Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания.
Классификации форм познания
1) Духовно-практическая форма познавательной деятельности.
Появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, который непосредственно включается в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле.
Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно самую ёмкую форму знания. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т. д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т. е. отношения человека к миру.
|
Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.
В древних обществах процесс познания и практической деятельности были слиты воедино (познавали мир, когда пахали землю).
Эта форма имеет огромный историко-эволюционный пробег.
2) Духовно-теоретическая форма познавательной деятельности.
Вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры.
На каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социокультурных формах — в форме обыденного познания, познания мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы. Однако чтобы овладеть научным познанием, человечеству пришлось пройти длинный путь, в ходе которого сначала появилась преднаучная форма познания, которая затем и преобразовалась, собственно, в научную форму.
По специфике функций языка, средств и методов познавательной деятельности выделяют следующие формы познания:
|
1) Мифологическое. Представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью мира, выраженной в мифе, особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.
Тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий).
2) Религиозное. Обусловлено идеей противостояния мира божественного и земного (человеческого). Как и мифология, религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное отношение к миру, средоточие знания в культе. Религиозное знание — это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер.
|
Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как субъект, личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления. В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Христом в «заповедях блаженства»: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.,5,8).
Особенностью, отличающей религиозное знание от научного, принято считать претензию на непогрешимый и окончательный характер утверждений о сущем, провозглашаемых религией.
3) Образно-художественное (или искусство) изначально тесно связано с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое. Художественное знание — это знание, опирающееся на художественный опыт — это наглядное знание.
4) Философское. Основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически — духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой — выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.
5) Научное. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т. к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т. е. это знание логическое, понятийное и системное.
Базовые характеристики науки:
Наука всегда стремиться видеть исследуемую реальность, как реальность наполненную связями, связями казуальными (причинно-следственными). Наука выступает как знание прогностическое, т. е. моделирует в теории потенциально возможные миры и пути развития моделируемого (изучаемого) объекта. Научное знание должно быть вопроизводимым.
В современном мире развитие новых форм познания не отвергает предыдущие формы познания, но приоритет отдается научной форме познания.
Философия и наука
Объединяет:
1) Категориально-теоретический тип знания. Философия, как и наука, вырабатывает особый язык. Это не обыденный, это специфический язык, который появляется только на определенном этапе развития культуры. В рамках этого языка она не только интерпретирует мир, но и объясняет его. Она опирается на специальные техники мышления, на правила логики.
2) И философия, и наука чрезвычайно высоко оценивают истину как высшую и самодостаточную ценность.
3) Философия на протяжении столетий стремилась себя развивать по прообразу науки. В античности все науки входили в философию как её части. Сейчас по-другому, наоборот.
Философия — особый высокопрофессиональный тип дискурса.
Философия — форма самопознания человеческого духа.
Различное:
1) В исследуемой реальности наука всегда вычленяет её объективно-предметный аспект. «Наука останавливает движение. Она делает снимок и работает с ним. В этом её величие и в этом ее границы». Наука абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок. Она аксиологически нейтральна.
Философия не может абстрагироваться от субъективного. Наука изучает мир, а философия человека в мире, мир через призму человеческого сознания. Мир философии — человеческий взгляд на реальность.
Одна из основных проблем философии — загадка сознания.
2) Наука отражает, воспроизводит мир таким, какой он есть в своей онтологической данности.
Философия отражает мир не только таким, каким он существует, но и формирует представления о том, каким он должен быть.
Философия — ценностная форма сознания в отличие от объективного сознания.
3) Научные знания возможны только в пределах опыта. То есть любые идеи должны быть доказаны опытом или экспериментом.
Философия покидает пределы опытного знания. Философские идеи приобретают статус метафизических идей.
«Философия осуществляет преодоление запрета трансензуса (перехода), наука никогда не перейдет эту границу, она не выйдет за пределы опыта» (Кант).
Философия должна переходить эту границу.