Территориальные налоговые органы




Региональным управлениям подчиняются территориальные инспекции ФНС (территориальные ИФНС). Это те инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками.

Налоговые инспекции есть практически во всех городах и районах. Если город крупный и разделен на районы, то в нем несколько инспекций – по одной на каждый район. Если город или район небольшой, то, наоборот, несколько таких городов или районов могут быть объединены под началом одной межрайонной инспекции.

Существуют также специализированные межрайонные инспекции. Они контролируют какой-то один вид налогоплательщиков. Например, в Москве есть межрайонные инспекции по контролю за иностранными организациями и по контролю за строительной сферой. Во многих регионах есть межрайонные инспекции по контролю за крупными налогоплательщиками.

Права налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика документы (в том числе в электронном виде), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;

4) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика;

5) арестовывать имущество налогоплательщика;

6) определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, расчетным путем, если налогоплательщик:

· не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;

· более двух месяцев не представляет требуемых от него документов;

· не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;

7) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;

8) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;

9) вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиком;

10) просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой-либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;

11) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявления):

· о взыскании штрафов с налогоплательщика;

· о признании недействительной государственной регистрации фирмы или предпринимателя;

· о ликвидации фирмы.

Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы обязаны:

1) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц и выдавать выписки из ЕГРН;

2) соблюдать налоговое законодательство;

3) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах;

4) представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;

5) давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;

6) возвращать или засчитывать в счет будущих платежей излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;

7) направлять налогоплательщику:

· копии акта налоговой проверки и решения по ней;

· требования об уплате налога.

Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды – это:

· Пенсионный фонд РФ (ПФР);

· Фонд социального страхования РФ (ФСС);

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

В эти фонды поступают страховые взносы, за счет которых ПФР выплачивает пенсии, ФСС – пособия, а ФФОМС финансирует медицинские учреждения.

Органы ПФР и ФСС непосредственно контролируют уплату страховых взносов: ПФР – в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; ФСС – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В территориальные отделения ПФР и ФСС нужно регулярно подавать определенную отчетность.

Работники этих фондов могут посетить фирму или предпринимателя для проверки достоверности отраженных в отчетности данных.

Таможенные органы

Таможенные органы во главе с Федеральной таможенной службой России (ФТС России) контролируют уплату налогов на таможне при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза: НДС, акцизов и таможенных пошлин.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) единую таможенную территорию ЕАЭС составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В связи с этим основными задачами таможенных органов являются, в частности:

· содействие реализации единой торговой политики ЕАЭС;

· обеспечение исполнения таможенного законодательства ЕАЭС;

· совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля;

· взимание таможенных платежей, а также контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию;

· обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

· обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

· выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС;

· обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС;

· ведение таможенной статистики.

Таможенные органы имеют право возбуждать и расследовать уголовные дела по таким преступлениям как незаконный экспорт из Российской Федерации (ст. 189 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) и др.

Полиция

Полиция может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов (ст. 198 и 199 УК РФ). Для этой цели в МВД создано специальное подразделение – Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Кроме того, полицейские могут составлять протоколы и расследовать административные правонарушения фирм и предпринимателей.

Самостоятельно проводить налоговые проверки полиция не вправе. Однако она может участвовать в проверке по запросу налоговой инспекции.

Для этого налоговики направляют запрос в органы внутренних дел и привлекают к проведению выездной проверки, в том числе ранее начавшейся, сотрудников полиции (ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ). При этом сотрудники ОВД включаются налоговым органом в состав проверяющей бригады налоговиков.

Проверяющим может стать любой сотрудник полиции при условии, что он был назначен для участия в выездной налоговой проверке. Это может быть оперуполномоченный, который ранее проводил в отношении проверяемой организации или индивидуального предпринимателя оперативно-розыскные мероприятия.

Порядок взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок определен инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года.

Для участия сотрудников полиции в налоговой проверке установлены следующие основания:

· выездная проверка проводится на основе материалов, полученных от ОВД;

· у инспекторов есть данные о возможных нарушениях, подведомственных ОВД (то есть недоимки в крупных и особо крупных размерах);

· сотрудники полиции привлекаются как специалисты для осуществления конкретных действий (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

· содействие полиции необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья проверяющих, а также в случаях воспрепятствования их деятельности.

К участию в камеральных проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Федеральные, региональные и местные законы о налогах

Налоги вводятся законами. Федеральные налоги вводятся федеральными законами, региональные – региональными, местные – местными.

Федеральные законы о налогах – это самые главные налоговые документы. Ими нужно руководствоваться в первую очередь. Федеральные законы принимает Государственная Дума, затем их одобряет Совет Федерации и подписывает Президент РФ.

Главный федеральный закон о налогах – Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Все остальные федеральные законы о налогах не должны ему противоречить.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части говорится о правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых инспекций, дается перечень налоговых правонарушений и устанавливается ответственность за каждое из них. Вторая часть устанавливает конкретные налоги. Пока во второй части Налогового кодекса говорится только:

· о налоге на добавленную стоимость;

· об акцизах;

· о налоге на доходы физических лиц;

· о налоге на прибыль организаций;

· о сборах за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

· о налоге на добычу полезных ископаемых;

· о едином сельскохозяйственном налоге;

· о едином налоге при упрощенной системе налогообложения;

· о едином налоге на вмененный доход;

· о налогообложении при выполнении соглашений о разделе продукции;

· о патентной системе налогообложения;

· о транспортном налоге;

· о налоге на игорный бизнес;

· о налоге на имущество организаций;

· о земельном налоге;

· о налоге на имущество физических лиц;

· о государственной пошлине;

· о водном налоге;

· о торговом сборе.

Со временем во вторую часть Налогового кодекса РФ будут включены главы об остальных налогах.

С 1 января 2015 года Федеральный закон о налоге на имущество физических лиц, который был принят до вступления в силу Налогового кодекса (до 1 января 1999 года), утратил силу. С указанной даты Налоговый кодекс дополнен новой главой 32 "Налог на имущество физических лиц".

Региональные законы о налогах принимает региональный законодательный орган: краевая, областная, республиканская дума, собрание, совет – в каждом регионе этот орган называется по-своему.

Местные законы о налогах и сборах (иногда они называются не законами, а положениями, решениями) принимает городской или районный законодательный орган.

Вводя какой-нибудь налог, региональные и местные власти должны руководствоваться федеральным законом, в котором определены правила взимания этого налога и установлены границы полномочий региональных и местных властей.

Пример

При введении единого налога на вмененный доход региональные власти должны учитывать положения главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

В соответствии с этой главой регион, вводя у себя единый налог, может самостоятельно выбрать из установленного перечня виды деятельности, на которые он распространяется.

А вот ставку налога региональные власти устанавливать не могут – она определена в федеральном законе и едина для всех (15%).

Региональные и местные законы о налогах и сборах не могут противоречить федеральным законам.

Подзаконные акты

На основании законов о налогах федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти издают подзаконные акты. Такие акты выпускают:

· Правительство РФ;

· федеральные министерства и ведомства (например, ФНС и ФТС);

· внебюджетные фонды;

· региональные и местные органы исполнительной власти (губернаторы, президенты, правительства, мэры и т. д.).

Подзаконные акты могут конкретизировать и разъяснять законы, но не должны им противоречить.

Среди подзаконных актов есть те, которые вы должны выполнять (их еще называют нормативными актами), и те, следовать которым вы не обязаны (ненормативные акты).

Подзаконный акт, обязательный для выполнения, должен удовлетворять нескольким условиям.

Во-первых, подзаконный акт обязателен для выполнения только тогда, когда его издание прямо предусмотрено в федеральном, региональном или местном законе (ст. 4 НК РФ).

Пример

В пункте 8 статьи 169 НК РФ сказано, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливает Правительство РФ. Правительство утвердило этот порядок постановлением от 2 декабря 2000 г. № 914. Поскольку его издание прямо предусмотрено законом, постановление обязательно для применения.

Во-вторых, обязательные для исполнения подзаконные акты, издаваемые федеральными министерствами и ведомствами и государственными внебюджетными фондами, должны проходить проверку в Министерстве юстиции РФ. Если такой проверки не было (документу не присвоен регистрационный номер в Минюсте), применять документ не обязательно.

В-третьих, обратите внимание на вид документа. Федеральные министерства и ведомства могут издавать подзаконные акты, обязательные для выполнения налогоплательщиками, только в виде постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и положений (постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009). Поэтому многочисленные письма и методические рекомендации, издаваемые ФНС и ФТС, вы применять не обязаны.

В-четвертых, документ должен быть адресован налогоплательщикам, а не чиновникам. Например, ФНС издает массу документов, адресованных нижестоящим налоговым органам, – все они обязательны только для самих налоговиков. Но и они должны применять эти документы таким образом, чтобы не нарушить ваши права, закрепленные в законах о налогах. Следование внутренним приказам, распоряжениям, письмам, рекомендациям не оправдывает нарушение законов.

