Образовательное пространство относится к социальным явлениям, которые, как известно, поддаются управлению путем целенаправленных действий на основе решений, в том числе принятых с учетом прогнозов перспектив развития явления. Поэтому невозможно предсказать однозначно, каким именно будет образование (или любой другой социальный феномен). Современная прогностика применяет иной подход - выявить, какие перспективные проблемы возникают при условном продолжении в будущее наблюдаемых тенденций развития и каковы могут быть альтернативные пути оптимального решения проблем, а затем использовать полученные данные для повышения эффективности планирования, программирования, проектирования, вообще принятия решений. Конечно, такой подход более трудоемок и менее сенсационен, чем поразительные предсказания. Но он более полезен для созидания будущего, которое всегда начинается сегодня.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
К крупным международным проектам относятся:
• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
• ЛИНГВА - это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
• ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
• ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;
|
• ЕИПДАС - это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
• ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
• ИРИС - это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.
Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.
Так же в решении проблем ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства.
Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:
· создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;
· вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
· исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;
· пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
· сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год. [5, 79-81c.]
Путей решения проблем современного мирового образовательного пространства много, и государства всех стран, в том числе и Россия заботятся о своих гражданах. Таким образом уделяется огромное внимание финансированию новых проектов в образовании, инноваций, культурном воспитании, духовном развитии.
|
Заключение
Глобальный сдвиг к обществам, основанным на знании, оказывает глубокое воздействие на системы образования. Они должны расширяться, становиться более разнообразными и гибкими, повышать значимость и качество образовательных пространств на всех уровнях.
Современное мировое образовательное пространство является важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Современное мировое образовательное пространство нуждается в решении проблем связанных с развитием всех уровней человека, то есть человек должен развиваться многогранно и быстро. Развивающееся общество, переживающее период перехода от ценностно-нормативной заданности к неопределенности, открытости жизнедеятельности человека, обратило внимание на систему мирового образовательного пространства, справедливо полагая, что она способна предоставить людям необходимую социальную поддержку и возможность строить жизненные планы, несмотря на деструктивные социальные процессы.
|
Таким образом дальнейшее развитие системы образования определят перспективы развития общества и факторы, которые в конечном счете сформируют конкретные требования ко всей системе образования.
Список использованной литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2004.
. Булкин А.П. Социакультурная динамика образования. Дубна: «Феникс+», 2001.
. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. Москва: Издательство УРАО, 2003.
. Икеда Д., Садовничий В. На рубеже веков: Диалоги об образовании и воспитании. Москва: Издательство МГУ, 2004.
. Миронов В.Б. Педагогика. Век образования. Москва, 1990.
. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования ХХ век. СПб: РХГН, 2004.
. Гуман Сингти. Издание ЮНЕСКО для всероссийского саммита по информационному обществу. Информационное издание. Образование в информационном обществе. 2003.
. Кривлягин Л.П. Педагогика: Учебник. СПб, 2005.
. Кондаков М.Н. Педагогика Образование в современном мире. Состояние и тенденции развития. Москва, 1996.
. Материалы сети Интернета:
1. www.pedlib.ru <https://www.pedlib.ru>.
2. www.science.ru <https://www.science.ru>.
3. www.bin-bad.