Лабораторная работа №4
1. Тема: ТО и ТР системы охлаждения.
2. Цель: Изучить технологический процесс диагностирования системы охлаждения в целом по внешним признакам, на герметичность, технологический процесс проверки термостата, а также технологический процесс технического обслуживания системы охлаждения.
3. Задачи: Получить навыки в ТО и ТР системы охлаждения.
4. Студент должен знать:
отказы и неисправности системы охлаждения двигателей, их причины и признаки, технологию диагностирования и объем работ по текущему ремонту приборов и узлов системы охлаждения.
Должен уметь:
выполнять работы по техническому обслуживанию системы охлаждения; проверять и регулировать натяжение ремней привода вентилятора, проверять техническое состояние термостата и герметичность системы охлаждения.
Методические указания для студентов при подготовке к
Занятию.
5.1 Литература: "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов."Автомобили" Богатырев "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2 Вопросы для повторения:
- неисправности, способы устранения и объем работ по ТО системы охлаждения;
- диагностирование системы охлаждения по внешним признакам;
- проверка работоспособности термостата.
Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
Провести инструктаж по ТБ при выполнении работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы:
Инструмент, оборудование, приборы.
- сосуд с горячей водой (to = 70о - 90оС)
- термостат,
- термометр;
- установка для подачи сжатого воздуха;
- смеситель;
- линейка;
- динамометр модели К-403 или КИ-8920;
- набор гаечных ключей;
|
- прибор для поверки герметичности системы охлаждения.
Диагностирование по внешним признакам.
Внешние признаки | Структурные изменения | Диагностические и ремонтные воздействия |
Кипение воды в системе при открытых жалюзи. | Пробуксовывание или обрыв ремня вентилятора. | Проверить и отрегули-ровать натяжение ремня вентилятора. |
Кипение воды без про-буксовки ремня при от-крытых жалюзи. | Нарушение работы термостата. | Проверить термостат, при необходимости заменить. |
Закипание воды в систе-ме при исправном термо-стате и водяном насосе. | Загрязнение систе-мы охлаждения накипью. | Промыть систему специальной смесью для удаления накипи. |
Подтекание воды из системы охлаждения. | Нарушение плотно-сти соединений и повреждения элементов. | Проверить систему и устранить подтекание. |
Кипение воды в системе при отсутствии циркуля-ции в верхнем бачке. | Поломка крыльчатки водяного насоса. | Снять насос, заменить крыльчатку. |
Проверка работоспособности термостата и промывка радиатора от накипи.
Опустить термостат в сосуд с водой. Нагревая воду, следят за клапаном термостата и температурой. Клапан должен начать открываться при to 70 оС и полностью открыться при to 83-90оС. При осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и чистоту отверстия в клапане, предназначенном для пропуска охлаждающей жидкости.
Накипь удаляют промывкой приборов системы охлаждения раздельно, т.к. растворы, применяемые для промывки радиатора, нельзя использовать для промывки полости охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров, изготовленных из алюминиевого сплава. Перед промывкой радиатор снимают с автомобиля и заполняют его 10 % раствором едкого натра (каустическая сода), нагретого до 90оС. Этот раствор выдерживают в радиаторе в течение 30 минут, а затем сливают и к патрубку нижнего бачка присоединяют смеситель, к которому подводят горячую воду и сжатый воздух. Для контроля за давлением сжатого воздуха к патрубку, идущему от нижнего бачка радиатора к радиатору отопителя кабины, присоединяют манометр.
|
Промывку радиатора выполняют так, чтобы вода вытекала через патрубок верхнего бачка и давление в нижнем бачке не превышало 0,1 МПа. С раствором едкого натра следует обращаться очень осторожно во избежание ожогов кожи и разъедания ткани одежды.
Проверка натяжения приводных ремней.
- Осмотреть ремни. Они должны быть чистыми, без расслоения и трещин.
- Проверить натяжение ремней привода вентилятора, генератора, компрессора, для чего поочередно нажать прибором на ремень в центре ветви между шкивами с усилием 30-40 Н.
Рис 34. Проверка натяжения ремня привода вентилятора: 1 – ремень; 2 – планка; 3 – генератор; 4 – крепление генератора; 5 – линейка; 6 – вспомогательная линейка.
Замерить прогиб. Допустимая величина прогиба: для ремня вентилятора и генератора 15-20 мм; для ремня компрессора 10-12 мм.