Выше были описаны факторы, которые влияют на мобилизацию студентов. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса[11].
Проявление избирательно-положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия, особенностью которого является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения. Но в данном случае можно выделить такой компонент как возраст. Не всегда выбор студентов по поводу будущей профессии сделан правильно под влиянием именно возрастных особенностей. И в процессе учебы возможны изменения взглядов, перемена профессиональной направленности, разочарованность в выбранной профессии. Эти факторы могут быть расценены как основные, которые будут влиять на дезорганизацию.
На рисунке 1 представлены основные этапы при выборе профессии.
Рис. 1. Этапы формирования профессии
Если на любом из данных этапов произойдет «сбой», например, изменяться намерения, будут казаться перспективы не такими заманчивыми, какие казались ранее, то это будет служить основой для изменения и переориентации целей и, следовательно, поведет за собой дезорганизацию, как учебного процесса, так и внутреннего состояния.
|
Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями студента. И опять повторимся, если склонности и способности в освоении данной профессии изменяться, то это поведет за собой дезорганизацию между желанием и данным положением дел.
Встреча с деятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, может актуализировать психические особенности, повышающие реактивность в отношении всего, что касается данной деятельности. Она становится все более притягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны его психической деятельности. Но с другой стороны, может возникнуть противоречие между тем, что студент себе воображал и реальной деятельностью, что опять приведет к дезорганизации в поведении и в отношении к учебе.
Формирование личности будущего профессионала, а на данный момент студента, необходимо рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие - его избирательное отношение к внешним воздействиям. По мере формирования личности должна возрастать роль осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержанием работы (учебы), это приводит к положительным результатам.
|
Факторы | Мобилизация | Дезорганизация |
Цели учебы | усиление | ослабление |
Мотивы достижения | усиление | ослабление |
Ценностные ориентации | усиление | изменение |
Близкое знакомство с профессией | усиление интереса | изменение, пересмотр установок на профессию |
Направленность на профессию | усиление | ослабление, изменение |
Заключение
Большое значение при выборе профессии для студента оказывает тот комплекс психологических феноменов, который определяет формирование устойчивой профессиональной направленности каждого человека. Выбор профессии будет сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии и трудовой деятельности. Если эти данные совпадают, то можно говорить о мобилизации всех сил на достижение цели (получение именно этой профессии), если данные не будут совпадать, или в процессе учебы изменяться какие-либо установки, мотивы, перспективы, то это будет основным дезорганизующим фактором, влияющим на деятельность студента.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и познание. Знание психологии важно для любой работы, и строительная деятельность не является исключением. Для того чтобы делать соответствующие выводы недостаточно знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает возможность контролировать собственно-познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно принимать решения и т.д.
|
В понятии профессиональной направленности, как необходимого мобилизующего фактора, можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики: полноту и уровень направленности, ее интенсивность, длительность и устойчивость.
Психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать: структура мотивов и ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.
Знание психических закономерностей, применение в процессе деятельности определенных психологических методов помогает регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.
Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо развивать ценностные ориентации на будущую профессию. Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие воздействия на всю деятельность, связанную с достижением цели.
Список литературы
1. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997.
2. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Педагогика, 1977.
3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Педагогика, 1977.
5. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.
6. Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Наука, 1986.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
8. Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.
9. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Просвещение, 1985.
10. Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991.
11. Шишкина Л.И. Социально – правовые вопросы профориентации. – СПб.: Питер, 2003.
[1] Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Наука, 1986. - С.71-72.
[2] Ливехуд Б.Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994. С.58.
[3] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – с.-323.
[4] Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.
[5] Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
[6] Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н.Молодежь вступает в жизнь. М.: Просвещение,1985. - с. – 30.
[7] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Педагогика, 1977. – с.-152.
[8] Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – с. – 46.
[9] Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. – с.-66.
[10] Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – с.-62.
[11] Шишкина Л.И. Социально – правовые вопросы профориентации. – СПб.: Питер, 2003. – с.35.