Пример

ЗАО «Гигровата – Санкт-Петербург» экспортировало продукцию и обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате НДС. Все подтверждающие документы были представлены. Однако в инспекции возвращать налог отказались, сославшись на необходимость дополнительных проверок, предусмотренных внутренними распоряжениями МНС.

ЗАО обратилось в суд и выиграло спор (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2001 г. по делу № А56-3893/01).

Решения судов

При уплате налогов нужно также учитывать решения судов. Суды могут толковать, как правильно применять законы и подзаконные нормативные акты, и даже отменять их.

У нас в стране есть арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный Суд РФ. Все они обладают разными правами.

Споры фирм и предпринимателей с налоговой инспекцией рассматривают арбитражные суды. Такие суды есть в столице каждого региона.

Над ними стоят федеральные арбитражные суды десяти арбитражных округов (не путайте их с девятью федеральными округами):

1) Северо-Западного (Республика Карелия; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Тверская области; г. Санкт-Петербург) – центр в Санкт-Петербурге;

2) Московского (г. Москва и Московская область) – центр в Москве;

3) Центрального (Республика Крым; Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тульская области; г. Севастополь) – центр в Калуге;

4) Поволжского (Республика Татарстан; Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области) – центр в Казани;

5) Северо-Кавказского (Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания; Чеченская Республика; Краснодарский и Ставропольский края; Ростовская область) – центр в Краснодаре;

6) Волго-Вятского (Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика – Чувашия; Владимирская, Ивановская, Кировская, Костромская, Нижегородская и Ярославская области) – центр в Нижнем Новгороде;

7) Уральского (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика; Пермский край; Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская области) – центр в Екатеринбурге;

8) Западно-Сибирского (Республика Алтай; Алтайский край; Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская области; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ) – центр в Тюмени;

9) Восточно-Сибирского (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия; Забайкальский край, Красноярский край; Иркутская область) – центр в Иркутске;

10) Дальневосточного (Приморский, Камчатский и Хабаровский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ) – центр в Хабаровске.

Возглавляет систему арбитражных судов Верховный Суд РФ.

Решение арбитражного суда любого уровня обязательно только для тех, кто участвует в споре, то есть для конкретной фирмы или предпринимателя и налоговой инспекции. Остальных это решение не касается: даже другой арбитражный суд может принять иное решение по аналогичному спору.

Поэтому используйте решения арбитражных судов по «чужим» делам только в качестве примеров: как поступить в случае того или иного спора и какими аргументами воспользоваться, чтобы его выиграть.

Исключение составляют постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (вынесенные до августа 2014 г.) и решения Верховного Суда РФ (с августа 2014 г.) – они обязательны для исполнения всеми арбитражными судами.

Пример

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июля 2013 г. № 57 сказано, что, если налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (и просит признать решение налогового органа недействительным), суды могут принять во внимание такие доводы, только если налогоплательщик заявлял это и в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган (п. 68). Все арбитражные суды должны придерживаться такой позиции.

Решения судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции есть в каждом городе или районе. Над ними стоят верховные суды регионов, еще выше – Верховный Суд РФ.

Верховные суды регионов могут отменить региональный или местный закон о налоге, если он противоречит федеральным законам. Также эти суды могут отменить подзаконный нормативный акт, если он противоречит законам. Федеральные законы они отменять не могут.

Решение об отмене закона или подзаконного нормативного акта, принятое верховным судом региона, обязательно для всех: налоговых инспекций, налогоплательщиков и других судов.

Решения Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ – это главный суд России.

Он может признать неконституционным полностью или частично любой закон и подзаконный нормативный акт.

После этого неконституционное положение применять нельзя.

Более того, нельзя применять такие же положения, содержащиеся в других документах (даже если суд эти документы не рассматривал).

Решение Конституционного Суда обязательно для всех: других судов, налоговых инспекций и налогоплательщиков.

Пример

ОАО «Энергомашбанк» (г. Санкт-Петербург) обратилось в Конституционный Суд с жалобой на документ, до 2002 года определявший, как банки должны рассчитывать налог на прибыль организаций.

Этот документ требовал, чтобы банки платили налог с неустоек, которые им должны заплатить, но еще не заплатили контрагенты. Суд признал это требование неконституционным: налог надо платить только с реально полученных неустоек (постановление Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П).

Такое же требование содержалось в Положении о составе затрат – документе, на основании которого рассчитывали налог на прибыль другие организации. Это требование также перестало применяться несмотря на то, что Положение о составе затрат суд не рассматривал.

Международные договоры

Если ваша деятельность как-то связана с иностранными компаниями или гражданами, помните о международных договорах об избежании двойного налогообложения, заключенных нашей страной.

Эти договоры главнее российских законов о налогах. Если договор предусматривает иные правила, чем наши законы, нужно руководствоваться договором (ст. 7 НК РФ).

Компания ведет деятельность в Белоруссии через дочернее предприятие.

По мнению налоговиков, налог на прибыль, которую оно получает, нужно заплатить в России.

Однако ФАС Поволжского округа не разделил мнения инспекторов. На это он указал в постановлении от 28 ноября 2006 года № А65-4703/06.

Между Россией и Белоруссией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Поэтому инспекция ФНС обязана была зачесть налог, уплаченный за границей.

В настоящее время действует 80 договоров об избежании двойного налогообложения. Вот список соответствующих стран:

Как применять налоговое законодательство

Порядок вступления в силу законов, подзаконных актов и международных договоров

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит.

Прежде всего документ должен быть официально опубликован, то есть напечатан в специально предназначенном для этого издании. Официальной считается публикация:

· федерального закона – в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или «Парламентской газете»;

· нормативного акта Правительства РФ – в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ»;

· нормативного акта федерального министерства и ведомства – в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

· международного договора – в «Собрании законодательства РФ» или «Бюллетене международных договоров».

Датой официальной публикации считается день первой публикации в любом из перечисленных изданий.

Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» был опубликован:

· в «Собрании законодательства РФ» – 30 июля 2007 года;

· в «Российской газете» – 31 июля 2007 года;

· в «Парламентской газете» – 9 августа 2007 года.

Датой официальной публикации считается самая ранняя из этих дат, то есть 30 июля.

Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти.

После официального опубликования должен пройти определенный срок, необходимый налогоплательщикам для ознакомления с документом. Для разных документов он разный. Только после этого считается, что документ вступил в силу:

Вид документа Дата вступления в силу Пример
Федеральные, региональные и местные законы о налогах (кроме вводящих новые налоги) С первого числа очередного налогового периода, но не раньше чем через месяц со дня официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ) Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 84-ФЗ «О внесении изменений в... статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» впервые опубликован в «Собрании законодательства РФ» 28 мая 2007 года. Налоговый период налога на прибыль – один календарный год. Поэтому статья 3 этого закона вступила в силу с 1 января 2008 года.
Федеральные, региональные и местные законы, вводящие новые налоги Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 1 ст. 5 НК РФ) Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах» был впервые опубликован в «Собрании законодательства РФ» 7 августа 2000 года. Этот закон ввел новый налог – единый социальный. Поэтому он вступил в силу с 1 января 2001 года
Нормативные акты Правительства РФ По истечении 7 дней со дня опубликования, если в акте не установлено иное (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763) Постановлением от 19 марта 2001 г. № 201 Правительство РФ утвердило перечень медицинских услуг, стоимость которых учитывается при предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Оно было впервые опубликовано в «Российской газете» 24 марта 2001 года. Таким образом, постановление вступило в силу с 31 марта 2001 года
Нормативные акты ФНС и Минфина По истечении 10 дней со дня опубликования, если в акте не установлено иное (указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763) Приказом от 2 декабря 2008 г. № ММ-3-3/634@ ФНС РФ утвердила форму справки налогового агента об уплаченных налогоплательщиком суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Приказ был впервые опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 16 февраля 2009 г. Следовательно, он вступил в силу с 27 февраля 2009 г.
Международные договоры Определена в тексте договора 5 декабря 1998 года правительства России и Кипра заключили Соглашение об избежании двойного налогообложения. Согласно статье 29 соглашение вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении процедур, требуемых для вступления его в силу. Последнее уведомление было получено 17 августа 1999 г. Следовательно, с этой даты соглашение вступило в силу
Региональные и местные подзаконные акты В соответствии с региональным и местным законодательством

С 1 октября 2008 года нормативные акты о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, также могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если это в них предусмотрено.

Обратная сила законов

По общему правилу новый документ применяется к ситуациям, возникающим после вступления его в силу. Например, если закон изменяет порядок уплаты налога, то новый порядок применяется с момента вступления в силу этого закона. Однако некоторые законы о налогах имеют обратную силу – их нужно применять и к ситуациям, возникшим до принятия этих законов (независимо от того, сказано об этом в них или нет). Это законы, отменяющие или смягчающие ответственность за какое-либо нарушение (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Пример

Налоговая инспекция провела проверку применения контрольно-кассовых машин в киоске, который принадлежит предпринимателю. Продавец при продаже двух бутылок пива не выбил кассовый чек. Этот факт нашел отражение в акте проверки.

