Общество — объективно-субъективная реальность. Черты: системно организовано; базовый элемент — человек (разум и целеполагание), направление развития общества определяется человеком, рефлексивная, самодостаточная система; нелинейный характер развития, непредсказуемость развития. На развитие общества влияют (замедляют, ускоряют развитие) геоэкономические, демографические, материально-производственные, технико-технологические факторы + закон социального противоречия. Это объективные факторы. Субъективный фактор — это осознанные социальные требования человека, которые реализуют волю людей.
В познании общества философия взаимодействует с другими гуманитарными науками, что порождает различные исследовательские программы; они отображают концепции обществознания (натуралистическая, социологическая, психологическая, социо-психологическая, культурно-историческая или культурцентристская).
программа концепция Методологич. принцип Доминирующ. фактор Специфика социальности
натуралистическая Синергетизм, механицизм, химизм; этноцентризм, геодетерминизм,
органицизм
Редукционизм (к той науке, на которую опирается концепция) объективизм Социальная реальность растворяется в природной
социологическая Марксизм, структурно-функциональный анализ;
понимающая социология-психология, коммуникативная рациональность Социологизм Объективизм
Объективизм + субъективизм Общество — особая надиндивидуальная реальность, которая функционирует по своим законам
культурцентристская Морфология культуры, генеалогия власти, политическая семиология, концепция локальных цивилизаций, культурно-исторических типов, социальная практика историцизм Объективизм + субъективизм Специфика общества определяется динамикой культуры, системой духовных ценностей
|
психологическая, социо-психологическая Социальная психология, фрейдизм, аналитическая психология, экзистенциальный психоанализ, символический интеракиционизм психологизм субъективизм Общество связано с деятельностью и поведением индивидов, наделенных сознанием, волей, чувствами
Натуралистическая (ориентирована на эталоны и методологию естественных наук). А) синергетизм (вид редукционизма) (Курдюмов, Пригожин, Хакель). На общество влияет множество факторов, отчего ситуации развития разветвляются (бифуркация), имеют множество выходов, их предсказать невозможно. Какой-то путь будет выбран, но какой, не известно. Б) органицизм (Г. Спенсер, выделял экономич., управленч., духовн. подсистемы в обществе. Как подсистемы в живом организме). В) этноцентризм — общество есть сумма этносов, они важнее общества в целом; концепция «мы-они» (Гумблович, Саммер), то есть развитие общества связано с процессом интешрации-конфронтации между этносами. Вариант 1: этногенез Льва Гумилева — этносы возникают из-за пассионарности, планетного заряда от космоса, или комплементарности, взаимного чувства симпатии в обществе, так они получают чувство исторического пространства и времени этноса. Г) химизм (Шевроль)общество как химический процесс; д) геодетерминизм (Монтескье) е) механицизм (Гоббс, Гольбах) — человек это винтик в обществе, общество — агрегат
социологическая (середина ХIX века. Социологический экспансионизм — социология вместо классической философии, общество как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным соц. законам, исследование которых возможно только на основании социологических методов. Используют инструментарий, что и естественные науки). Сущность законов, регулирующих существование общества, определятся А)спецификой экономической д-ти — марксизм; Б) особенностями функционирования социальных систем, связанных ценностями, властью и др. — структурно-функциональная (Парсонс), общество имеет особую структуру исходя из своих функций: экономика приспосабливает окружающую природу, политика вып. Ф. целедостижения, право — интеграции, культура и образование — снимают социальные напряжения; в) природой социального действия — понимающая социология (Вебер) г) природой коммуникативного действия — коммуникативная рациональность (хабермас).
|
Культурцентристская (2 половина-конец 19 века, начало 20 века). Общество — социально-культуная реальность, отличная от природы.
А) поиск методологии познания, «Природу мы объясняем, а общество и человека понимаем». (Дильтей, неокантианство в Баденской школе — Риккерт и Виндельбанд). Риккерт выбирает индивидуализированные методы, Виндельбанд — идеографические, то есть изучение конкретных, специфических, уникальных и индивидуальных событий. 10–20 годы 20 века: соединение метода познания и концепций общества (1. К-ция морфологии культуры Шпенглера, 2. К-ция локальных цивилизаций Арнольда и Тойнби, 3. К-ция осевого времени Ясперса).
Дильтей: Науки о природе и науки о духе. Культура — особый тип реальности, он определяет поведение людей, продуцирование культурных смыслов и системы ценностей. Общество — сверхъиндивидуальная реальность, на основе культурного ландшафта,который задает ход всемирной истории и деятельности самих индивидов.
|
5. Психологическая / социально — психологическая (П — Фрейд, СП -Уорд, Тард, Лебон, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни) (у них разная психологическая ориентация, разное предметы исследования: личность vs общество). П. — избираются психические факторы, фактор социодинамики — психика индивида, всё определяют бессознательные механизмы, механизмы психики: проекция — направленность симпатий/антипатий на другого человека, регрессия — подавление некоторых стремлений, рационализация — попытка объяснить свои импульсивные действия постфактум;
СП. — на основании биопсихосоциальной природы человека, фактор социодинамики — групповая и социальная психология. Адлер: основное чувство, которое влияет на поведение человека в обществе — это человеческие неполноценности, он всё делает, чтоб её преодолеть посредством компенсации через другие виды деятельности, посредством сверхкомпенсации через специфическое дело, хобби, посредством ухода в болезнь как способ разорвать отношения с миром (как в явлении антипсихиатрии, где сумасшествие считается нормой, формой протеста против действительности).