Лабораторная работа №15
1. Тема:
ТО и ТР электрооборудования автомобиля.
2. Цели:
Изучить техпроцесс диагностирования электрооборудования с помощью переносных приборов.
3. Задачи:
Получить навыки в диагностировании электрооборудования автомобиля.
4. Студент должен знать:
Методы, технологию и работы по текущему ремонту системы зажигания и электроснабжения.
Должен уметь:
Проводить диагностику электрооборудования с помощью переносных приборов.
5. Методические указания для студентов при подготовке к занятию:
5.1. Литература: "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов. "Автомобили" Богатырев "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2. Вопросы для повторения:
- основные неисправности системы электрооборудования;
- основные неисправности системы зажигания;
- основные неисправности системы пуска;
- основные неисправности приборов освещения и
сигнализации;
- основные неисправности контрольных приборов.
Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
6.1. Провести инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы.
6.2.1. Инструменты, оборудование и приборы:
- денсиметр,
- стеклянная трубка,
- прибор модели ЛЭ - 3М,
- прибор модели К - 301,
- стробоскопический прибор модели Э - 102,
- прибор для проверки прерывателей Э - 213.
6.2.2. Проверка состояния аккумуляторной батареи с помощью мерной стеклянной трубки и денсиметра.
Мерная стеклянная трубка имеет диаметр 5 - 8 мм и две отметки на конце, равные одна -10 мм, а другая -15 мм. Для проверки уровня электролита в элементах батареи необходимо:
|
- вывернуть пробки из банок аккумулятора;
- опустить в наливное устройство трубку до упорав предохранительный щиток и зажать сверху её отверстие;
- вынуть трубку и по столбику жидкости в ней определить уровень электролита.
Нормальным следует считать уровень электролит, находящийся между отметками 10 и 15 мм на трубке. При необходимости долить дистиллированной воды, т.к. она испаряется быстрее, чем кислота. Денсиметр автомобильный с пределами измерения плотности от 1,10 до 1,3 г /см3 с ценой деления шкалы 0,1г/см3 применяют для измерения плотности электролита. Для этого необходимо:
- вывернуть пробки;
- опустить наконечник денсиметра в наливное отверстие и отобрать из аккумулятора электролит в необходимом количестве так, чтобы ареометр свободно плавал;
- не вынимая наконечник из наливного отверстия, произвести отсчёт по шкале ареометра и записать показания;
- после измерения, нажав на пипетку, слить электролит в аккумулятор;
- произвести аналогичные измерения во всех банках батареи.
В справочных материалах даётся плотность, приведённая к + 15 С. При измерении плотности для других значений температуры производится пересчёт. Поправка составляет 0,0007 на 10С или на 0,01 на каждые 150С. При повышении температуры плотность электролита уменьшается, поэтому поправку необходимо прибавлять и наоборот. Допускаемая плотность электролита дана в таблице.
Допускаемая плотность электролита для различных климатических условий (при 15 С).
Районы | Плотность э ---------------- в полностью заряженной батарее | лектролита, ---------------- при разряде на 50 % | кг/см3 ------------- при полном разряде |
Крайние северные с морозами выше 400С зимой То же, летом Северные с морозами не выше 400С круглый год Центральные с морозами не выше 300С круглый год Южные районы круглый год | 1,31 1,27 1,29 1,27 1,25 | 1,23 1,19 1,21 1,19 1,17 | 1,15 1,11 1,13 1,11 1,09 |
Примечание. Допускаются отклонения от указанных цифр на 0,001
|
6.2.3. Проверка аккумуляторной батареи при помощи прибора ЛЭ - 3М.
Установить прибор так, чтобы АБ находилась ниже корпуса прибора на 300 мм. Красный зажим прибора располагается против (+) вывода батареи, а чёрный (-) вывода батареи.
Проверка проводится в следующей последовательности:
- повернуть рукоятку переключателя нагрузки в положение, соответствующее ёмкости батареи, и, потянув на себё хвостик рукоятки, включить нагрузочный резистор;
- выдержать батарею под нагрузкой в течении 5 с. и, поставив переключатель вольтметра поочерёдно в положении 1, 2 и 3, прочесть и записать показания вольтметра;
- присоединить зажимы на следующие три элемента батареи, произвести вышеуказанные операции и записать значения напряжения в следующих трёх элементах.
Степень заряженности можно определить по таблице.
Напряжение на элементах батареи | % разряда элементов батареи |
1,7 - 1,8 1,6 - 1,7 1,5 - 1,6 1,4 - 1,5 1,3 - 1,4 |
5.2.4. Проверка элементов электрооборудования прибором
К - 301 и проверка угла опережения зажигания.
Прибор К - 301 является модернизацией прибора НИИАТ Э - 5 и предназначен для проверки элементов электрооборудования номинальным напряжением 12 и 24 В:
|
- аккумуляторная батарея;
- генераторы постоянного и переменного тока с встроенными диодами мощностью до 500 Вт;
- реле - регуляторов всех типов;
- прерывателей - распределителей;
- конденсаторов;
- катушек зажигания цепей низкого напряжения;
- стартёров.
Проверка установки начального угла опережения зажигания с помощью стро -боскопа Э -102 осуществляется следующим образом:
- присоединить стробоскоп к автомобилю в 3-х точках: двумя зажимами - к аккумуляторной батареи и одним - к свече первого цилиндра двигателя;
- пустить двигатель и прогреть до температуры охлаждающей жидкости 700 – 900С;
- установить минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя;
- отсоединить от корпуса вакуумный автомат опережения зажигания;
- привести прибор в действие, нажав на клавишу пистолета таким образом, чтобы лампа начала давать вспышки;
- направить световой луч на метки, находящиеся на шкиве или маховике коленчатого вала.
Вследствие стробоскопического эффекта при правильной установке зажигания и постоянной частоте вращения коленчатого вала подвижная метка точки зажигания будет казаться неподвижной и находиться против метки, сделанной на картере. При несовпадении меток нужно ослабить стяжной винт распределителя и медленно поворачивая корпус распределителя (вправо или влево), добиться сов -
падения меток в свете лампы. Затянуть стяжной винт.
6.3. Контрольные вопросы:
- проверка состояния АБ с помощью мерной трубки и денсиметра;
- проверка АБ с помощью прибора ЛЭ - 3М;
- проверка элементов электрооборудования прибором К-301;
- проверка угла опережения зажигания стробоскопическим прибором Э - 102.
Отчёт.
Лабораторная работа № 15.
Диагностирование приборов энергоснабжения и пуска.
Автомобиль (марка):
Двигатель (марка):
1. Диагностирование аккумуляторной батареи: 1.1. Внешним осмотром:
1.2. Наличие уровня электролита:
Уровень электролита (в мм) | ||||
4 5 | ||||
1.3. Проверка степени заряженности батареи по величине плотности:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Аккумуляторная батарея | ||||||
2 3 4 5 6 | ||||||
Плотность электролита | ||||||
Степень разря- женности | .. |
2. Диагностирование генератора: 2.1. Внешним осмотром:
2.2. Прибором К-301 генератора и реле-регулятора:
Генератор (V) | |
Обороты х/х | |
3,5-4 тыс. об/мин |
3. Диагностирование стартера: 3.1. Внешним осмотром:
3.2. Прибором К-ЗО
Сила тока в режиме пуска | |
Сопротивление изоляции |
4. Заключение:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |