Взаимодействие компонентов системы «суша-море»




Директива 2014/89 / ЕС Европейскогопарламента и Совета Европы

От 23 июля 2014 (изложение)

Европейский Парламент (ЕП) и Совет Европейского Союза (СЕ), принимая во внимание высокий и непрерывно растущий спрос на морское пространство для достижения различных целей (размещения установок по производству энергии из возобновляемых источников и оборудования аквакультуры; разведки нефти, газа и их добычи; морского судоходства; рыболовства, сохранения биоразнообразия; добычи сырья; туризма, включая изучение подводного культурного наследия), а также многочисленныенагрузки на прибрежные ресурсы, считают единственно правильным комплексный подход к морской хозяйственной деятельности, управлению морским пространством и, в частности, к планированию его использования.

Соответствующая позиция была продекларирована ещё в тексте «Интеграционной морской политики (ІМР) Европейского Союза (ЕС)». Её цель – обеспечение устойчивого развития морей и океанов; разработка скоординированных, последовательных и прозрачных процедур принятия решений, затрагивающих океаны, моря, острова, прибрежные и отдаленные регионы, а также использование морского транспорта.

IMP идентифицирует морское пространственное планирование (МПП) как инструмент, позволяющий государственным органам и иным заинтересованным сторонам руководствоваться скоординированным, комплексным и трансграничным подходом к решению актуальных задач, связанных с использованием морских ресурсов для обеспечения устойчивого развития и роста прибрежных стран.

Морское пространственное планирование содействует реализации стратегии устойчивого и всеобъемлющего роста – «Европа 2020». Её целью является: более конкурентоспособная, ресурсосберегающая и «зеленая» экономика государств-членов ЕС; достижение высокого уровня занятости, производительности и социальной сплоченности. В том числе, через мобилизацию потенциала их прибрежного и морского секторов.

Настоящая Директива нисколько не ограничивает права и свободы каждого государства-члена в области энергетики, транспорта, рыболовства и окружающей среды. Не возникает с её принятием и каких-либо новых обязательств, не изменяется компетенция государств-участников, касающаяся морских границ и объёмы их юрисдикции. Между тем, Директива подчиняет процесс разработки и принятия секторных планов использования ресурсов морей основополагающей идее сбалансированного развития системы «суша-море», кооперации и сотрудничества прибрежных стран.

Морское пространственное планирование базируется на законодательных актах ЕС и международном морском праве. В частности, на положениях Конвенции ООН «По морскому праву».

В морских водах, экосистемы и морские ресурсы подвержены разнообразному и интенсивному давлению. Деятельность человека, изменение климата, стихийные бедствия, динамика береговой линии (вследствие эрозии и аккреции [1]), имеют серьезные последствия для прибрежного экономического развития и роста, а также для морских экосистем. Под их влиянием ухудшается состояние окружающей среды, утрачивается биоразнообразие и деградируют экосистемные услуги[2]. Должное внимание к перечисленным факторам стало одной из причин обращения к разработке морских пространственных планов. Как оказалось, они позитивно отражаются на здоровые морских экосистем; чрезвычайно полезны при организации производства продовольствия, отдыха и туризма; для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, для контроля за изменениями береговой линии и предотвращения стихийных бедствий.

Для того, чтобы наилучшим образом содействовать устойчивому росту и развитию морской экономики, отдельных районов Мирового океана, благоприятствовать рациональному использованию ресурсов, морское пространственное планирование должно опираться на экосистемный подход. Его цель:

удержать на допустимом уровне совокупное давление всех мероприятий, проводимых на морских акваториях;

обеспечить благоприятную экологическую обстановку, при которой морскими благами смогут в полной мере пользоваться нынешние и будущие поколения землян;

учитывать особенности конкретных экосистем, расположенных в различных районах Мирового океана, на основе существующих знаний и накопленного опыта о том или ином морском бассейне

Морские и прибрежные виды деятельности, как правило, тесно взаимосвязаны между собой. В целях содействия устойчивому использованию морских пространств, МПП должно учитывать все процессы, происходящие в системе «суша-море». Таким образом, повышается его роль в очерчивании направлений комплексного управления морской хозяйственной деятельностью, сохранении природной среды обитания.

Между тем, эта Директива не ущемляет компетенции государств-членов в части, касающейся обустройства территорий, включая прибрежные зоны. Её действие не распространяется также на решения, принимаемые относительно тех или иных мероприятий, проводимых в прибрежных территориальных водах.

Морской пространственное планирование складывается из идентификации проблемы, сбора информации, разработки плановых альтернатив, принятия решений относительно выбора лучшей из них, осуществления планов на практике, мониторинга хода реализации, пересмотра или обновления решений, которые не оправдали себя. И всё это с использованием наилучших из имеющихся знаний, с опорой на актуальное правовое поле.

Основной целью морского пространственного планирования является содействие устойчивому развитию, определение наилучших вариантов использования морских пространств различными пользователями, а также предотвращение конфликтов в районах морской деятельности человека.

Государства-члены ЕС должны проводить консультации и координировать свои планы, а также сотрудничать с властями третьих стран, заинтересованных в использовании морского региона, в соответствии с правами и обязательствами, вытекающими из членства в Союзе, и нормами международного права. Для эффективного трансграничного сотрудничества в государствах-членах ЕС и в соседних третьих странах должны быть идентифицированы соответствующие компетентные органы, ответственные за реализацию настоящей Директивы.

Учитывая многообразие и различия между морскими регионами, субрегионами, прибрежными зонами, не представляется возможным предусмотреть в настоящей Директиве все формы и механизмы сотрудничества.

Управление морскими акваториями является сложным и включает в себя органы различных уровней власти, хозяйствующих субъектов и другие заинтересованные стороны. Все они обязаны при подготовке тех или иных решений, связанных с разработкой морских пространственных планов, проводить консультации с общественностью. Соответствующие рекомендации по этому поводу можно найти в статье 2 Директивы 2003/35 / Европейского Парламента и Совета EC.

Содержание и графики реализации положений морских пространственных планов должны быть согласованы графиками, предусмотренными иными Директивами. В частности, с:

Директивой 2009/28/ЕС, которой предусмотрено доведение к 2020 г. долю энергии из возобновляемых источников в валовом конечном потреблении энергии не менее чем до 20 % и вводит в этом контексте процедуры координации выдачи соответствующих разрешений, сертификации и планирования (включая территориальное);

Директивой 2008/56 / EC и пункт 6 части А Приложении к Директиве 2010/477 / ЕС, которые требуют от государств-членов ЕС принятия необходимых мер для достижения к 2020 г. удовлетворительного экологического состояния морской среды и определяют морское пространственное планирование инструментом реализации экосистемного подхода к управлению морской деятельностью человека;

Директивы № 884/2004 / ЕС, которая требует, чтобы европейская транспортная сеть к 2020 г. интегрировала сухопутные, морские и воздушные транспортные сети в единую континентальную инфраструктур;

Директивы 2001/42 / ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС (17), которая вводит обязательную экологическую оценку при подготовке и принятии планов и программ.

Для создания базы достоверных данных, необходимых при разработке морских пространственных планов, а также дабы избежать чрезмерных административных расходов, государства-члены ЕС используют доступные им способы мотивации заинтересованных сторон к обмену информацией, полученной путем использования существующих приборов и инструментов её сбора.

Государства-члены ЕС направляют копии своих морских пространственных планов и любых изменений к ним Европейской Комиссии, с тем чтобы та имела возможность контролировать исполнение этой Директивы. Комиссия призвана использовать данные, предоставленные государствами-членами, и иные сведения, полученные в соответствии с законодательством ЕС, для информирования Европейского парламента и СЕ об исполнении настоящей Директивы.

 

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Предмет

1. Эта Директива устанавливает рамки для морского пространственного планирования, направленного на содействие устойчивому росту морских экономик, развитию морских районов и использованию морских ресурсов.

2. Комплексная морская политика ЕС, предусматривает создание и внедрение государствами-членами морского пространственного планирования, с целью достижения целей, сформулированных в статье 5, с учетом отношений, возникающих в системе «суша-море».

Статья 2

Сфера применения

1. Эта Директива применяется к морским водам государств-членов, без ущерба для иных законов ЕС.

2. Эта Директива не распространяется на деятельность, связанную с защитой национальной безопасности.

3. Эта Директива не ограничивает компетенции государств-членов в рамках пространственного планирования деятельности в своих территориальных водах, а также работ по благоустройству территории (акватории).

4. Применение настоящей Директивы не влияет на разграничение и делимитацию морских границ государств-членов.

Статья 3

Определения

В настоящей Директиве применяются следующие определения:

1. Комплексная морская политика (IMP) ‑ имеет целью содействовать скоординированному и согласованному принятию решений для максимально устойчивого развития, экономического роста и сплоченности государств-членов Союза в отношении его прибрежных, островных и отдаленных регионов, а также взаимосвязанных секторов морской экономики;

2. Морское пространственное планирование ‑ означает процесс, посредством которого власти соответствующего государства-члена анализируют и систематизируют в морских районах деятельность человека, предусматривающую достижение экологических, экономических и социальных целей;

3. Категория «морской регион» используется в трактовке статьи 4 Директивы 2008/56 / ЕС.

4. Категория «морские воды», «морское дно и недра» используется в трактовке пункта 1 статьи 3 Директивы 2008/56 / EC, а «прибрежных вод» ‑ пункта 7 статьи 2 Директивы 2000/60 / ЕС

 

ГЛАВА II

Пространственное планирование на море

Статья 4

Разработка и реализация морского пространственного плана

1. Каждое государство-член ЕС обязано разрабатывать и реализовывать морские пространственные планы.

2. При этом государства-члены ЕС должны принимать во внимание взаимосвязи, возникающие в системе «суша-море».

