака Иоанн стал вести еще более разнузданный образ жизни. Мария, поощрявшая разврат, и сама не стеснялась. Почти на глазах у мужа она чуть ли не каждый день меняла любовников. Отуманенный вином и всякими излишествами, царь не замечал этого. Если же находились бояре, осмелившиеся намекать ему, что царица ведет образ жизни, недостойный ее высокого положения, Мария немедленно принимала меры, и смельчак попадал в ссылку или на плаху.

 

Против воли постриженная. Худ. М. Матвеев

 

Федор, средний сын Ивана Грозного

 

Василиса Мелентьева – одна из незаконно венчанных жен царя Ивана. Худ. Н. Неврев

 

Мария приобрела огромное влияние на Ивана. Она изучила его слабости и умело пользовалась ими. В значительной степени ей Русь обязана возникновением опричнины. Царь и раньше относился к боярам подозрительно, но под влиянием Марии он в каждом боярине стал видеть лютого врага. Его окружили новые любимцы: Малюта Скуратов, Федор Басманов, князь Афанасий Вяземский, Бельский, Василий Грязной и другие. В эту компанию входил и архимандрит Чудова монастыря Левкий, родной брат Грязного, который после смерти митрополита Макария стал духовником царя.

Эти люди, признававшие только свои личные интересы, не стеснялись в выборе средств. Они приобрели расположение царицы, всячески потворствовали ей, льстили, расхваливали ее царю и в то же время замкнули Ивана и Марию в плотное кольцо, через которое не мог проникнуть никто другой».

Упоминается в общей сложности семь «точных» жен Ивана Грозного, причем только с четырьмя из них он венчался. И то на четвертый церковный брак пришлось запрашивать соборное разрешение. При этом согласно 50‑му правилу Василия Великого, даже третий брак недопустим: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

 

Иван Грозный и его мамка. Худ. К. Вениг

 

С другой стороны, по словам Джона Горсея, знавшего царя лично, «он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни». Сам Грозный в духовной грамоте признавал за собой и «блуд», и «чрезъестественные блужения».

Сын Ивана и Анастасии Федор Иоаннович (1557–1598) стал царем после смерти Грозного и последним русским царем из Рюриковичей. Как это часто бывает, у властного жестокого отца вырос весьма заурядный потомок. Странно, что жизнь ничему не научила столь острожного и злопамятного властителя, как Грозный, – перед смертью он, не считая, что 26‑летний Федор полностью пригоден в роли царя, учинил ему в подмогу регентский совет из самых влиятельных бояр и двух думных дьяков – братьев Щелкаловых. И вновь начались подковерные интриги, борьба группировок и прочее. Разница была лишь в том, что взирал на все это не мальчик‑подросток, а вполне зрелый мужчина, которого больше всего интересовали медвежьи бои и украшение кремлевских палат. В результате бояре снова укрепили свои властные полномочия…

 

Внешность и нрав царя

 

Эпиграфом к заметкам современников о характере и впечатлении, который производил Грозный своим видом и поведением, можно поставить следующие слова Ключевского: «Читая письма царя к князю Курбскому, поражаешься быстрой сменой в авторе самых разнообразных чувств: порывы великодушия и раскаяния, проблески глубокой задушевности чередуются с грубой шуткой, жестким озлоблением, холодным презрением к людям. Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком утомленных душевных сил, и тогда от всего его остроумия не оставалось и простого здравого смысла. В эти минуты умственного изнеможения и нравственной опущенности он способен был на затеи, лишенные всякой сообразительности. Быстро перегорая, такие люди со временем, когда в них слабеет возбуждаемость, прибегают обыкновенно к искусственному средству, к вину, и Иван в годы опричнины, кажется, не чуждался этого средства. Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями, объясняется и государственная деятельность Ивана».

 

Иконописный портрет Ивана Грозного

 

Князь Катырев‑Ростовский дал Грозному отталкивающую характеристику: «Царь Иван образом нелепым („не лепо“ в старославянском „некрасивый“, „нехороший“, „не милый“ – ред.), очи имея серы, нос протягновен и покляп <длинный и загнутый>; возрастом <ростом> велик бяше (согласно исследованиям останков, рост царя достигал 180 см – ред.), сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широкы, мышцы толсты, муж чюдного разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен. На рабы своя, от бога данныя ему, жестокосерд вельми, и на пролитие крови на убиение дерзостен и неумолим; множество народу от мала и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени, и многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби, и иная многая содея над рабы своими, жен и девиц блудом оскверни. Той же царь Иван многая благая сотвори, воинство велми любяща и требующая ими от сокровища своего неоскудно подаваше. Таков бо бе царь Иван».

 

Государственная печать при Иване IV

 

Тем не менее, вот что пишут современники о Грозном в возрасте 30 лет: «Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: „Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!“ Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: