Занимаясь бизнесом, работники любого предприятия сталкиваются с различными финансовыми институтами, местными, муниципальными органами власти, рыночными партнерами, многочисленными покупателями. При сложном многообразии различных деловых взаимодействий формируется и новое содержание маркетинга. Он приобретает социально-этическую форму, включающую многоплановое взаимодействие предприятия, работающего на рынке на основе формирования социальной ответственности перед обществом.
Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. В связи с этим значимость предпринимательских структур на рынке определяется не только конечным коммерческим результатом, но и социальной направленностью их деятельности. Иными словами, стремясь выжить, сохранить и укрепить завоеванные на рынке позиции, представители бизнеса должны уделять внимание решению таких проблем, как социально-корпоративная ответственность (СКО), культура организации дела (КО), сервисный потенциал предприятия (СПП), участие в социально-значимых акциях (СЗА).
При раскрытии данной темы ставилась задача дать ясное представление о том, какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять для того, чтобы "комплекс сервисных услуг" стал действенным инструментом реализации маркетинговой стратегии предприятия в достижении потребительской удовлетворенности и получении прибыли.
Определяющим критерием решения поставленной проблемы является эффективное функционирование предприятия в целом, что возможно только при условии достижения высокого качества обслуживания потребителей на основе создания безопасного производства и потребления. В свою очередь, принципиальным условием реальности достижения коммерческо-социальной значимости предприятием является максимально возможное участие последнего в деловой жизни с обязательным сервисным сопровождением товара или услуги, участием в социально значимых акциях, формировании социально-корпоративной ответственности и культуры организации.
Социально-этический маркетинг — новая концепция того предприятия, для которого общественные интересы приобретают решающее значение при оценке коммерческо-социального успеха.
В настоящее время нет единой точки зрения на природу, сущность и практическое значение коммерческо-социальной активности предприятия.
Коммерческо-социальная активность предприятия (КСА) — это совокупные меры, направленные на эффективное осуществление производственных процессов, актов купли-продажи участниками коммерческого оборота, сервисного обслуживания в целях наиболее полного удовлетворения рыночного спроса для максимально возможной социальной защиты общества.
Несмотря на негативное отношение ряда предпринимателей к обеспечению социальной активности бизнеса ввиду нарушения принципа максимизации прибыли, возрастания расходов на социальную ответственность, недостаточного уровня отчетности перед общественностью прогрессивно мыслящие предприниматели в социальной активности видят благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы за счет нормального обязательства вести себя социально ответственно и наличия ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.
Рост реализованного социального потенциала означает рост социально-корпоративной ответственности, культуры организации, обеспечения безопасного производства и потребления. Экономический рост предприятий обусловлен также профессионализмом персонала, развитостью маркетинга, СКО, КО, БТ. Наличие положительной обратной связи в системе управления предприятием позволяет предложить схему взаимосвязи роста социального потенциала с экономическим ростом предприятия.
Коммерческо-социальная активность зависит от экономического роста предприятия любой сферы бизнеса, поскольку возможности инвестиций в социальную сферу в успешной фирме больше. Так как поддержание экономического роста требует эффективных связей с общественностью, рост имиджа предприятия будет способствовать его дальнейшей эффективной деятельности.
Рассмотрим комплексный механизм оценки коммерческо-социальной активности предприятия с учетом потенциала его сервисности. Главная ценность механизма заключена в ее новизне для условий рыночной экономики России и в возможности использования предлагаемого алгоритма практически для любого предприятия национальной экономики.
На основе проведенного исследования факторов, влияющих на рост социальной активности бизнеса, разработан механизм оценки коммерческо-социальной активности предприятия с учетом потенциала его сервисности.
Главными факторами коммерческо-социальной активности в деятельности коммерческих предприятий являются оценка рыночного потенциала их бизнеса, а также определение и оценка влияния сервисного потенциала на социальную значимость каждого предприятия, определение уровня развития социально-корпоративной ответственности и культуры организации, обеспечение безопасной жизнедеятельности и высокого качества обслуживания. Задача оценивания КСА решается путем сравнительного анализа затрат и выгод как в масштабах предприятия, так и более крупных объектов (региона, отрасли и др.). В процессе оценки КСА проводится анализ социальных, экономических и экологических последствий бизнеса.
Постановка задачи оценки коммерческо-социальной активности предприятия предполагает, что предварительное расходование ресурсов по направлениям расходования средств уже произведено, но в дальнейшем оно может уточняться по результатам оценки реализуемости отдельных работ и мероприятий.
Первый блок направлен на макроэкономическую оценку рыночного участия предприятия. Такая оценка дает характеристику социально-экономической среды, явных и скрытых особенностей, воздействующих на финансово-хозяйственную деятельность фирмы. При этом учитываются совокупные изменения, связанные с экономической и политической нестабильностью на макроэкономическом уровне. Оцениваются также перемены в денежном потоке, инвестициях, усиление или ослабление налоговой политики за счет состояния уровня инфляции, взаимных платежей, стабильности национальной валюты и другие факторы.
Второй блок — мониторинговый используется для получения полной оценки рыночного бизнеса малого предприятия, ее истинного экономического положения на рынке товаров и услуг.
Результаты рыночной оценки бизнеса, если они положительны, должны определять четкие ориентиры финансовой стратегии с учетом проводимой политики использования собственных и заемных средств, кредитоспособности, формирования финансовой привлекательности для инвесторов. В этом же разделе представляется возможным провести расчет индекса рыночной эффективности проведения каждой бизнес-операции в отдельности, позволяющей получить максимально реальный коммерческий успех с учетом вероятных рыночных потерь.
Существует ряд общеизвестных расчетов оценки экономической эффективности коммерческой деятельности предприятий, фирм и компаний, практически используемые в любой отрасли и заложенные в оценочные показатели в предложенном блоке механизма. При оценки коммерческой активности предприятия целесообразно пользоваться методологией определения индекса рыночной эффективности бизнес-операции.
Первые два блока направлены на системную оценку рыночной среды и реальных возможностей организации.
Третий блок дает характеристику предприятия с учетом его сервисного потенциала. Из определения СПП становится очевидно, что сервисный потенциал предприятия является одной из главных составляющих коммерческо-социальнои активности малого предприятия.
Расчет коэффициента сервисности (К в) предприятия рекомендуется проводить по формуле:
Keep* =У/Т * 100%,
где У — стоимость услуг за указанный период, руб.;
Т — объем реализованной продукции и услуг за определенный период, руб.
Чем выше коэффициент сервисности, тем более привлекательна данная организация для клиентов.
Четвертый, пятый и шестой блоки отражают социальную ориентацию предприятия, включающую оценку уровня социально-корпоративной ответственности и культуры организации, анализа качества обслуживания потребителей, участие малого предприятия в социально значимых акциях по благотворительности, спонсированию, патронированию.
С этой целью предлагается использовать показатель социальной активности предприятия, который занимает одно из самых важных мест в системе социальной ориентации малого бизнеса, поскольку именно в нем учитывается, с одной стороны — прибыль от реализации продукции и оказания услуг, а с другой стороны — затраты, произведенные непосредственно предприятием на социальную сферу. Этот показатель определяется по формуле
Исоц _ 3Ско + 3Сза + Зко + Збб + Здр
Пр
где Исоц — показатель социальной активности предприятия; Пр — прибыль от реализации продукции и оказания услуг (руб.);
Зско — затраты на поддержание социально-корпоративной ответственности бизнеса и культуры организации (руб.);
Зсза — затраты на социально-значимые акции в области спонсирования, патронирования, благотворительности (руб.);
Зко — затраты на обеспечение высокого уровня качества обслуживания (руб.);
Збб — затраты на создание условий безопасного производства и потребления (руб.);
Здр — другие затраты на социальную сферу (руб.).
Показатель социальной активности бизнеса позволяет наметить мероприятия по повышению социальной значимости предприятия.
Седьмой и восьмой блоки нацелены на подведение результатов управления малым бизнесом с учетом социальной ориентации. Именно на этом этапе можно сделать выводы об эффективности менеджмента, высоком профессионализме всего состава трудового коллектива.
Девятый блок — контроль и регулирование. Он предполагает четкое функционирование механизмов контроля за совокупными расходами, результативностью каждого этапа оценки. Корректировку обратной связи осуществляет руководство малого предприятия.
На основании предложенного механизма можно подготовить практические рекомендации по ликвидации узких мест в целях достижения намеченных коммерческих и социальных успехов.