Педагог дополнительного образования Эргашева А. Б. СП ЦДТ с. Большая Черниговка




В настоящее время особенно остро стоит вопрос развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос об инклюзивном образовании (совместном обучение здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах) поднят на государственном уровне. Принципы инклюзивного образования могут быть реализованы во время кружковых занятий, так как важная особенность кружковой деятельности состоит в том, что занятия дают каждому ребенку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что очень важно для младшего школьника и, особенно, для детей с ограниченными возможностями, которые зачастую неуверенны в себе, страдают теми или иными комплексами, испытывают трудности в освоении школьных дисциплин.

Вся работа кружка «Карусель» в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:

- развитие крупной и мелкой моторики рук и выработку правильной осанки;

- развитие пространственно-временной координации;

- эмоциональное развитие;

- развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;

- развитие коммуникативной сферы.

Кружковая деятельность обеспечивает творческую реабилитацию учащихся с ОВЗ, реализуя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, раскрытие творческих возможностей ребенка, на сохранение и укрепление его здоровья, на овладение им необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, приобщению к культурным ценностям, расширению круга общения и обогащению социального опыта. В ходе посещения кружков ребята учатся общаться правильно, избегая конфликтных ситуаций, они учатся работать командой, понимая важность и неоценимую пользу каждого. Это является первой ступенькой к осознанию себя в коллективе и коллектива для себя. Особо четко такая слаженная командная работа прослеживается в спортивных мероприятиях, где результат соревнований зависит от вклада каждого игрока. Неоценимый вклад в процесс социализации вносят кружки практической, трудовой направленности. На занятиях ребята учатся обслуживать себя, ухаживать за своими вещами, мебелью, учатся готовить, подводятся к выбору будущей профессии. Такие кружки необходимы, потому что, как показывает практика, дети с ОВЗ не всегда могут при выходе из школы организовать свой быт, трудно им определиться и с выбором будущей профессии. Причина тому чрезмерная опека со стороны взрослых, отсутствие собственного жизненного опыта, умения оценить свои возможности.

При организации работы кружка с детьми с ОВЗ учитываются следующие условия:

· место организации работы кружка должно быть комфортным для ребенка;

· ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;

· педагог и ребенок имеют равные, партнерские отношения;

· не используются требования, принуждение, указания, команды;

· исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;

· ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их другими.

Так основными коррекционными направлениями в работе кружков являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.

Педагог дополнительного образования с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу.

На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.

В ходе выполнения какого - либо изделия (например, поделки) ребенок должен осознавать, что от него требуется, каков итог его работы, чему он сегодня научится, и для чего это нужно. Должна быть четко сформулирована цель, к которой ребенок будет стремиться, шаг за шагом выполняя задания.

Многолетняя практика организации дополнительного образования в нашей школе, показала, что при учете всех перечисленных условий, учащиеся с интересом посещают кружки, приобретают жизненный опыт, овладевают разными видами художественно - эстетической деятельности. Учащиеся более уверенно могут определиться с выбором профессии. Такие дети коммуникабельны, могут правильно и самостоятельно организовать свою взрослую жизнь. Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • вовлечение и поддержка детей с ОВЗ;
  • создание условий для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ;
  • создание эмоционально - благоприятной сферы адаптации, общения, творческого развития, способствующей саморегуляции поведения детей;
  • организация досуга;
  • формирование социальной компетентности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • психолого – педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ.

Среди коллектива школы и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с первых минут общения создались доверительные, откровенные отношения, отношения сотрудничества на благо детей, требующих особой заботы и внимания. Мы – одна семья, одно целое!

Мероприятия по форме и содержанию разнообразны:

- развлекательные игровые программы: праздничная программа «Ай да, Масленица!», развлекательная программа «Быть мамою особенная честь» для бабушек, мам и детей, требующих особого внимания и заботы

- интеллектуальные игры: Поле чудес «Мамина радость», «Планета толерантности», «Я и моя семья за здоровый образ жизни!»;

- встречи с интересными людьми:

- походы: «А мы в походе не скучаем…»;

- спортивно-развлекательное мероприятие «Зов джунглей!»;

- работа в творческих мастерских: творческая мастерская «Наши руки не для скуки!»;

Совместные мероприятия позволяют встречаться, общаться со своими сверстниками, а так же помогают преодолеть изоляцию, в которой оказываются дети данной категории и их родители.

Принимаем участие в конкурсах «Разноцветный мир», «Цветная карусель», «Мир глазами детей» Конкурсы развивают у воспитанников креативные способности, способствуют развитию особой творческой активности, придают особую уверенность и независимость детям с ограниченными возможностями здоровья.


Список литературы


1. Акатов Л.И., Блинков Ю.А. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов. Материалы Международной научно-практической конференции «Высшее образование инвалидов». 20-22 июня 2000 г. Санкт-Петербург, СПб НПЦ ЭПР, 2000 – с.3-8.

2.Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей — М., РООИ «Перспектива», 2008.

3.Борисова Н.В.Инклюзивное образование: право, принципы, практика. — М.; Владимир: Транзит-ИКС, 2009.

4. Быков Д.А.»Дети с ограниченными возможностями и общество.»-Дополнительное образование,2006

5.Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании /Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —Минск: Четыре четверти, 2007

6.Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М, «МИРОС», 2010.

7. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой — М., РООИ «Перспектива», 2008.

8.Н.Я. Инклюзивное образование. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.

9. Федеральный Закон «Об образовании», статья 32, пункт 2, подпункт

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: