План по рискам. В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.
Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены ниже.
Таблица 12.Финансово-экономические риски
Виды рисков | Отрицательное влияние на прибыль |
Неустойчивость спроса | Падение спроса с ростом цен |
Появление альтернативного продукта | Снижение спроса |
Снижение цен конкурентов | Снижение цен |
Увеличение производства у конкурентов | Падение продаж или снижение цен |
Рост налогов | Уменьшение чистой прибыли |
Платежеспособность потребителей | Падение продаж |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки | Снижение прибыли из-за роста цен |
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы | Снижение прибыли из-за роста цен |
Недостаток оборотных средств | Увеличение кредитов |
Для начала производственной деятельности необходимо рассчитать общую потребность в оборотных средствах – совокупный норматив оборотных средств – определяется суммированием частных нормативов по их элементам. Предполагается взять кредит на сумму 500 тысяч рублей под 26% годовых.
Главным источником кредитования будет коммерческий банк «Уральский финансовый дом».
График платежей по кредиту: выплаты процентов по кредиту и ежемесячный взносы представлены в таблице 12.
Таблица 12. Условия предоставления кредита
Сумма кредита: 500 000 руб. Срок: 12 мес. Месяц выдачи кредита: февраль 2006 Процентная ставка: 26% | ||||
№ | График платежей | Ежемесячный взнос: 47765 из этого: | Сальдо | |
Проценты | Возврат капитала | |||
03/2006 | ||||
04/2006 | ||||
05/2006 | ||||
06/2006 | ||||
07/2006 | ||||
08/2006 | ||||
09/2006 | ||||
10/2006 | ||||
11/2006 | ||||
12/2006 | ||||
01/2007 | ||||
02/2007 | ||||
ИТОГО: | 73 181 | 500 000 |
Таблица 13. Расходы по приобретению продуктов
Наименование статьи | 03/06 | 04/06 | 05/06 | 06/06 | 07/06 | 08/06 |
Кофе | - | |||||
Мороженное | - | |||||
Коктейли | - | |||||
Пирожное | - | |||||
Бутерброды | - | |||||
Горячие блюда | - | |||||
Десертные блюда | - | |||||
Спиртные напитки | - | |||||
Пиво | - | |||||
Окорочка гриль | - | |||||
Салаты | - | |||||
Шампанское | - | |||||
ИТОГО: | 95 565 | 143 535 | 190 425 | 190 425 | 190 425 |
В таблице 13 отражены расходы по отдельным видам товаров по оптовым ценам плюс в цену товара включается затраты на электроэнергию. В виду специфики работы кафе – эти затраты будут увеличиваться (или уменьшаться) в зависимости от спроса.
В таблице 14 отражен бюджет по прибыли и убыткам на период с открытия кафе (март 2006 г.) по август 2007 г. В феврале 2007 года по проекту предусматривается полное погашение кредита.
Таблица 14. Бюджет по прибыли (и убыткам), в рублях
04/06 | 05/06 | 06/06 | 07/06 | 08/06 | 09/06 | |
Объем продаж | ||||||
Прямые издержки, всего | ||||||
Валовой доход | ||||||
Косвенные издержки | ||||||
– З/п персонала | ||||||
– аренда | ||||||
– проч. издержки | ||||||
Валовая прибыль | ||||||
Возврат кредита | ||||||
Итого: | -1445 | |||||
Налоги | 16082,5 | 22446,5 | 22355,5 | 22355,5 | ||
– Единый социальный налог | ||||||
– Подоходный налог с прибыли частного предпринимателя | 3672,5 | 7481,5 | 7390,5 | 7390,5 | ||
Чистая нераспределенная прибыль | -1445 | 24577,5 | 50068,5 | 49459,5 | 49459,5 | |
То же нарастающим итогом | -1445 | 23132,5 | 80987,5 | 180515,5 |
10/06 | 11/06 | 12/06 | 01/07 | 02/07 | 03/07 | |
Объем продаж | ||||||
Прямые издержки, всего | ||||||
Валовой доход | ||||||
Косвенные издержки | ||||||
– З/п персонала | ||||||
– аренда | ||||||
– проч. издержки | ||||||
Валовая прибыль | ||||||
Возврат кредита | ||||||
Итого: | ||||||
Налоги | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 |
– Единый социальный налог | ||||||
– Подоходный налог с прибыли частного предпринимателя. | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 |
Чистая нераспределенная прибыль | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 |
То же нарастающим итогом | 279434,5 | 378353,5 | 477272,5 |
04/07 | 05/07 | 06/07 | 07/07 | 08/07 | |
Объем продаж (всего) | |||||
Прямые издержки, всего | |||||
Валовой доход | |||||
Косвенные издержки | |||||
– З/п персонала | |||||
– аренда | |||||
– прочие издержки | |||||
Валовая прибыль | |||||
Возврат кредита | |||||
Итого: | |||||
Налоги | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 | 22355,5 |
– Единый социальный налог | |||||
– Подоходный налог с прибыли частного предпринимателя. | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 | 7390,5 |
Чистая нераспределенная прибыль | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 | 49459,5 |
То же нарастающим итогом | 576191,5 | 675110,5 | 774029,5 |
Таблица 15. Финансовый план, в рублях
№ | Наименование показателя | 04/06 | 05/06 | 06/06 | 06/07 |
Поступление выручки | |||||
Поступление кредитных средств | |||||
Итого поступления | |||||
Платежи на сторону всего | 220582,5 | 273836,5 | |||
в том числе | |||||
4.1. | расчеты с поставщиками | ||||
4.2. | Реклама | ||||
4.3. | Аренда | ||||
4.4. | процент по кредиту, | ||||
возврат кредита | |||||
4.5. | Единый социальный налог | ||||
4.6. | подоходный налог | 3672,5 | 7481,5 | ||
Баланс платежей | 49167,5 | 81103,5 |
Анализ и планирование движения денежных средств составляет основу успешной деятельности, поскольку одной из основных задач как предпринимателя является поддержание текущей платежеспособности предприятия. Если в проекте отчета о прибылях и движение денежных средств, определяется, когда конкретно и сколько денег поступит, или будет уплачено по счетам поставщиков продукции или кредиторов, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия. Внимательный и аккуратный анализ планируемых поступлений и расходов поможет наиболее оптимально привлекать кредиты или, наоборот, выгодно вкладывать временно свободные денежные средства.
Когда планируется движение денежных средств необходимо иметь четкое представление об основных его потоках, то есть о том, кто, когда, кому и сколько должен заплатить, как это оговорено заключенными контрактами. Налоговым законодательством и другими документами.
Прежде всего, необходимо установить конкретные источники поступления денег: выручка от реализации товаров и услуг; авансы. Полученные от покупателей; средства, полученные от финансовых вложений и продажи ценных бумаг; средства, полученные от продажи части основных средств и оборудования; кредиты и займы; новые инвестиции и т.п.
В такой план необходимо включать только реальные поступления и расходы. Планируемые на каждый конкретный период времени. Это должны быть фактически выплачиваемые деньги, а не обязательства. Которые приняты на себя сейчас, для того, чтобы заплатить по ним в будущем. Эти обязательства отражаются в проекте отчета о финансовых результатах деятельности и в балансе.
Необходимо составить таблицу плановых показателей движения денег по месяцам первого года и кварталам второго и третьего года, примерно так, как составлялся проект отчета о финансовых результатах деятельности и необходимыми комментариями. В дальнейшем, возможно, сравнить плановые показатели с фактическими, что поможет вовремя выявить возможные отклонения, проанализировать причины их возникновения и предпринять адекватные ответные меры.
Конечно, такие детали, которые содержатся в отчете о движении денежных средств предприятия, могут раскрыть как сильные, так и слабые стороны деятельности фирмы. Поэтому, информация носит конфиденциальный характер, то желательно позаботиться о том, чтобы не было ее утечки.
Анализ безубыточности
Анализ безубыточности помогает определить тот минимально необходимые объем реализации продукции. При котором, предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не неся убытков. Задавая этот уровень или, как иногда говорят, «точку безубыточности», возникает задача, от успешного решения которой напрямую зависит прибыльность или убыточность деятельности предприятия.
Для предприятий, производящих и реализующих один продукт, расчет точки безубыточности может быть довольно простым, но этот же расчет для предприятий, производящих и реализующих несколько продуктов, оказывается довольно сложным, но в принципе точка безубыточности для кафе будет равняться.
