Педагогическая ценность и жанровые особенности русской народной сказки.
.К.Д Ушинский сказал о сказке:«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики.Пушкин: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»
Сказка отражала жизнь народа: - о животных-волшебные-бытовые(только рус.народ.делятся)
Аникин: Сказки это коллективно созданные традиционные народом устные повествования, такого реального содержания кот.треб. использ. для неправдоподобного отображения действительности.
Чем близки сказки ребенку?
-занимательность сюжета-сказка помогает ребенку мечтать, реализовывать свои желания;
-четкое разграничение отрицат. и положит. персонажей;-хороший конец;-мораль понятная детям;-Композиция сказки: а)-зачин «жили-были»б)-развитие действия на повторах; концовка)-выразительность языка;-педагогическая ценность сказки-воспитание нравственных качеств, через сопереживание героя;-развитие воображения и фантазии;-развитие речи;-воспит. чувстваюмора;
-приобщение к национальной к-ре.
Произведение писателей-природоведов в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
детская природоведческая литература является важным звеном в системе воспитания дошкольников, так как она:
воспитывает у детей гуманное отношение к природе;
формирует начальные экологические знания о природе и ее законах;
учит детей видеть и чувствовать красоту природы;
воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу;
дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.
В основе всех произведений можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания птиц,животныхнасекомых.
Д.Мамин-Сибиряк.“Алёнушкины сказки,..” "Серая шейка»
М.Пришвин. «Золотой луг; Лисичкинхлеб;Ребята и утята; Синий лапоть.»«Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»;
В.Бианки–«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?» «Лесные домишки" "Лис и мышонок" "Мишка-башка: Рассказы и сказки" "Мышонок Пик" и т.д
К. Паустовскогосказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого»
Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».
6.Нравственные уроки рассказов Николая Носова. Дошкольный возраст – самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, когда закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности Все произведения Н.Н. Носова имеют воспитательную направленность. Художественное слово писателя всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым. Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического та ланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.
Практика
Приведите примеры пословиц различных тематических групп.
Пословицы о труде.
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пословицы о дружбе.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Пословицы о речи.
Не спеши языком, торопись делом.
Язык до Киева доведет.
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Пословицы о пище
Голод и волка из лесу гонит.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Пословицы о времени:
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Привидите примеры скороговорок на различные звуки. Охарактеризуйте их педагогическую ценность.
Все скороговорки упорядочены по отрабатываемым звукам. Скороговорки для детей помогут ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти. Скороговорки для дошкольников должны быть короткими и легкими.
звуки «Б» и «К»Кто обидит бобра - не увидит добра.Белые бараны били в барабаны.
звуки «Л»Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
звук «В» Водовоз вёз воду из-под водопровода.
звук «Г»На дворе галка, на берегу галька.
звук «Ж»У ежа – ежата, у ужа – ужата.
звук «З»На завалинке Зоя и заинька.Не забудьте незабудки.
звуки «К» и «Л»От топота копыт пыль по полю летит.У ёлки иголки колки.
звуки «К» и «П»НашПолкан попал в капкан.Расскажите про покупки.Про какие про покупки?Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
звуки «К» и «Г»Краб крабу сделал грабли.
звук «С»У Сени и Сани в сенях сом с усами.
звук «Ш»Смешные шутки у Саши и Мишутки. Шашки на столе, шишки на сосне.
звук «Р»Рано утром два барана барабанят в барабаны. Рома Маше нарвал ромашек.
звук «Ц»Цыплята и курица пьют чай на улице.
3.Прочитайте на изусть стихотворение о природе,охарактерезуйте его педагогическую ценность. Стихи о природе для детей – это рифмованные поэтические произведения, описывающие образы природы и окружающего мира понятным детям языком. Стих о природе являются, пожалуй, первой поэзией, с которой дети сталкиваются в своей жизни. И это глубоко продуманный, верный психологический ход, ведь познание окружающего мира ребенка начинается дома, вне природы. Но любой ребенок испытывает с первых дней и месяцев острую потребность контактировать с природой, познавая мир не только визуально и аудиально, но и посредством остальных органов чувств, пробуя его на вкус и запах, трогая руками.
Разнообразие форм и средств, используемых в стихотворении о природе для детей, дает возможность поэту, как своеобразному художнику, рисовать как глобальные картины природы, так и локальные ее варианты: ребенок может из стихотворения почерпнуть информацию оразличныхявлений природы, которые сопровождают приход зимы. Все зависит только от фантазии поэта и от задач, которые тот ставит перед собой.
Зима
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
И. Суриков