Задачи физкультминуток в младших группах
- Удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности,
- улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом,
- развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной,
- развитие крупной моторики и координации движений,
- восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.
Поскольку внимание детей 1,5–4 лет непроизвольно, любой вид деятельности организуется воспитателем в яркой, привлекательной форме. Малыши будут заниматься тем, что им интересно. Поэтому для воспитанников первой и второй младшей группы не рекомендуется проводить физкультминутки под простой счёт с указанием движений. Проводя активную паузу с малышами, воспитатель использует следующие приёмы:
- наглядность:
- воспитатель является участником физкультминутки, позывает движения (может быть приглашён для показа воспитанник старшей группы или работник ДОУ в костюме),
- использование картинок, презентаций, где изображён порядок действий (для малышей используются изображения мультипликационных и сказочных героев);
- занимательность:
- проведение физкультминутки в игровой форме,
- использование весёлых стихотворений, потешек;
- музыкальность: приветствуется проведение физкультминуток с музыкальным (аудиозапись) или песенным (исполняет воспитатель) сопровождением;
- разнородные упражнения:
- на развитие общей моторики (ходьба, прыжки, наклоны, махи),
- на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),
- дыхательные упражнения,
- элементы самомассажа.
Виды и формы физкультминуток для детей 1,5–4 лет
Формы проведения физкультминутки с воспитанников младший групп делятся на два типа — за столом/сидя на стульчиках или стоя. Предпочтителен второй вариант — маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы. Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами: погремушками, флажками, платочками, массажными мячиками, искусственными цветами и веточками.
|
По содержанию и способу проведения в младших группах физкультминутки группируются по видам:
- Оздоровительно-гигиенические. Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях. В качестве сопровождения используются также песенки.
Зайчик серенький сидит — (Дети сидят на корточках.)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! — (Шевелят ладонями над головой, как ушками.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. — (Хлопают в ладоши.)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. — (Подскоки на месте или хаотично по комнате.)
- Подражательные. Дети имитируют движения живых и неживых объектов:
- животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
- птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
- насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
- человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
- растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,
- транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж.
Утром бабочка проснулась, — (Из положения сгруппировавшись на корточках сесть на колени, выпрямить спинку.)
Улыбнулась, потянулась, — (Потянуть руки вверх и в стороны.)
Раз — росой она умылась, — (Имитация умывания.)
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела. — (Имитация полёта бабочки.)
|
- Танцевальные. Выполняются под русские народные или детские песенки. Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигаются кто как умеет и хочет.
Музыкальное сопровождения для физкультминуток подбирается мажорное, ритмичное. Для танцевальной паузы в младшей группе подойдут песенки «Вместе весело шагать», «В траве сидел кузнечик», «В каждом маленьком ребёнке», «Танец маленьких утят», «Калинка», «По малинку в сад пойдём», «Валенки», «Ой, вы, сени!», «Если дождик идёт не значит…», «Если утром дети умываются» и др.
Картотека физкультминуток.
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вятянуть перед собой)
Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом. (движения руками, имитирующие работу с молотком)
Молоток: стук-стук
Помогать идёт петух. (шаги с наклонами в стороны)
|
По дорожке мы шагаем
Топ-топ, ножки, топ!
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. ("нарисовали" руками круг)
Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили, Постучали и открыли.
«По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, Прыгают на двух ногах
По камешкам, по камешкам...
В яму -бух. Приседают.
«Три медведя»
Три медведя шли домой. Дети шагают на месте Вперевалочку.
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь
«Раз-два…»
Мы становимся все выше, Дети поднимают руки вверх.
Достаем руками крыши. Встают на носочки.
Раз-два — поднялись, Тянут руки вверх,
Раз-два — руки вниз. Опускают руки вниз.
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! Прыжки на месте.
Наклонился правый бок. Наклоны туловища влево-вправо.
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки Руки вверх.
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, Присели на пол.
Разомнем мы ножки.
«Листики»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками)
На ветках мы сидим. (вверху над головой).
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны).
Мы летели, мы летели (Присели).
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал (Плавное покачивание руками)
И листочки все поднял. (вверху над головой).
Закружились, полетели (Дети садятся по местам)
И на землю снова сели.
«Зима»
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши)
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем немножко,
Прыг-прыг, прыг-прыг. (Выполняют прыжки на двух ногах)
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем немножко, Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги)
«Загудел паровоз..»
Загудел паровоз и вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко их укачу.
(Дети встают и читают первую строчку. Потом кладут руки на плечи (пояс) впереди стоящему. Произнося слова начинают движение по залу сначала медленно, а затем убыстряясь.)