В то время действовал закон о применении ККМ. В соответствии с ним инспекторы наложили на предпринимателя штраф – 5000 рублей. Однако суд уменьшил санкцию до 3000 рублей. Дело в том, что к моменту принятия судом решения вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях. Размер ответственности за неприменение ККМ снизился (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 ноября 2002 г. № А78-3524/02-С2-20/126-Ф02-3208/02-С1).

Законы, отменяющие налоги, освобождающие от них определенные категории фирм или предпринимателей либо как-то иначе улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, только когда это прямо сказано в законе (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Ни при каких условиях не имеют обратной силы:

· законы, повышающие налоги;

· законы, устанавливающие новые виды ответственности за налоговые правонарушения или увеличивающие размеры уже существующих штрафов;

· законы, как-то иначе ухудшающие положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Пример

22 ноября 2006 года на таможенную территорию России (в Калининградскую область) прибыл тягач. Он принадлежал фирме и перевозил груз из Литвы в Москву. Автомобиль был помещен под таможенный режим свободной экономической зоны. Во время нахождения тягача под этим режимом вступил в силу Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области…». В нем сказано, что режим свободной экономической зоны может быть применен, если фирма и тягач зарегистрированы в Калининградской области. Поскольку данные требования не были соблюдены, компанию привлекли к ответственности.

ФАС Северо-Западного округа (постановление от 21 июня 2007 г. по делу № А21-7850/2006) решение таможенников отменил. Суд указал, что закон ухудшает положение фирмы. Следовательно, не имеет обратной силы. А согласно закону, действовавшему ранее, никаких нарушений компания не совершала.

Несмотря на то что обратную силу имеют только законы, ВАС России в Определении от 2 мая 2012 года № ВАС-2265/12 фактически разрешил применить действие обратной силы на нормативный акт, улучшающий положение организации, совершившей административное правонарушение, передав материалы дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Пример

ООО «ТД "СОЛАР"» (г. Красноярск) заключило соглашение с итальянской фирмой Targetti о предоставлении консультационных услуг. По указанному соглашению ООО оформило в уполномоченном банке паспорт сделки.

13 января 2011 года на транзитный валютный счет общества была зачислена выручка. В соответствии с действующей на тот период времени редакцией пункта 1.3 инструкции Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И в течение 7 рабочих дней со дня поступления выручки ООО должно было представить в банк справку о валютных операциях. Срок представления справки истек 24 января 2011 года. Фактически справка была представлена в банк только 1 февраля 2011 года.

Впоследствии указанием Банка России от 29 декабря 2010 года № 2557-У, вступившим в законную силу 27 февраля 2011 года, был увеличен срок для предоставления справки о валютных операциях до 15 рабочих дней.

Территориальным Управлением Росфиннадзора была проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «ТД "СОЛАР"». Росфиннадзор расценил действия ООО как нарушение установленного срока представления форм учета по валютным операциям и привлек общество к административной ответственности по пункту 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ООО «ТД "СОЛАР"» с решением контролеров не согласилось и обратилось в арбитражный суд.

Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении требований общества. Аналогичным было и постановление арбитражного апелляционного суда.

Однако высшие судьи сделали иной вывод. На момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении ООО к административной ответственности срок предоставления справки о валютных операциях был увеличен. Общество представило указанную справку в пределах нового срока, следовательно, подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение (Определение ВАС РФ от 2 мая 2012 г. № ВАС-2265/12).

Противоречия между документами о налогах

Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный – Налоговый кодекс РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы.

Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты – региональным и местным законам. Однако на практике это не всегда так: многие документы противоречат друг другу.

Чаще всего нестыковки возникают между Налоговым кодексом и другим федеральным законом, между федеральным и региональным или местным законом, между законом и подзаконным актом. Причем, как правило, «нижестоящий» документ создает худшие условия, чем «вышестоящий».

Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст 21 НК РФ).

Более того, на вашей стороне пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса. По нему все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в документах о налогах толкуются в вашу пользу.

Однако признать один документ противоречащим другому может только суд. До этого обнаруженное вами противоречие для налоговой инспекции – не более чем ваше личное мнение.

Далее приведены типичные противоречия и решения судов по ним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: