Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика относится к антропологическим наукам
n Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни
n Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития
Основные категории (понятия) педагогики
Обучение– специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения | Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога | Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое) |
Педагогическая наука возникла в XVII веке
n Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский
|
n Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».
Классики мировой педагогики
n Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию
n Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения
n Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена
n Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания
n И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания
n А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения
n К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании
n П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых
n Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики
n А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива
n В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания
Педагогические источники: Народная педагогика, Педагогический опыт, Научно-педагогическая литература, Учебная и учебно-методическая литература, Художественная и мемуарная литература, Произведения изобразительного искусства, Видео- и аудиоисточники, Педагогическая периодическая печать, и др.
|
Основные отрасли педагогики
n Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы:
1) дидактика – теория обучения и образования;
2) теория воспитания
n История педагогики изучает развитие педагогических
учений и практики с древнейших времен до наших дней
Философия образования разрабатывает методологию
(основные идеи, принципы, методы) педагогической науки
n Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин
n Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах
n Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий
n Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых)
n Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы:
- семейная педагогика;
- внешкольное воспитание и образование;
- перевоспитание правонарушителей
n Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы:
- дошкольная педагогика;
- школьная педагогика (педагогика начальной,
средней, высшей школ);
- андрогогика – педагогика взрослых
Межпредметные связи педагогики: Философия, Психология, Физиология, История, Генетика, Кибернетика, Социология, Экономика, Политология.