Мистика и её влияние на современное общество




 

В Википедии дано следующее определение мистики. Мистика (от греч. μυστικος - «скрытый», «тайный») - сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.

Согласно словарю Даля, Мистика - ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья обрядов веры. Мистический - сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм - ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядам. Мистик - предавшийся мистике, мистицизму.

А, вот новейший философский словарь утверждает, что Мистика (греч. mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию регулирование этой практики. Нулевым циклом развития Мистики можно считать архаические оргиастические культы, реализация которых имела своей целью снятие в момент ритуального действа границы между профанным миром человека и сакральным миром духов предков.

Ещё далеко до работ Фрейда во второй половине XVIII в. Франц Антон Месмер, открывает неведомый флюид животного магнетизма. Но для своего времени и на протяжении всего XIX века Месмер так и остается в ряду шарлатанов, хотя открытый им метод демонстрирует чудеса исцеления во многих случаях. Вслед за Месмером многочисленные последователи проводят сеансы сомнамбулизма, на которых люди проявляют необыкновенные творческие способности, отсутствующие у них в обычном состоянии. К середине XIX века «месмеризм» нещадно эксплуатируется, на каждом углу в Париже можно встретить магнетизера, а в высшем свете лечение истонченных нервов этим способом становится таким же популярным, как поездки аристократов «на воды». Эксперименты с магнетизмом привлекали внимание творческой элиты своей возможностью мыслить с отключенным сознанием. Правда, часто состояние экстаза, исступленного восторженного бреда, беседы с духами, творческий прорыв в сферу бессознательного достигались ими не без помощи наркотиков и других сильнодействующих средств. В светских салонах заговорили о ясновидении, чтении мыслей, общении с духами. Начались знаменитые спиритические беседы с апостолами и Юлием Цезарем. Вселенная представлялась романтикам не бездушным пространством, она вся была пронизана невидимыми таинственными флюидами, которые могут передаваться от разума к разуму. Между макрокосмом и микрокосмом, между душой индивида и мировою душой осуществилась магическая взаимосвязь. До появления работ Фрейда опыты в области подсознания продолжались последователями Месмера на протяжении всего XIX века.

Следующий виток в мистическом направлении связан с именем Е.П. Блаватской, которая в 1875 г. в Нью-Йорке организовала теософское общество. Блаватская была чрезвычайно одаренным человеком: талантливая писательница, рисовальщица, художница, пианистка, энергичный организатор, знаток и исследователь древних религий и учений. Она обладала поразительными парапсихологическими способностями, чем вызывала у окружающих изумление, но сама она считала, что чудес на свете не бывает, а то, что люди обычно называют этим словом пока еще не познанные силы природы. Именно Блаватская дала западному миру глубокий синтетический взгляд на сохранение в восточном эзотеризме знаний, лежащих в основе первоначальных представлений о мире, характерных для индоевропейского сознания. Эзотери́зм - философское мировоззрение, доступное лишь ограниченному кругу лиц. Это внутренний, то есть духовно-психологический путь Познания мистических законов Вселенной. Блаватская и сама ощущала трагическое несоответствие своих идей материалистическому мировоззрению XIX века. Как в свое время XVIII век отверг Месмера потому, что его магнетизм нельзя было потрогать, так и Блаватская надеялась на признание лет через сто.

В современном мире тоже можно встретить последователей эзотерических учений, в России особенно популярны:

· Виктор Рогожкин (физик, занимавшийся разработками полупроводниковых солнечных батарей для орбитальных объектов),

· Николай Левашов (писатель),

· Юрий Гоголицын (известный петербургский исследователь аномальных явлений, историк, археолог, искусствовед, автор более двух десятков книг),

· Ефимов Виктор Алексеевич (Ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации «Агрообразование» СЗФО) и др.

Как видно, и среди учёных есть те, кто верит в сверхъестественное. Ефимов утверждает, что высший разум есть, но мы не можем найти этому подтверждение так же, как и муравьи ничего не могут узнать об обладателе ноги, разрушившей их муравейник. Несогласие людей с устройством и приоритетами современного мира толкает их к поиску альтернатив. Непонимание окружающего их общества заставляет искать их хоть какое-то подтверждение своих взглядов и устремлений. Действительно, порой глубоко духовно нравственные люди чувствуют себя одиноко, зачастую им приходиться сталкиваться с непониманием и скептическими высказываниями в адрес их здорового образа жизни, не употребления алкоголя, не использования в разговорах нецензурной лексики и т.п. Тогда и происходит отрицание существующей реальности и создание для себя новой, той, в которой они себя чувствуют комфортнее. Войны, криминал, терроризм, коррупция, халатные действия государственных структур, приведшие к трагическим последствиям, заставляют людей искать причины всего этого в эзотерических учениях. Их интересует наказание ли это или обучающий процесс, за что страдают невинные и будут ли виновные за это отвечать. Уже сейчас мы можем видеть, как люди бегут от существующей системы, создают экопоселения, где можно дышать чистым воздухом, выращивать натуральные продукты, спокойно отпускать гулять на улицу детей. Точных данных по количеству экопоселений в России нет, но приблизительно их около сотни, самое крупное находится в Калужской обл. и насчитывает 90 семей, у них есть собственная школа и даже роддом. Такой бум экологических устремлений связывают с творчеством Владимира Мегре, с серией его книг «Звенящие кедры России». Он описывает жизнь таёжной отшельницы, Анастасии, которая обладает сверхъестественными способностями и может общаться с Богом.

Кто знает, может в далёком будущем к мистическому будут относить не только возможность кого-то видеть ауру и читать мысли, но и просто нежелание некоторых даже раз попробовать курить, неприятные ощущения при вульгарных высказываниях, отрицание секса без любви и т.п.

 


Заключение

 

Отрицать паранормальные явления нельзя уже просто по тому, что в них верят огромное количество людей (Приложение 1.) Поэтому так или иначе, но сверхъестественное влияет на нашу жизнь. Важно по меньшей мере понять, во что верят наши друзья, соседи, политики, врачи и проповедники. Если уж верить в паранормальное, то необходимо узнать больше об этом. Читая ежедневный гороскоп, нужно представлять, как он рассчитывается. Нельзя просто верить, надо искать подтверждение внушаемых кем-то вам убеждений, так ли бескорыстны его цели.

В последние годы издается немало книг, пропагандирующих паранормальное. Книги об экстрасенсах и астрологии, о Бермудском треугольнике и лечении внушением нередко становятся бестселлерами. Но печатаются книги и полные скепсиса, где эти же события рассматривались с позиции критического мышления. Появилось также несколько очень популярных телевизионных проектов. Но, если просмотреть, прочитать и изучить все эти труды, трудно не заметить одной очень существенной разницы. Работы о паранормальном, как правило, дышат бодростью и энтузиазмом, от перспектив, в них описанных, иногда захватывает дух. Те же, кто подвергает сообщения о паранормальных явлениях сомнению, чаще всего предельно серьезны, сердиты и расстроены. Может и это тоже отталкивает людей от последних и притягивает к первым. В обыденном сознании ярлык скептика имеет малосимпатичный до презрительности оттенок. Лучше уж если тебя назовут терминатором, чем скептиком. Скептицизм приравнивают к нигилизму, хотя это - совершенно разные вещи, да и вообще человек, прослывший умным и рассудительным - несколько настораживает, в современном обществе желательнее быть попроще. Это, обычно, проистекает из раздражения всякий раз, когда кто-то не желает поверить на слово, что воспринимается несколько оскорбительно, хотя, почему-то желание навязать свое мнение без обоснований не считается попыткой обмана хотя бы потому, что говорящий сам "честно" верит в сказанное. паранормальный мистика наука

Исследователь должен любить не свою идею, а сам путь познания, и всегда стараться находить возможность фальсифицировать идею, предлагая опыт, который мог бы ее опровергнуть. Он должен сам пытаться найти все возможные причины несостоятельности идеи, проверить все возможные слабые места. Он не должен обманываться в отношении своей идеи. Развивая свое направление в предметной области науки, исследователь вписывает новое в уже хорошо познанное, в первую очередь сначала убеждаясь сам в этом. Нет ничего более жалкого и тупикового, чем идея, ставшая идеей-фикс.

Как бы ни был развит личный опыт познания, столкновение с новым явлением начинается именно с первого, мистического уровня его восприятия и вырабатывается первоначальное личное представление о нем. Так было в 1492 г, двенадцатилетний мальчик в австрийском Энзисхейме услышал в ясный день удар грома и увидел, как с неба на пшеничное поле упал камень. Он рассказал взрослым об упавшем камне, и вскоре возбужденная толпа начала откалывать кусочки от присланной Богом реликвии. Максимилиан I, король Австрии, решил, что это послание Господа предвещает ему победу в войне с французами (и действительно, австрийцы победили). Вера короля очень типична. На протяжении тысячелетий люди верили, что метеориты падают с небес и являются знаками Господа. Этим представлениям суждено было измениться лишь через триста лет. В 1772 г. ведущий научный центр Европы, Французская академия наук, попросила великого химика Лавуазье принять участие в изучении камней, упавших с неба. Лавуазье был выбран не случайно: он отверг алхимические суеверия и положил начало современной химии. Он пришел к выводу, что метеориты возникают в результате удара молнии (отсюда обгоревшая поверхность), а не падают с небес Просвещенные ученые мужи быстро пришли к консенсусу: камни не могут падать с неба. В самом деле, Томас Джефферсон шутил, что камни не могут падать с неба, потому что их там нет. Музеи по всей Европе бросились выбрасывать имевшиеся у них метеориты как суеверную чепуху. Австрийский камень уцелел, скорее всего, потому, что был слишком тяжел (280 фунтов); он и до сих пор красуется в музее Энзисхейма (под надежной охраной Братства Св. Георгия Метеоритского). Конечно, сегодня мы знаем, что метеориты прилетают из космоса и обгорают при пролете через атмосферу.

При любом явлении сначала формируются личные представления о нём и его взаимосвязях. Эти представления могут быть оформлены так, что станут вполне доступными для других людей. В общем случае это будет результатом работы творческого воображения. В искусстве это называется художественным произведением, в науке - гипотезой. Конфликты возникают между различными личностями, когда в результате соприкосновения их представлений выясняется их личностные характерные различия. Но личностные различия есть всегда в любых попытках сравнить отношения к одному и тому же предмету. Конфликты же возникают только когда сталкиваются личные интересы. В подобных конфликтах происходит борьба, но не мистического с научным, а одних личных авторитарных представлений с другими ровно в том, что вызывает их взаимное несоответствие и сталкивает интересы представляющих их личностей. Такой конфликт может быть односторонним, когда в поле зрения личности с авторитарными представлениями попадаются факты воздействия других представлений, затрагивающих занятый ареал власти (влияния).


Используемая литература

1. Куртц П. Искушение потусторонним: пер. с англ - М.: Академический Проект, 1999. - 601 с;

. Е. Шахматова. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: М., 2000, с. 47-75. (https://deja-vu4.narod.ru/Mysticism.html);

. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира: Учеб.пособие/ Красноярск. гос. ун-т: Красноярск, 2002. 320с. (https://www.kirensky.ru/stud/natural/natural.pdf);

. Новиков А.М.«О роли науки в современном обществе», журнал ЧЕЛОВЕК и ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (с) 2009 (https://www.iovrao.ru/uf/editor/File/contents/Journal/3-2009.pdf);

. Джонатан Смит "Псевдонаука и паранормальные явления. Критический взгляд", М.: Феникс, 2011.-566с. (https://www.scorcher.ru/art/theory/scepticism/jonathan_smith.php);

6. Статья на сайте Fornit «Оптимальные методы познания мира» (https://www.scorcher.ru/art/science/science_and_mist.php).


Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: