Тема 1.5. Роль игрушки в жизни ребенка раннего и дошкольного возраста
Основные понятия и термины по теме: игрушка
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Роль игрушки в жизни ребенка-дошкольника. Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре и познании социальной действительности.
2. Воспитательно-образовательная ценность игрушки. Народные игрушки, их художественные и педагогические достоинства. Педагогические, эстетические и гигиенические требования к игрушкам и игровым пособиям.
3. Методика работы с игрушкой.
4. Виды игрушек. Роль куклы в развитии гуманных чувств ребенка. Техническая игрушка и её применение в педагогическом процессе.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Роль игрушки в жизни ребенка-дошкольника. Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре и познании социальной действительности.
Игрушка является спутником жизни ребёнка, партнёром по деятельности, средством его разностороннего развития. Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева в своих исследованиях обращали внимание на значение детских игрушек.
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за веревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, натуралистическая, «приземленная» игрушка не дает простор воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий.
Характер и степень обобщённости, условности зависит от типа игрушки или от её конкретного назначения. На данной основе было выделено три группы игрушек.
«Обратите внимание, они представлены в раздаточном материале, ознакомьтесь с ними»:
- реалистичные (игрушки, которые передают реальные черты);
- условно-образные (в этих игрушках можно выделить детали, которые позволяют её приспособить к игре);
- игрушки заместители.
Игрушки разнообразны по типам, материалам, по технике изготовления, по воспитательному назначению и пр. Важно чтобы игрушка была динамичной. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
Игрушка побуждает ребёнка к действиям, манипуляциям, оказывает положительное влияние на развитие многих психических процессов (воображение, речь, мышление и пр.). Игрушка даёт представления о разных профессиях, знакомит с сенсорными эталонами.
К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.
Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Игрушки объединяют детей в коллективы, а это способствует развитию коммуникативных качеств, взаимопонимания.
Воспитательно-образовательная ценность игрушки. Народные игрушки, их художественные и педагогические достоинства. Педагогические, эстетические и гигиенические требования к игрушкам и игровым пособиям.
Основные педагогические требования к игрушкам были определены Надеждой Константиновной Крупской в статье «Об игрушках для дошколят»:
- игрушка должна быть безопасной для жизни и здоровья ребёнка.
- требования к оформлению игрушки.
- требование к тематике, содержанию игрушки.
- игрушка должна содействовать развитию ребёнка
Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.
Методика работы с игрушкой.
Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.
Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, пробуждая такое же отношение у детей.
При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.
Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.
Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.
Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.
Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.