Как уже отмечалось выше, когда обсуждались показатели, входящие в отчет о финансовых результатах деятельности предприятия, постоянные (фиксированные) расходы представляют собой неизменные, не зависящие от уровня реализации продукции затраты. Эти расходы должны быть оплачены, даже если предприятие не получит никакого дохода. К ним относятся: расходы на заработную плату штатного персонала, на аренду, отдельные виды налогов (например, на фонд оплаты труда) и обязательных платежей в бюджет (отчисления в пенсионный фонд, в фонд занятости и т.п.), выплата процентов по кредитам и займам. А также различного рода «скрытые расходы», например амортизация.
Переменные расходы связаны непосредственно с объемом реализованной продукции. Он включают в себя затраты на производство, закупку и реализацию продукции. Переменную часть затрат на рабочую силу, а также комиссионные от реализации и т.п.
В случае если заранее невозможно сказать, какими будут суммарные переменные расходы в абсолютном денежном выражении. При расчете безубыточности возможно использовать относительную величину валовой прибыли ВПр (%), выраженную в процентах от объема реализации продукции:
ВПР (%) = ПсР/ОбРбу = 59200/269625.
Проведем расчет уровня безубыточности на основании данных, полученных из проекта отчета о финансовых результатах деятельности фирмы к концу первого года.
Рассчитываем точку безубыточности:
ОбРбу = ПсР/ВПр (%)=59200/27,33% = 269 624.
Запас финансовой прочности составляет 84615 рублей, что в процентном соотношении к общим расходам составляет 31,38%.
Итак, минимальный объем реализации, при котором кофейня будет работать без убытков, но и без прибыли составляет 269624 рубля.
Анализ безубыточности проводился на момент выхождения на полную производственную мощность.
Таблица 16. Ценовая политика предприятия
№ п/п | Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа | Характеристика и оценка фактического состояния дел | Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению |
1. | Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него | В полной мере. Уровень издержек ниже среднерыночных | Сохранится в полной мере. Постоянный анализ структуры издержек. |
2. | Какова вероятная реакция на повышение (понижение) цены? | Спрос эластичен, снижение цены ведет к росту объемов продаж. | При сохранении качества товара, «эластичность» стремится к 1. |
3. | Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? | Уровень цен приемлем | При сохранении качества товара, цена станет вторичным критерием. |
4. | Как относятся покупатели к установленным ценам?* | Положительно | Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности. |
5. | Используются ли предприятием (фирмой) политика стимулирующих цен? | Не предусматривается | Возможна, при ужесточении конкуренции. |
6. | Используется ли предприятием политика стандартных цен? | Используется на начальном этапе. | При стабильном экономическом положении предполагается установить гибкую систему ценообразования. |
7. | Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? | Проводится анализ конъюнктуры рынка, определяются возможные причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных потерь. | Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться переговоры с конкурентами. |
8. | Будут ли известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям? | Да, будут указаны в рекламе. | Предполагается рассылка рекламных проспектов с указанием цен постоянным клиентам, а так же потенциальным клиентам. |
* эти данные получены на основании маркетинговых исследований конкурентов.
Заключение
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы:
· в планируемом периоде (2006 г.) имеет место рост объемов производства на 30%;
· для успешной работы кофейни «Студент» необходим кредит на сумму 500000 руб.;
· норматив оборотных средств, в динамике, увеличивается, что объясняется ростом объемов выпуска продукции в 2006 и 2007 гг. и ростом индекса цен;
· себестоимость выпуска также увеличивается, хотя себестоимость единицы продукции не изменяется, что объясняется ростом заработной платы по истечению испытательного срока сотрудников кафе;
· сущность политики кафе заключается в вытеснении конкурента за счет качественного сервиса и обслуживания (у конкурентов в большинстве случаев сервис отсутствует). Ценовая политика рассматривается в таблице 16;
· линейная организационная структура данного предприятия достаточно эффективна и для этого проекта она наиболее оптимальная (по количеству работающих сотрудников);
· финансовый риск проекта небольшой, так как эта отрасль народного хозяйства быстро окупаемая, хотя такой фактор, как повышение арендной платы учитывается.
В целом реализация проекта по созданию точки общественного питания (кофейня «Студент») экономически целесообразна. В будущем способно своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете, т. к. предприятие планирует получать устойчивую прибыль.