Йога-сутра Патанджали.
Одна из 8 школ. Эта школа как философская, так и связанная с ней система психофизических практик самосовершенствования.
Школа появилась с 4-5 века н э.
Составитель опирался на более древнюю традицию предшественников. На психофизические техники и подходы, которые систематизировали это наследие, которые датируются 1 веком н.э.
Собирает афоризмы Патанджали приводит их в некую систему.
В буддизме есть йога-чара, буквально – путь йоги.
Первый стимул создания йога=сутр Патан: Индуисткая традийция решила противопоставить свою школу ей. Автор йога сутр был знаком с буддистской школой йоги.
Второй стимул: обособиться от санкхьи, которая была более теоретической. Последователи йоги понимали как прикладную науку.
Это стимулировало оформить в свою школу мысли и осмысление в своем практическом подходу
Текст йога-сутр ознаменовал этот там, а йога существовала и до этого.
Йога сутры как практическое приложение к санкхьи и практическое приложение с учетом специфических мировозренческих позиций изложенный в форме 4х разделов.
Патанджали это мудрец, почитает как воплощение ШЕШИ, мифического зверя. Получеловек, полу змей. Скорее всего он был реально существующим историческим лицом. Его жизнь 2 век до н э
Сутры означают – стих. Это был удобный способ запоминания.
Есть венанта сутры, и так далее.. и вот йога-сутры. Это базовый свод системы взглядов.
Пат. Упал с неба в виде змейки в ладони грамматиста. Пад – падать. Анджоли – ладонь.
Он не создал учение йоги, он только оформил.
Главный комментарий Вьяса- бхашья. Ему же приписывается самый древний комментарий йога сутр.
Йога Патанджали – философская школа. Главная цель санхкьи – освобождение или изоляция кавалье (индивидуального духа) от всякой пракрити (включая функции психики).
|
Читти вритти неродах – прекращена колебаний, волнении, читты, то есть индивидуализированного сознания.
Йога здесь рассматривается на 8ми стадиальный тренинг – отсюда аштанга – восьми стадиальная йога.
Скопировано из лекции ЛОбанова
Термин «йога» – многозначен, помимо физической дисциплины, он подразумевает название одной из шести ортодоксальных философских школ, известна она как школа йоги Патанджали.
Это первая школа индийской философской мысли, которая сама себя назвала словом «йога», применяя этот термин для самоидентификации. Подразумевается при этом как философская школа, так и психофизическая практика самосовершенствования.
Чтобы соотнести данную школу с другими направлениями индийской философской мысли и ознакомиться с философией йоги, мы рекомендуем книгу индийского ученого Сурендранатха Дасгупты «Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли», в которой автор рассказывает о философии йоги и ее отношении к другим системам индийской мысли.
Первый период истории йоги (V в. до н.э. – I в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи, где йога соответствует «практической» части, а санкхья – «теоретическим» выкладкам. Вместе с тем, отдельные пассажи эпических текстов, в которых очень настойчиво внушается мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, уже свидетельствуют о начале обособления последней.
|
Процесс разделения санкхьи и йоги был весьма длительным, обособление конкурирующих школ санкхьи и примыкающих к ним школ йоги происходило в течение I – IV веков.
Цитаты из авторитетных текстов, признаваемых обеими традициями, которые приводятся в комментарии Вьясы к сутрам йоги (самый первый исторический комментарий к сутрам), позволяют предположить, что многие из отделившихся школ на самом деле продолжали считать своими и санкхьяики и йогины одновременно. То есть какие-то подходы оставались общими, а некоторые – расходились.
О формальной самостоятельности йоги можно говорить только начиная с IV-V веков, когда был создан базовый текст школы «Йога-сутры», приписываемый некоему Патанджали (не грамматист Патанджали, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность).
Составитель «Йога-сутр», кем бы он ни был, опирался не только на более древнюю традицию самой йогической психотехники, но и ее систематизацию, которая восходит к I тысячелетию до нашей эры. Составление собрания сутр йоги – афоризмов – было отчасти стимулировано успехами буддийской йоги – школы йогачары, буквально «путь йоги» (ее синоним – виджнянавада), которой индуистская традиция и противопоставила «ортодоксальную» йогу. Следовательно, кто бы ни был автором «Йога-сутр», он был знаком с буддийским подходом философии и описании методов йоги.
Другим стимулом для появления йоги стало уже давнее стремление йогинов обособиться от санкхьяиков с целью создания отдельной даршаны. Текст «Йога-сутр», который можно рассматривать как «практическое» приложение окончательно сформировавшегося дуализма санкхьи к психотехнической практике йоги с учетом специфических мировоззренческих позиций, состоит из четырех разделов.
|
(Индийская философия: Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009 г.)
То есть йога существовала задолго до написания сборника как система практик и идей, но первой попыткой системного изложения стали «Йога-сутры».
Кто же такой Патанджали?
С точки зрения индийской традиции, Патанджали – это мудрец. В текстовых памятниках индуизма Патанджали описывается как воплощение Шеши – мифического змея, поэтому часто изображается как получеловек – полузмей. Также считается, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь мудреца Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pat- падать, anjali- ладонь).
Хотя традиция отождествляет его с другим Патанджали – лингвистом, автором «Махабхашьи» – обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, большинство исследователей считает их разными лицами, жившими в разное время.
Иногда змею ассоциируют с Кундалини, но так или иначе мы можем предположить, что Патанджали был реально существующим человеком, жизнь которого гораздо позже обросла легендами.
Часто исследователи называют время его жизни – II век до нашей эры и считают, что именно этот человек является автором «Йога-сутр», вне зависимости от того, сам ли он записал их, скомпоновал или продиктовал кому-то. В любом случае, йога получила философское обоснование и толкование.
«Сутра» буквально означает нить – в те времена письменные принадлежности были несколько иного характера, поэтому основным способом запоминания было заучивание, а запоминать легче тексты, сформулированные либо как афоризмы, либо в стихотворной форме, так они легко нанизываются на нить памяти. Поэтому каждая из даршан имеет свои сутры, например, Веданта-сутры, Миманса-сутры, Санхкья-сутры и есть, соответственно, Йога-сутры – базовая составляющая конкретной даршаны.
Патанджали не создал, а зафиксировал учение йоги. До него уже существовали какие-то записи школы йоги, но они не сохранились. Постепенно сутры обретают статус высокоавторитетного текста, даже среди тех школ, которые «генетически» никак не связаны с йогой Патанджали, обычно они с большим уважением относятся к Йога-сутрам.
Вьяса-бхашья
Главный комментарий к Йога-сутрам известен как «Вьяса-бхашья» – его автором считают легендарного мудреца Вьясу, которому традиционно приписывают также и написание «Махабхараты», Пуран и некоторых других текстов индуизма. С появлением этого комментария и формируется собственно философская доктрина йоги. Данный комментарий датируется обычно IV – VI веком нашей эры.
Более поздние комментарии:
– «Таттва-вайшаради» («Искусность в достижении истины») Вачаспати Мишры (IX-X века);
– «Раджа-мартанда» («Царское солнце») царя Бходжи (Х век);
– «Мани-прабха» («Свет драгоценности») Рамананды Сарасвати (XVI век);
– «Йога-варттика» («Разъяснение йоги») Виджнянабхидшу (XVI-XVII века), также завершает йогическую эгзегезу (истолкование йогических текстов) составлением компендиума «Йогасара-санграха» («Резюме сути йоги»). Оба этих текста отражают попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты, и представляют йогу как высшее учение, содержащее в себе все остальные системы, и высший путь духовного освобождения.
После этого сколько-нибудь значимых комментариев не составлялось, хотя даже в наши дни «Йога-сутры» переводят и адаптируют под современный язык, но эти переводы не привносят в философию йоги чего-либо принципиально нового, и являются любительскими переводами с переводов, чаще всего английских.
Полный академический перевод «Йога-сутр» и «Вьяса-бхашьи» на русский язык был выполнен питерскими учеными Е.П.Островской и В.И.Рудым:
Издание сопровождается обширным предисловием и комментариями, перевод выполнен непосредственно с санскритского оригинала и представляет собой ценный труд для изучения философии йоги на русском языке.
Йога Патанджали
Йога Патанджали как философская школа относится к шести классическим даршанам брахманизма и идейно ближе всего к дуалистической санкхье. Система этой йоги представляет собой практику достижения главной цели санкхьи – освобождение и «изоляция» (кайвалья) индивидуального духа от всякой связи с пракрити (включая и функции психики – йога определяется как прекращение активности ума – читты).
Основные положения школы зафиксированы в «Йога-сутрах», в которых Патанджали зафиксировал наставления и идеи своих предшественников. Йога рассматривается как 8-стадиальный (аштанга; ашта – восемь, анга – часть) праксис, то есть тренинг.
Другие научные переводы непосредственно с санскритского:
«Йога-сутры» Патанджали
Йога-сутра Патанджали (санскр. पातञ्जलयोगसूत्राणि pātañjalayogasūtrāṇi) –базовыйтекст индийскойфилософской школы йоги (даршана-шастры), оказавшийогромноевлияниена восприятие йогив Индии иостальноммире. Нанеготакилииначессылаютсявсесколько-нибудь значимые учителя школ йоги. Исследователи обычно датируют этот текст промежутком со II века до нашей эры до V века нашей эры.
Некоторые исследователи пришли к выводу, что «Йога-сутры» не являются текстом одного автора, а представляют собой результат компиляции разных традиций. Это предположение отчасти объясняет и сложности с датировкой текста.
Лекция с курса подготовки преподавателей йоги
Автор: Сергей Лобанов