3. Морской пространственный план (планы) должен быть разработан и утвержден на институциональных и управленческих уровнях, определяемых государствами-членами. Настоящая директива не ограничивает компетенции государств-членов в отношении процедур разработки, определения формата и содержания плана (планов).

4 Морское пространственное планирование должно содействовать достижению целей, перечисленных в статье 5 и выполнять требования, изложенные в статьях 6 и 8.

5. В процессе морского пространственного планирования, государства-члены должны уделять должное внимание:

особенностям морских регионов;

мероприятиям по использованию морских ресурсов, которые уже осуществляются и будут осуществляться в будущем;

объёмам морских ресурсов;

воздействию морской хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также на природные ресурсы;

взаимосвязь морских транспортных потоков с возможностями их поддержания на земле, включая международную транспортировку грузов.

6. Государства-члены могут по-прежнему руководствоваться национальными стратегиями, законодательными актами, механизмами, которые были разработаны до вступления в силу настоящей Директивы, если они не противоречат её требованиям.

Статья 5

Цели морской территориального планирования

1. Разрабатывая и претворяя в жизнь морские пространственные планы, государства-члены ЕС должны рассмотреть их экономические, социальные и экологические аспекты с акцентом на поддержание устойчивого развития и рост морского сектора, базируясь на экосистемном подходе.

2. Морские пространственные планы государств-членов ЕС должны отражать их стремление внести посильный вклад в устойчивое развитие морской энергетики, морского транспорта, рыболовства и аквакультуры, добычи сырья, туризма, не забывая при этом о сохранении, защите и улучшении окружающей среды, в том числе, адаптации к последствиям изменения климата.

3. Эта Директива не ограничивает прав государств-членов формулировать иные конструктивные цели в их морском пространственном плане (планах).

Статья 6

Минимальные требования к морскому пространственному планированию

1. Государства-члены утверждают форму и содержание морских пространственных планов таким образом, чтобы содействовать достижению целей, перечисленных в статье 5 этой Директивы.

2. При этом государства-члены должны:

а) учитывать взаимодействие системы «суша-море»;

б) учитывать во взаимосвязи экологические, экономические и социальные аспекты, а также аспекты безопасности;

в) обеспечивать согласованность морского пространственного планирования с иными планами, разрабатываемыми в переделах комплексного управления прибрежными регионами, а также с сопряжёнными формализованными и неформализованными видами деятельности;

г) обеспечивать вовлечение в разработку и обсуждение планов всех заинтересованных сторон;

д) использование наилучшие из имеющихся данных в соответствии со статьей 10;

е) обеспечивать трансграничное сотрудничество между государствами-членами в соответствии со статьей 11;

ж) развивать сотрудничества с третьими странами в соответствии со статьей 12.

3. Морские пространственные планы должны пересматриваться государствами-членами в соответствии с установленными ими регламентами, но, по не реже одного раза в десять лет.

Статья 7

Взаимодействие компонентов системы «суша-море»

1. В том случае, если по тем или иным причинам учёт взаимосвязей в системе «суша-море» не нашли места в морском пространственном плане, выполнение требования статьи 4 (2) настоящей Декларации обеспечивается использованием иных инструментов. Например, комплексным регулированием прибрежных районов. Полученный результат должен впоследствии найти отражение в морских пространственных планах государств-членов.

2. Без ущерба для положений статьи 2 (3), государства-члены должны стремиться к согласованности морского территориального планирования, морского пространственного планирования, иных плановых процессов.

Статья 8

Разработка морских пространственных планов

1. Результатом морского пространственного планирования должны стать документы, которые идентифицируют пространственно-временные аспекты проведения в морских водах стран-членов ЕС различных актуальных для них мероприятий в настоящем и будущем, содействуя достижению целей, изложенных в статье 5 настоящей Декларации.

2. Руководствуясь статьей 2 (3), государства-члены заботятся о согласованности интересов своей морской деятельности в следующих областях:

области аквакультуры,

области рыболовства,

места дислокации платформ и инфраструктуры для разведки, разработки и добычи нефти, газа, других энергоресурсов, полезных ископаемых, а также для производства энергии из возобновляемых источников,

морской транспорт, маршруты и потоки движения судов,

зоны военной подготовки,

зоны сохранения природных ареалов видов животных и охраняемые акватории,

области добычи сырья,

сферы научных исследований,

трассы прокладки подводных кабелей и маршруты трубопроводов,

туризм,

места расположения подводного культурного наследия.

Статья 9

Участие общественности

1. Государства-члены ЕС создают условия участия общественности в морском пространственном планировании. Для этого уже на ранних его стадиях, соответствующая информация распространяется среди всех заинтересованных сторон (органы государственной власти и местного самоуправления, объединения граждан и организаций) в соответствии процедурами, предусмотренными законодательством Союза.

2. Государства-члены должны также обеспечить доступ к уже завершённым планам всех, кто проявляет интерес или обеспокоенность по поводу их содержания.

Статья 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: