Механизм оценки коммерческо-социальной активности организации




Занимаясь бизнесом, работники любого предприятия сталки­ваются с различными финансовыми институтами, местными, муниципальными органами власти, рыночными партнерами, многочисленными покупателями. При сложном многообразии различных деловых взаимодействий формируется и новое со­держание маркетинга. Он приобретает социально-этическую форму, включающую многоплановое взаимодействие предпри­ятия, работающего на рынке на основе формирования социаль­ной ответственности перед обществом.

Происходит признание социальной ответственности ме­неджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдель­ными людьми, работающими в организации. В связи с этим зна­чимость предпринимательских структур на рынке определяется не только конечным коммерческим результатом, но и социальной направленностью их деятельности. Иными словами, стремясь выжить, сохранить и укрепить завоеванные на рынке позиции, представители бизнеса должны уделять внимание решению таких проблем, как социально-корпоративная ответственность (СКО), культура организации дела (КО), сервисный потенциал предприятия (СПП), участие в социально-значимых акциях (СЗА).

При раскрытии данной темы ставилась задача дать ясное представление о том, какие действия и в какой последова­тельности необходимо предпринять для того, чтобы "комплекс сервисных услуг" стал действенным инструментом реализации маркетинговой стратегии предприятия в достижении потребительской удовлетворенности и получении прибыли.

Определяющим критерием решения поставленной пробле­мы является эффективное функционирование предприятия в целом, что возможно только при условии достижения высокого качества обслуживания потребителей на основе создания безо­пасного производства и потребления. В свою очередь, прин­ципиальным условием реальности достижения коммерческо-социальной значимости предприятием является максимально возможное участие последнего в деловой жизни с обязательным сервисным сопровождением товара или услуги, участием в со­циально значимых акциях, формировании социально-корпора­тивной ответственности и культуры организации.

Социально-этический маркетинг — новая концепция того предприятия, для которого общественные интересы приобре­тают решающее значение при оценке коммерческо-социального успеха.

В настоящее время нет единой точки зрения на природу, сущность и практическое значение коммерческо-социальной активности предприятия.

Коммерческо-социальная активность предприятия (КСА) — это совокупные меры, направленные на эффективное осуществление производственных процессов, актов купли-про­дажи участниками коммерческого оборота, сервисного обслужи­вания в целях наиболее полного удовлетворения рыночного спро­са для максимально возможной социальной защиты общества.

Несмотря на негативное отношение ряда предпринимателей к обеспечению социальной активности бизнеса ввиду нарушения принципа максимизации прибыли, возрастания расходов на со­циальную ответственность, недостаточного уровня отчетности перед общественностью прогрессивно мыслящие предпринима­тели в социальной активности видят благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы за счет нормального обяза­тельства вести себя социально ответственно и наличия ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.

Рост реализованного социального потенциала означает рост социально-корпоративной ответственности, культуры органи­зации, обеспечения безопасного производства и потребления. Экономический рост предприятий обусловлен также профес­сионализмом персонала, развитостью маркетинга, СКО, КО, БТ. Наличие положительной обратной связи в системе управления предприятием позволяет предложить схему взаимосвязи роста социального потенциала с экономическим ростом предприятия.

Коммерческо-социальная активность зависит от экономи­ческого роста предприятия любой сферы бизнеса, поскольку возможности инвестиций в социальную сферу в успешной фирме больше. Так как поддержание экономического роста требует эффективных связей с общественностью, рост имиджа пред­приятия будет способствовать его дальнейшей эффективной деятельности.

Рассмотрим комплексный механизм оценки коммерческо-социальной активности предприятия с учетом потенциала его сервисности. Главная ценность механизма заключена в ее новизне для условий рыночной экономики России и в воз­можности использования предлагаемого алгоритма практически для любого предприятия национальной экономики.

На основе проведенного исследования факторов, влияющих на рост социальной активности бизнеса, разработан механизм оценки коммерческо-социальной активности предприятия с учетом потенциала его сервисности.

Главными факторами коммерческо-социальной активности в деятельности коммерческих предприятий являются оценка рыночного потенциала их бизнеса, а также определение и оцен­ка влияния сервисного потенциала на социальную значимость каждого предприятия, определение уровня развития социаль­но-корпоративной ответственности и культуры организации, обеспечение безопасной жизнедеятельности и высокого качества обслуживания. Задача оценивания КСА решается путем сравни­тельного анализа затрат и выгод как в масштабах предприятия, так и более крупных объектов (региона, отрасли и др.). В процессе оценки КСА проводится анализ социальных, экономических и экологических последствий бизнеса.

Постановка задачи оценки коммерческо-социальной актив­ности предприятия предполагает, что предварительное расхо­дование ресурсов по направлениям расходования средств уже произведено, но в дальнейшем оно может уточняться по резуль­татам оценки реализуемости отдельных работ и мероприятий.

Первый блок направлен на макроэкономическую оценку рыночного участия предприятия. Такая оценка дает характе­ристику социально-экономической среды, явных и скрытых особенностей, воздействующих на финансово-хозяйственную деятельность фирмы. При этом учитываются совокупные изменения, связанные с экономической и политической не­стабильностью на макроэкономическом уровне. Оцениваются также перемены в денежном потоке, инвестициях, усиление или ослабление налоговой политики за счет состояния уровня инфляции, взаимных платежей, стабильности национальной валюты и другие факторы.

Второй блок — мониторинговый используется для получе­ния полной оценки рыночного бизнеса малого предприятия, ее ис­тинного экономического положения на рынке товаров и услуг.

Результаты рыночной оценки бизнеса, если они положи­тельны, должны определять четкие ориентиры финансовой стратегии с учетом проводимой политики использования соб­ственных и заемных средств, кредитоспособности, формирова­ния финансовой привлекательности для инвесторов. В этом же разделе представляется возможным провести расчет индекса рыночной эффективности проведения каждой бизнес-операции в отдельности, позволяющей получить максимально реальный коммерческий успех с учетом вероятных рыночных потерь.

Существует ряд общеизвестных расчетов оценки экономи­ческой эффективности коммерческой деятельности предпри­ятий, фирм и компаний, практически используемые в любой отрасли и заложенные в оценочные показатели в предложенном блоке механизма. При оценки коммерческой активности пред­приятия целесообразно пользоваться методологией определе­ния индекса рыночной эффективности бизнес-операции.

Первые два блока направлены на системную оценку рыноч­ной среды и реальных возможностей организации.

Третий блок дает характеристику предприятия с учетом его сервисного потенциала. Из определения СПП становится очевидно, что сервисный потенциал предприятия является одной из главных составляющих коммерческо-социальнои активности малого предприятия.

Расчет коэффициента сервисности (К в) предприятия рекомендуется проводить по формуле:

Keep* =У/Т * 100%,

где У — стоимость услуг за указанный период, руб.;

Т — объем реализованной продукции и услуг за определен­ный период, руб.

Чем выше коэффициент сервисности, тем более привлека­тельна данная организация для клиентов.

Четвертый, пятый и шестой блоки отражают социальную ориентацию предприятия, включающую оценку уровня соци­ально-корпоративной ответственности и культуры организации, анализа качества обслуживания потребителей, участие малого предприятия в социально значимых акциях по благотворитель­ности, спонсированию, патронированию.

С этой целью предлагается использовать показатель со­циальной активности предприятия, который занимает одно из самых важных мест в системе социальной ориентации малого бизнеса, поскольку именно в нем учитывается, с одной сторо­ны — прибыль от реализации продукции и оказания услуг, а с другой стороны — затраты, произведенные непосредственно предприятием на социальную сферу. Этот показатель опреде­ляется по формуле

Исоц _ 3Ско + 3Сза + Зко + Збб + Здр

Пр

где Исоц — показатель социальной активности предприятия; Пр — прибыль от реализации продукции и оказания услуг (руб.);

Зско — затраты на поддержание социально-корпоративной ответственности бизнеса и культуры организации (руб.);

Зсза — затраты на социально-значимые акции в области спонсирования, патронирования, благотворительности (руб.);

Зко — затраты на обеспечение высокого уровня качества обслуживания (руб.);

Збб — затраты на создание условий безопасного производ­ства и потребления (руб.);

Здр — другие затраты на социальную сферу (руб.).

Показатель социальной активности бизнеса позволяет наметить мероприятия по повышению социальной значимости предприятия.

Седьмой и восьмой блоки нацелены на подведение ре­зультатов управления малым бизнесом с учетом социальной ориентации. Именно на этом этапе можно сделать выводы об эффективности менеджмента, высоком профессионализме всего состава трудового коллектива.

Девятый блок — контроль и регулирование. Он предпола­гает четкое функционирование механизмов контроля за сово­купными расходами, результативностью каждого этапа оценки. Корректировку обратной связи осуществляет руководство малого предприятия.

На основании предложенного механизма можно подготовить практические рекомендации по ликвидации узких мест в целях достижения намеченных коммерческих и социальных успехов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: